Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

курсовая работа

2. Опыт поддержки малых предприятий в зарубежных странах

Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ [21, с. 75].

Долгое время в США «головной болью» малого бизнеса было массовое разорение малых предприятий. Однако, выявив основные причины этого явления (недостаток капитала, неэффективные технологии, отсутствие управленческого опыта, неумение находить экономические ниши), были найдены эффективные рецепты «лечения» этой болезни. В США в 1953 г. была создана Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США [8, с. 93]. В функции АМБ входят финансовая помощь, технические и консультационные услуги. После экспертизы бизнес - проектов малым фирмам выделяются займы (до 100 тыс. долларов) под гарантии со стороны правительства. Кроме этого, АМБ осуществляет посредничество между крупными компаниями, университетами и малыми фирмами - в части разработки инноваций, между государственными органами и малыми фирмами в части получения госзаказов, между министерством обороны и малыми фирмами - по части выполнения военных заказов. Также АМБ занимается исследованием внутреннего и внешнего рынка. При нахождении экономических ниш на внешнем рынке АМБ предлагает малым фирмам бизнес - проекты и одновременно внешние займы для организации международного бизнеса [21, с. 76].

В Японии стимулирование предприятий малого бизнеса ведется на всех уровнях, начиная от властей центрального правительства и заканчивая самостоятельными союзами и объединениями малых предприятий. Центральные власти и местные органы самоуправления субсидируют на всех этапах жизненного цикла предприятия малого бизнеса, непосредственно участвующие в создании наукоемкого и высокотехнологичного производства. Для таких предприятий государство выделяет займы, обеспечивает кредитование малого бизнеса через предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий. Также при централизованной поддержке государства в специальных центрах, некоммерческих организациях производится обучение кадров, осуществляется консультационно-информационная поддержка [7].

В Германии, где эффективность малых предприятий несколько выше, чем в США и Японии, существует свои особенности поддержки малого бизнеса. Так каждый предприниматель в этой стране обязан войти в состав торгово-промышленной палаты. Это государственный орган, возникший еще в эпоху зарождения капитализма. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами. В настоящий момент этот государственный орган Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Основная приоритетная задача палат - оказание всяческой поддержки и помощи предпринимателям [7].

В правительственную политику Великобритании по отношению к малому бизнесу входит и создание так называемых предпринимательских агентств. Это компании, в уставе которых оговорен бесприбыльный характер, обычно создаются совместно государственным и частным секторами для содействия какому-то региону в создании и развитии частных предприятий [8, с. 94].

Финансовая поддержка малых предприятий в развитых странах предусматривает:

1) кредитование -- предоставление прямых кредитов, т.е. финансируемых из государственных источников [8, с. 94].

Например, во Франции создан специальный банк долго- и среднесрочного кредитования на льготных условиях закупок оборудования малыми и средними предприятиями.

В Германии программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела» способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых «start up» проектов. А в соответствии с региональной программой «Возрождение Европы» сформирован специальный бюджетный фонд, средства которого перечисляются частным специализированным банкам и затем используются на долгосрочное инвестиционное кредитование мелких фирм по льготным процентным ставкам.

В Сингапуре внедряются сотни различных программ льготного кредитования. Сюда входят и специальные займы на выгодных условиях, страхование кредитных рисков, субсидирование. Для микропредприятий, численность занятых работников в которых не превышает 10 человек, созданы специальные льготные условия кредитования. В целом, кредитно-банковская система страны полностью поддерживается и контролируется государством, позволяя при этом постоянно снижать кредитные ставки.

2) целевое бюджетное финансирование проектов малого бизнеса, участие в акционерном капитале [8, с. 94].

В Германии государство для поддержки инновационной деятельности создало около 30 национальных фондов, располагающих капиталом в 2 млрд. евро, из которых 20 % инвестируется в инновационные предприятия [8, с. 94].

