2.1 Взгляды зарубежных и отечественных ученых на проблему среднего креативного класса
Концепция креативного класса возникла в контексте взаимопересечения классических и неклассических течений социологической мысли, как результат синтеза идей постиндустриализма и общества «иного» модерна. Развитие информационных технологий обнажило и ускорило переход к экономике знания, поставило и обозначило рамки интеллектуализации человеческого труда и замену монотонных, рутинных, репродуктивных форм деятельности инновационными вариантами.
На протяжении второй половины ХХ в. многие теоретики напряженно искали ту социальную группу, которая выступает и ведущим фактором социальных изменений. Так, П. Друкер видел ее в работниках интеллектуального труда, Д. Белл включил в новый класс ученых, инженеров, менеджеров и администраторов, Э. Райт -- профессионалов и администраторов, а Р. Рейх назвал эту группу «символическими аналитиками», т.е. специалистами, оперирующими идеями и символами. Наиболее общим понятием для определения места этой группы в социальной структуре долгое время служило понятие среднего класса [7].
Р. Флорида считает необходимым дать этой группе иное, отвечающее новым реалиям имя -- «креативный класс». Под влиянием коренных изменений, происходящих в экономической и социальной жизни современных обществ, сформировалась новая классовая структура, центральным элементом которой и является этот класс. Поскольку на протяжении длительного времени роль такого элемента отводилась среднему классу, может создаться впечатление, что произошла простая подмена понятий, однако Р. Флорида настаивает именно на появлении новой социальной группы, принципиально меняющей социальную структуру общества, а понятие «средний класс», по его мнению, не отражает происходящих перемен [28].
Среди отечественных социологов сегодня отношение к концепту среднего класса далеко не однозначное. Как отмечает Ю.Г. Волков, «средний класс (и это не скрывается) декларировался как опора социального порядка, носитель идеи социальной и политической стабильности. Его существование являлось аргументом в пользу эффективности общества массового потребления. Усиление в контексте глобализации разрыва между богатыми и бедными обществами, провал концепции «догоняющей модернизации» способствовали критике конструкта среднего класса» [6, с.11].
Креативность - многосложное понятие и качество, в условиях формирования креативного класса оно становится социальным маркером, средоточием критериев социальной идентичности и ценностным образцом. Отсюда вытекает целый ряд исследовательских задач: определить социальные условия для формирования креативного общества в России, исследовать диалектику социальной активности как атрибутивного качества креативного класса, дать оценку функциональной роли креативного класса как носителя востребованных обществом ценностей [9].
По замечанию Ф.А. Баркова, именно в этом контексте стоит обратить внимание на потенциал нормативной функции творческой деятельности и показательности успеха креативного человека. Социальный успех, помноженный на статус креативности, формирует совсем другой тип личности, иной коллективный имидж, нежели оппортунистические бизнес-стратегии. Уже сегодня, оценивая тот или иной бизнес, простые россияне начинают все больше уважения проявлять к креативным корпорациям и компаниям. Креативность становится хорошим тоном и модным трендом. Это происходит потому, что креативность, как концепт, объединяет в себе сразу несколько привлекательных социальных категорий [5].
Креативность технологична, эстетична и ценностна. Креативные компании - самые технологичные, продвинутые с точки зрения используемых приемов операционной деятельности, маркетинговой политики. Креативные компании обладают большим эстетическим потенциалом, для них важно не просто быть, но быть не такими как все, предлагать то, чего нет у конкурентов, предлагать особую эстетику продуктов. Как правило, креативные компании продают не просто товар, но и связанные с ним идентичности или ценности. Но наиболее успешные компании, продают с товаром, «частичку себя», или, точнее говоря, своего публичного имиджа, формируемого, как правило, посредством обращения к социально важным ценностям и качествам. Все это заставляет нас задуматься над движущей ролью креативности в эпоху информационного или технотронного общества.
По замечанию Ю.Г. Волкова, в креативности как социальной тенденции также скрыт целый спектр рисков и угроз. Именно поэтому современными исследователями [7] рассматривается конкуренция креативных и имитационных практик. Но наше убеждение состоит в том, что гуманистический потенциал идей креативности намного превосходит потенциал угроз. По мнению Б. Барбера, креативность по своему определению противостоит макдональдизированному обществу, стандартизированному потреблению. Креативность, по мере интеграции в процесс общественного воспроизводства в качестве новой формы капитала, способствует преодолению отчуждения между производителем и потребителем. Производство и потребление становятся актами самораскрытия, реализации творческой социальной энергии.