3) налоговое регулирование -- широко используется уменьшение ставки налогов в зависимости от размера предприятия, региона, сферы деятельности; сужение налоговой базы; налоговые каникулы и налоговые кредиты; ускоренная амортизация; установление минимума годового дохода, который не облагается налогом [8, с. 94].

В ряде стран применяются налоговые скидки - полное освобождение новых малых фирм от налогов на прибыль в течение первых двух лет работы, до 75% - на третьем году, до 50% -на четвертом году, до 25% - на пятом году функционирования фирмы [8, с. 94].

В Германии и Франции предприятия, занимающиеся профессиональной подготовкой и переподготовкой молодых сотрудников, получают льготы по обязательным выплатам на социальное страхование [21, с. 78].

В Японии определяются приоритетные направления развития определенных производств и услуг. И если малые предприятия развивают свое производство именно на этих направлениях, то им предоставляются налоговые льготы на стимулирование конкретных видов деятельности. Освобождаются от налогов денежные средства, идущие на образование резервных фондов прибыли. Налоговые льготы распространяются также на содержание современного высокопроизводительного оборудования [21, с. 79].

Практика фискальных льгот и дотаций в зарубежных странах применяется и для возрождения пришедших в упадок регионов. В кризисных точках создаются зоны свободного предпринимательства, где функционируют государственно-коммерческие фонды регионального развития, предоставляющие льготные кредиты и деловые услуги. На их территории резко снижен налог на недвижимость и прибыль, подоходный и другие налоги, практикуется льготная продажа оборудования. В 1988 г. британское правительство учредило специальный фонд для субсидирования мелкого бизнеса в рамках этой программы [21, с. 79].

Помимо финансовой помощи формами стимулирования развития малого бизнеса в развитых странах являются:

4) юридическая помощь: облегченная процедура регистрации, создание специализированных консалтинговых служб [8, с. 96].

Во Франции, например, были упрощены финансовые декларации и сокращено их количество. В Греции сокращено количество лицензий на осуществление инвестиций и их выдача сосредоточена в одном учреждении (вместо 14). В Италии количество лицензируемых видов деятельности сокращено с 88 до 8. В Великобритании отменено требование ежегодной ревизии малых предприятий [8, с. 96].

5) информационная помощь: доступ к информационным системам правительства и научно-исследовательских организаций [8, с. 96].

Широкое распространение в развитых странах получил консалтинг -- это деятельность компаний по предоставлению независимых советов и помощи производителям, продавцам, покупателям в области экспертной, технической и экономической деятельности, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации [8, с. 108];

6) материально-техническая помощь: сдача в аренду производственных и офисных площадей на льготных условиях, доступ к дефицитным ресурсам [8, с. 96];

7) инфраструктурная помощь: обустройство промышленных зон, создание бизнес-инкубаторов [8, с. 96];

8) коммерческая помощь: прямое размещение госзаказов [8, с. 96];

9) развитие системы субподряда, помощь МП, выходящим на международные рынки, защита интеллектуальной собственности [8, с. 96].

В рыночных условиях существует объективная необходимость интеграции, взаимодействия крупного и мелкого бизнеса. Для этого компании могут использовать следующие основные договорные формы взаимодействия: субподрядные соглашения, франчайзинговые соглашения, лицензионные соглашения, лизинговые соглашения и механизм венчурного финансирования [22, c. 180].

Субподряд обеспечивает эффективное взаимодействие мелких предприятий-производителей отдельных частей готовых изделий и крупных компаний, производящих готовые изделия. Франчайзинг предполагает интеграцию ресурсов малого предприятия и крупного бизнеса в области маркетинга. Лицензирование позволяет получить малым предприятиям необходимые технологии производства от крупных компаний либо реализовать собственные интеллектуальные активы. Лизинг решает проблему обеспечения малого предприятия основными фондами в случае высокого уровня единовременных капитальных затрат, а также позволяет крупным компаниям-производителям оборудования организовать сбыт собственной продукции. Венчурное финансирование позволяет организовать совместную работу малого предприятия и крупных предприятий при реализации наукоемких проектов с повышенным уровнем риска [10, с. 5].

Рассмотрим и опыт поддержки малого бизнеса нашей ближайшей соседки России. Ведь, несмотря на то, что масштабы развития малого предпринимательства в этой стране остаются весьма скромными, на фоне стран СНГ Россия выглядит далеко не худшим образом [7].

В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства [7].

Постановлением Правительства России от 8 июня 2001 года образована Комиссия Правительства РФ по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление. Эта комиссия является координационным органом для обеспечения согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях устранения излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности и повышения эффективности расходов федерального бюджета на государственное управление [6, с. 33];.

Кроме нее в России действует Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на определенный год, создан Государственный комитет РФ по поддержке малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [8, с. 98];.

Невысокая доля малых предприятий в России связывается со следующими проблемами:

- недостаточное финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки;

- сложное и противоречивое налоговое законодательство;

- отсутствие дифференциации размеров штрафов в отношении крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних;

- законодательство, регулирующее деятельность малых предприятий носит противоречивый характер, что вызывает у предпринимателей неуверенность в завтрашнем дне, ведут к снижению деловой активности населения, стимулируют развитие «теневого» бизнеса;

- бюрократическая запутанность процедур регистрации бизнеса, лицензирования деятельности, сертификации продукции, оформления прав собственности и т.д.;

- неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;

- неразвитость системы страхования и гарантий при реализации инновационных проектов в развитии наукоемких малых производств [7].

Таким образом, в развитых странах, где малый бизнес рассматривается как один из главных источников обеспечения занятости и экономического развития, разработаны действенные направления его поддержки. Опыт этих стран и стран, не достигнувших высоких результатов в этом секторе экономики, показывает, что для успешного развития малого бизнеса необходимо обеспечить комплексную поддержку его субъектов. Прежде всего, важна финансовая поддержка, которая предусматривает предоставлении возможности малым предприятиям получать прямые кредиты, некоторые льготы или налоговые послабления. Также важна юридическая (облегченная процедура регистрации), информационная (доступ к информационным системам правительства и научно-исследовательских организаций), инфраструктурная (обустройство промышленных зон, создание бизнес-инкубаторов), материально-техническая (сдача в аренду производственных и офисных площадей на льготных условиях, доступ к дефицитным ресурсам) и другие виды помощи.

3. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь

Малый бизнес в Республике Беларусь играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности [9, с. 10].

История развития малого предпринимательства в республике насчитывает около 21 года. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса [1, с. 67].

В соответствии с действующим законодательством малое предпринимательство в Республике Беларусь существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и индивидуальные предприниматели [10, с. 4]. К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:

ѕ в промышленности и на транспорте -- до 100 человек;

ѕ в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и научно-технической сфере -- до 60 человек;

ѕ в строительстве и оптовой торговле -- до 50 человек;

ѕ в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле -- до 30 человек;

ѕ в других отраслях непроизводственной сферы -- до 25 человек [1, с. 67].

Деятельность индивидуального предпринимателя с 1 января 2008 г. может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки) [13, с. 6].

Ввиду отсутствия статистических данных об объеме производимой продукции, работ и услуг индивидуальными предпринимателями обзор в основном относится только к первой группе субъектов хозяйствования [1, с. 67].

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 96 929, увеличившись по сравнению с началом года на 3 процента, а по сравнению с аналогичным периодом 2011 года - на 5,3 процента [17].

Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 процента, за период с 1 мая 2011 г. - 6 процентов. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц [17].