Многие западные социологи [9] говорят о том, что для креативного западного класса не свойственно увлечение потреблением, в то время как российского общество переживает пик «показного потребления». Такое потребление становится важнейшей функцией социального бытия личности, и формирует социальный порядок, завязанный на гонку имиджей и потребительских практик. Креативный класс противостоит этой тенденции, поскольку уравновешивает значимость потребления и производства как сфер человеческой самореализации. Так, профессиональная самореализация выступает основой созидательных социальных практик. За тенденцией повышения престижа науки и образования в России, неизбежно придет повышение социального престижа профессионализма, а также снижение теневых практик, вызванных дисфункциональным состоянием общества.
Таким образом, креативность становится фактором социальных изменений, а ее основной социальный референт - креативный класс - субъектом модернизации российского общества.
А.К. Манучарян утверждает, что критерием переломных тенденций здесь выступает вопрос о фундаментальных ценностях социума и его идентичности, когда социальный активизм начинает противостоять застойным симптомам - иждивенчеству, патернализму и социальной пассивности [24].
Креативный класс в российском обществе - это находящаяся в становлении группа, консолидированная интересами самореализации, общественной пользы, служения профессиональному долгу. Ядро этой группы составляют люди, ориентированные на творческую работу и социальную инициативу, примыкающими являются россияне, которые осознают необходимость перемен при взаимодействии общества и государства, направления социальной энергии населения под контролем государства на достижение лучшей жизни для общества и укрепления России как интеллектуального и культурного лидера в мире.
Креативность в российском обществе является пока еще потенциальным социально-творческим состоянием, однако оно отвечает насущным общественным потребностям большинства населения, содержит возможности для активного участия населения в социальных процессах и способствует переходу к новому периоду экономического роста и развития человеческого капитала.
Как утверждают М.Ю. Барбашин, Ф.А. Барков, Ю.Г. Волков, А.В. Сериков, Е.Н. Крамарова, З.М. Хачецуков, креативный потенциал российского общества должен и может стать локомотивом и катализатором общественного развития, эффективным способом общественной интеграции глобальные тенденции социального развития при сохранении российской ценностной доминанты - уважения к истории, собственной культуре [18].
На Западе интерес к социальной креативности актуализировался в середине XX века. Изучение креативности стало методологической реакцией против господства западного социологического и экономического рационализма, при котором социальный агент рассматривался как рациональный и утилитарный индивид. Развитие креативности стало рассматриваться как вариант интенсивного социально-экономического развития современного общества, который способствует повышению эффективности, увеличению темпов экономического роста, прекращению или, по крайней мере, сглаживанию негативных социальных последствий циклов экономического развития [6].
Несмотря на методологические сложности и сохраняющееся влияние современных идеологических течений, можно указать на постепенно формирующуюся предметную область социологии креативности, включающую в себя анализ социальных факторов формирования креативного общества.
В таком обществе творчество, гражданская инициатива и креативность должны стать значимыми социальными ценностями, а жители страны смогут вести равноправный диалог с государством, отстаивать свои законные интересы и проявлять гражданскую ответственность, активность, заинтересованность в общественных делах, демократии, законности, сохранять патриотизм, толерантность, взаимовыручку и сотрудничество и т.п.
Таким образом, рассмотрев разные авторские концепции относительно формирующегося нового класса, мы приходим к выводу, что появление креативного класса несет с собой как позитивные изменения, связанные с нарастанием творческого потенциала общества, так и серьезные социальные риски и новые формы социальных конфликтов. В процессе определения места этого класса в социальной структуре общества авторы используют разные подходы. Можно предположить, что в результате обобщения этих подходов, синтеза различных направлений появится концепция, которая позволит не только прогнозировать грядущие последствия, но и влиять на них, скорректировав последние в благоприятном для общества направлении.
социальный экономический инновационный креативный
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Теоретико-методологические основы стабильного социально-экономического развития страны
- 1.1 Понятие устойчивого развития
- 1.2 Концепция устойчивого развития
- 1.3 Индикаторы устойчивого социально-экономического развития страны
- 2. Формирование среднего креативного класса как основа устойчивого социально-экономического развития общества
- 2.1 Взгляды зарубежных и отечественных ученых на проблему среднего креативного класса
- 2.2 Основные признаки и структура среднего креативного класса
- Развитие среднего класса в Казахстане
- Креативный класс
- Тема 16. Средний класс в системе социально-экономических отношений.
- 2. Социально-экономическое развитие страны и его особенности
- Тема 16. Роль среднего класса в социально-экономическом развитии общества.
- 2. Социально-экономическое развитие страны и его особенности
- 46.Рост и развитие социально-экономического сосотояния стран.
- Креативно-нормативный потенциал и перспективы среднего класса в России
- 38.Социально-политические и экономические условия формирования среднего класса.