Анализ развития малых предприятий позволяет определить следующие основные тенденции динамики данного сектора:

ѕ ориентированность предпринимательских структур в основном на торгово-посредническую деятельность. По итогам 2010 года количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, занятых в торговле и общественном питании, составляет 40,9%. В промышленности сосредоточено 19,9% субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, строительстве - 10,7%, транспорте - 8,1%, сельском хозяйстве - 3,3 от общего количества субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. В науке и научном обслуживании осуществляют деятельность 317 микро- и малых организаций (0,4% от общего количества) [17];

ѕ неравномерность развития по регионам республики. Большая часть субъектов малого предпринимательства - юридических лиц 37 процентов сконцентрирована в г. Минске; 16% - в Минской обл.; 10,8 - Брестской; 9,7 - Гомельской; 9,5 - Витебской; 8,6 - Гродненской; 8,4 - Могилевской. Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры[17];

ѕ сохранение доли малого предпринимательства в ВВП республики на уровне 12,4%. На 2005г. этот показатель был равен 8,1%, в 2006г. - 8,8%, в 2007г. - 10,5%, в 2008г. - 11,2%, в 2009г. - 11,4%[17];

ѕ увеличение участия малых предприятий в экспорте и импорте товаров за последний год. В общем объеме белорусского экспорта товаров доля субъектов малого предпринимательства - юридических лиц по итогам 2009 года составила 34,3% (по итогам 2008 года - 7,9%). В общем объеме импорта их доля составила 27,6% (по итогам 2008 года - 24,1%). По объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства по республике лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 67,4%, импорта - 73,2% [16];

ѕ происходит постепенное повышение доли работников, занятых на малых предприятиях. Так средняя численность работников в среднем за 2009 год на микро- и малых организациях составила 773,4 тыс. человек, что на 129,6 тыс. человек или 20,1% больше, чем за 2008 год. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2009 года работало 20,4%от занятых в экономике [17];

ѕ увеличивается доля малых предприятий в инвестициях в основной капитал. В 2010 году объем инвестиций в основной капитал составил 14751,3 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2009 годом на 140,2%. При этом объем иностранных инвестиций составил 861,5 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2009 годом на 50,3% [17];

ѕ сокращается доля малых предприятий, находящихся в государственной и иностранной собственности и возрастает находящихся в частной собственности. По состоянию на 1 января 2009 г. количество малых предприятий всех форм собственности составило 67991 предприятий, по сравнению с 2007 годом их число увеличилось на 16751 предприятий или на 32,7% [17];

ѕ В 2010 году наблюдается уменьшение убыточных организаций по сравнению с 2009 годом (21 и 26 процентов соответственно): в общем количестве субъектов малого предпринимательства - юридических лиц доля убыточных микроорганизаций составила 21,9 процента, малых организаций - 16,3 процента [17].

Объем платных услуг, оказанных населению субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами, составил 2190 млрд. рублей (2009 год - 1867 млрд. рублей) [15, c.90].

Таким образом, малый бизнес Беларуси представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспечении общего экономического роста страны. В связи с этим государство заинтересованно в развитии этого сектора экономики.

В Республике Беларусь общие принципы организации системы поддержки развития малого предпринимательства сформулированы в двух базовых законодательных актах: это закон РБ "О государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Беларусь", действующий с 1996 г., и указ Президента РБ "О государственной поддержке малого предпринимательства на 2010-2012". На основе действующей законодательной базы ежегодно принимается Государственная программа поддержки малого предпринимательства, в которой устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году [11, с. 6].

Также 7 мая 2012 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь №6 « О стимулировании государственной деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» [16].

Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721. Данная Программа разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства“. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2011 г. № 290 в Программу внесены изменения и дополнения. В настоящее время Программа состоит из 7 разделов, в которые включены 47 мероприятий [16].

Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010-2012 годы предусматривает следующие мероприятия:

1) Мероприятия, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства;

2) Финансовую поддержку малого предпринимательства;

3) Повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

4) Расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др.

На реализацию мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей. [16].

В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году - 133 процентов, в 2012 году - 135 процентов. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году - до 115 процентов. [19].

В целях совершенствования законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства подготовлен и принят ряд нормативных правовых актов, направленных на упрощение административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, лицензирование деятельности субъектов хозяйствования, расширение прав субъектов малого предпринимательства в установлении свободных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), совершенствование процедуры ликвидации субъектов предпринимательства (Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З ”О поддержке малого и среднего предпринимательства“, Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 ”О лицензировании отдельных видов деятельности“ и др.) [5].

Оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства осуществлялось в 2010 году облисполкомами и Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей посредством предоставления субъектам малого предпринимательства финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе, имущества на условиях финансовой аренды (лизинга), субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга). Всего из указанных источников оказана поддержка 96 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 3603,4 млн. рублей под создание 423 рабочих мест [5].

Кроме этого, в 2010 году в целях предоставления субъектам малого предпринимательства льготных кредитов облисполкомами (Минским горисполкомом) размещены во вклад (депозит) 7 банков (ОАО “Белгазпромбанк”, ОАО “Белинвестбанк”, ОАО “Приорбанк”, ОАО “АСБ ”Беларусбанк”, ЗАО ”Банк ВТБ (Беларусь)“, ЗАО ”АКБ ”Белросбанк“, ОАО ”БПС-банк“) средства местных бюджетов в размере 19881,2 млн. рублей. В течение 2010 года за счет размещенных средств вышеуказанными банками предоставлены льготные кредиты 188 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 22203,4 млн. рублей для обновления материально-технической базы, приобретения оборудования, специальных устройств и приспособлений в целях создания (дальнейшего развития) производства товаров и оказания широкого спектра услуг [15, c.99].

В 2010 году центрами поддержки предпринимательства (всего по состоянию на 1 января 2011 г. - 53 центра) оказаны услуги по вопросам предпринимательской деятельности 68608 человекам, по актуальным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности проведено 1523 курса и семинара, в которых приняли участие 34269 человек [15, c.99].

На площадях инкубаторов малого предпринимательства (14,5 тыс. кв.м.) (всего по состоянию на 1 января 2011 г. - 10 инкубаторов) в истекшем году размещено 306 арендаторов - субъектов малого предпринимательства с общей численностью персонала 2876 человек, которым оказывалась помощь в решении проблемных вопросов, возникающих в ходе осуществления хозяйственной деятельности (информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, разработке бизнес-планов и др.) [14].

В целях диверсификации экспорта белорусских предприятий в 2010 году БелТПП впервые организованы бизнес-контакты с Индонезией, Оманом, Саудовской Аравией, Малайзией, Монголией и др. В течение 2010 года белорусские субъекты хозяйствования приняли участие в более чем 160 выставках и ярмарках за рубежом.

В учреждениях образования за 2010 год прошли обучение и переподготовку по специальностям, необходимым для осуществления предпринимательской деятельности, 1581 человек, из них 489 руководителей и 1092 специалистов малого и среднего предпринимательства [14].

В результате реализации мероприятий Программы, а также иных мер, направленных на совершенствование условий предпринимательской деятельности, количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, зарегистрированных в налоговых органах Республики Беларусь, на 1 января 2011 г. составило 86 194 предприятий, что на 9,6 процентов больше, чем в 2009 году. Количество индивидуальных предпринимателей составило 231 834 единиц и увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2009 года более чем на 5,6 процента [14].

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 2010 год составил 21 % (2009 год - 18%), в том числе от юридических лиц - 18,4 % (2009 год - 15,6%), от индивидуальных предпринимателей - 2,6 % (2009 год - 2,4%) [4].

В Республике Беларусь к настоящему времени сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая следующую структуру: Департамент по предпринимательству Министерства экономики; управления (отделы) предпринимательства комитетов экономики облисполкомов, Минского горисполкома; Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь; Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей; субъекты инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в регионах; общественные объединения предпринимателей [9, с. 4].

Для реализации отдельных направлений государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Беларусь создается специальная инфраструктура [8, с. 104].

В соответствии с законодательством в Республике Беларусь могут создаваться следующие элементы инфраструктуры поддержки предпринимательства:

ѕ инкубаторы малого бизнеса;

ѕ центры поддержки предпринимательства;

ѕ фонд финансовой поддержки предпринимательства;

ѕ научно-технологические парки;

ѕ общества взаимного кредитования;

ѕ целевой фонд нежилых помещений;

ѕ союзы малого предпринимательства;

ѕ торгово-промышленные палаты [8, с. 104].

Инкубатором малого предпринимательства является организация, которая создается на основе любой формы собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой независимости [5, с. 104-105]. На 1 января 2012 г. во всех областях республики, за исключением Брестской области, и г. Минске действовало 15 инкубаторов: в Витебской, Гомельской, Гродненской областях по 1 инкубатору, Могилевской - 2, Минской - 3, г. Минске - 7 [5].

Центром поддержки предпринимательства (ЦПП) является юридическое лицо, создаваемое на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства [8, с. 105]. В настоящее время в Беларуси действует 76 центров поддержки предпринимательства. Количество штатных сотрудников центров на 1 января 2012 г. составило 676 человек (на 1 января 2011 г. - 534 человека), большинство из которых имеют высшее экономическое, юридическое, а также педагогическое и техническое образование [5].

В 2011 году в центры республики по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности обратились 82974 человек (в 2010 году - 68385 человек) [5].

Фонд финансовой поддержки предпринимателей (ФФПП) -- это некоммерческая организация, созданная для финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства путем использования денежных средств в виде бюджетных ассигнований, кредитных ресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг [5].

В 2011 году субъектам инфраструктуры была оказана государственная финансовая поддержка на сумму 2133,2 млн. рублей (в 2010 году - 956,6 млн. рублей) [17].

Общества взаимного кредитования -- это юридические лица, имеющие статус некоммерческой организации и создающиеся для аккумулирования временно свободных денежных средств участников с целью оказания им временной финансовой помощи [8, с. 106].

Союзы (ассоциации) малого предпринимательства -- это общественные организации, создающиеся для обеспечения наиболее благоприятных условий развития малого предпринимательства, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти, создания позитивного общественного мнения, популяризации идей малого предпринимательства [8, с. 107].

В Беларуси существует несколько крупных бизнес-союзов республиканского масштаба и региональные бизнес-объединения (по одному в каждой области). Наиболее известные среди них:

- Республиканское объединение «Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского (БСПН)». Главным содержанием деятельности БСПН было и остается содействие повышению конкурентоспособности предприятий, развитию предпринимательства, созданию новых рабочих мест и эффективной занятости как главного фактора для формирования среднего класса и борьбы с бедностью [11, с. 14].

- Республиканский совет профсоюза работников кооперативов, малых предприятий и других форм предпринимательства Беларуси «Садружнасць».

Данное объединение предоставляет информацию по актуальным вопросам предпринимательской деятельности, в том числе: помощь в решении проблем, возникающих во взаимоотношениях предпринимателей с государственными органами; поиск партнеров в Беларуси и за рубежом; подбор обучающих программ и международных программ обмена; проведение обучающих семинаров на актуальные темы; содействие льготному кредитованию при создании новых рабочих мест; содействие социальному развитию трудовых коллективов [11, с. 14].

- Республиканское объединение «Белорусский союз предпринимателей» и другие [11, с. 14].

Помимо бизнес-союзов в Беларуси существуют профессиональные общественные организации и ассоциации, созданные на некоммерческой основе, добровольно работающие в области продвижения развития предпринимательства и частного сектора в стране. Например, общественное объединение «Белорусский союз налогоплательщиков», «Республиканский союз нанимателей», «Белорусский союз строителей» и многие другие [11, с. 15].

Торгово-промышленные палаты -- это негосударственные некоммерческие организации, основанные на членстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь. Задачами торгово-промышленной палаты являются содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, оказание помощи субъектам хозяйствования в проведении торговых операций на внешних рынках, осуществление консультативно-информационной деятельности по исследованию и освоению иностранных рынков, поиску иностранных партнеров [8, с. 106].

Для обеспечения взаимодействия субъектов инфраструктуры по предоставлению субъектам малого предпринимательства комплексной информационной поддержки по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности, Департаментом по предпринимательству создан веб-сайт специализированной информационной системы инфраструктуры поддержки предпринимательства (www.svoedelo.by) [9, с. 6].

Несмотря на определенные успехи и положительную динамику, общий уровень развития малого бизнеса в Беларуси по сравнению с другими странами, вставшими на путь рыночных реформ, остается одним из самых низких. По мнению аналитиков, причины этого можно разделить на две группы [1, с. 74].

Первая группа касается сферы взаимоотношений предпринимателей с государством. Усиление государственного регулирования экономических процессов привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело множество административно-бюрократических барьеров в его функционировании и развитии [1, с. 75].

Основными административными барьерами на пути развития малого предпринимательства являются:

1) сложность и высокая стоимость процедуры регистрации (ликвидации) субъектов предпринимательства [1, с. 75].

Отсутствие единого порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства привело к созданию обширной базы нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в данной области. [1, с. 75].

Кроме того, в понятие регистрации включается не только факт получения свидетельства. В результате, как свидетельствуют результаты исследований экспертов МВФ, в Беларуси процесс регистрации компании занимает в среднем 59 дней (в Украине -- 26 дней [1, с. 75];

2) несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности [1, с. 75].

В течение последних лет в данной области был предпринят ряд конструктивных мер. Декретом Президента Республики Беларусь утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В результате, по данным исследований Международной финансовой корпорации, количество лицензируемых видов деятельности сократилось с 1500 до 350, а количество лицензий на одно предприятие уменьшилось с 3,8 до 3 [1, с. 75].

Однако по-прежнему фирме в Беларуси необходимо получить в несколько раз больше лицензий, чем в других странах СНГ, а также затратить на это гораздо больше времени и финансовых средств. [1, с. 75];

3) сложность и высокая стоимость процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг [1, с. 75].

К основным недостаткам действующей системы сертификации и стандартизации можно отнести: неудовлетворительное состояние базовых нормативных документов (многие стандарты устарели, а на некоторые товары стандарты вообще не разработаны); недостаточное информационное обеспечение предпринимателей в области требований стандартов, порядка и процедур сертификации; необоснованность требований со стороны соответствующих органов ежегодно сертифицировать одну и ту же продукцию. Высокие тарифы на проведение сертификации также требуют постоянных и значительных расходов [1, с. 75];

4) жесткий контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью [1, с. 76].

Расширение сферы государственного регулирования экономических процессов повлекло за собой расширение контрольных функций за исполнением устанавливаемых требований, а следовательно, рост количества и полномочий контролирующих органов. В результате предпринимательская деятельность является объектом контроля около 20 государственных контролирующих органов. В итоге нередко отдельные предприниматели подвергаются проверкам до 10 раз за год [1, с. 76].

На решение упомянутых проблем и был направлен Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. [3, с. 30].

5) сложная система взимания налогов и налоговой отчетности [5, с. 44].

Об очень запутанной и сложной системе уплаты налогов в Беларуси могут свидетельствовать следующие данные: налог на прибыль в стране регулируют около 150 документов, налог на доходы - 100, налог на недвижимость - 50, НДС - около 180 документов [3, с. 44].

Правда Правительство проводит постепенное упрощение системы налогообложения. Например, с 1 апреля 2008 г. указом №145 были существенно увеличены сроки предоставления деклараций и уплаты экологического, земельного налогов и налога на недвижимость. Теперь экологический налог можно уплачивать ежеквартально, а не ежемесячно. [3, с. 68].

6) усложненный доступ к получению государственных заказов [1, с. 76].

Делись добром ;)