Место и роль государства в регулировании рыночной экономики

курсовая работа

1.1 Необходимость и роль государственного регулирования экономики

Государство как субъект экономических отношений -- это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник для вузов / Под. общ. ред. В. Н. Кушлина, Н. А. Волгина. - М.: «Экономика», 2006. - С. 28.

Далеко за рамки нашей темы выходит вопрос о том, почему и как государство получило возможность определять условия экономической деятельности. Этот фундаментальный вопрос изучается философией, политологией, правом, историей и экономической теорией. Здесь обратим внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, установленные государством условия носят обязательный характер для экономических агентов. Хотя в праве, как известно, существуют не только императивные (обязательные), но и диспозитивные нормы, допускающие выбор, -- последние лишь расширяют поле возможностей для экономических агентов, но не устраняют ограничения для этого более широкого поля возможностей.

Во-вторых, государство не только определяет условия экономической деятельности, но и защищает их. В современной рыночной экономике государство предоставляет такую защиту через суд. Если один из экономических партнеров нарушает контракт, то другой партнер должен иметь возможность обратиться к государству за защитой.

В-третьих, определение и защита условий экономической деятельности -- это не только право, но и в первую очередь обязанность государства.

В-четвертых, государство не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена. Поэтому оно не может рассматриваться как обычный субъект рынка. В своей законодательной и экономической деятельности государство руководствуется целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и многими другими целями, которые выходят далеко за рамки рыночных принципов. В частности, далеко не всегда государство стремится к максимизации дохода от хозяйственной деятельности государственных предприятий и налогообложения.

Известно, что модель саморегулирующейся рыночной системы не выдержала сурового испытания на практике в XX столетии. Это подтвердил мировой экономический кризис 1929-1933 гг. За это время выпуск продукции в промышленности уменьшился на 46%. Безработица охватила 26 млн. человек. Реальные доходы населения снизились на 60% Потапова И.С. История экономических учений: учебное пособие. 2-е изд., стереотипное - М.: МГИУ, 2008. - С. 19.

На фоне развалин мирового хозяйства для всех стран стала очевидна полная несостоятельность многих догм (устаревших положений) классической политической экономии и новоклассической экономической теории. Стало очевидно, например, что стихийная рыночная экономика уже не способна обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы.

Опровергнутым оказался и тезис о том, что система рыночных цен способна как бы автоматически обеспечивать обратное воздействие на производство товаров и тем самым выравнивать объемы совокупного спроса и совокупного предложения. В действительности же обратная связь перестала эффективно действовать. Она хорошо срабатывала при золотом стандарте, но в ходе и в результате мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. золотой стандарт, как известно, был отменен. Что касается рыночного механизма цен, то его подорвало господство мезообъединений, развернувших широкую монополизацию рынка Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микро-экономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Под ред. Сидоровича В.А. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство "Дис", 2006. - С. 26. Выявилась необходимость создавать новый механизм выравнивания совокупных величин спроса и предложения.

Наконец, стало очевидно, что макроэкономика неспособна успешно развиваться без всякого вмешательства государства. Настало время подыскивать новый макроэкономический регулятор.

Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.

Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Это явление («институциональная ригидность») проявляется в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т. д.) Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.И. Нестеренко, А.К. Большакова - М.: «Проспект», 2007. - С. 39. Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.

Итак, у рыночной системы довольно много недостатков, которые острее и негативнее проявляются с развитием экономики количественно и качественно.

Несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она:

1. не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

2. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства;

3. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств океана;

4. игнорирует иногда потенциально отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений;

5. не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, образование, общественный транспорт и т. д.);

6. не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство Самуэльсон П. Рыночная экономика: учебник. - дораб. и доп. - В 5 т. - М.: Соминтек, 2007. - Т. 1, С. 31;

7. не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

8. ориентирована не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;

9. подвержена нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами.

За решение всех этих вопросов берется государство.

В то же время рыночная система промышленно развитых государств характеризуется насыщенностью товарами массового производства и строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Ей присуще, с одной стороны, гибкое и адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. С другой стороны, она не “справляется” иногда с жизненно важными проблемами, возникающими перед обществом. Кроме того, неспособность рынка решать нижеперечисленные проблемы совершенно объективно обусловливает исключительную необходимость вмешательства государства в рыночную систему.

1. Научно-технический прогресс резко увеличил масштабы производства, накоплений и укрепил международные экономические связи. НТП столь много-гранен и требует таких капитальных вложений, с которыми “справиться” не могут отдельные, даже самые крупные предприятия. Контроль политический, финансовый, экономический и социальный над НТП имеет стратегическое для страны значение. Кроме того, существует целый ряд производств, которые частному бизнесу просто доверить нельзя (атомное производство, биологические исследования и т. д.).

2. Концентрация производства в условиях НТП привела к образованию монополий, гигантских предприятий, которые по своему существу отрицают конкурентную экономику, хотя и являются ее собственным порождением. Они лишают экономику ее гибкости, адаптивности и расхищают, растрачивают общественное богатство. Государство вынуждено заниматься антимонопольным регулированием и антитрестовским законодательством.

3. Циклическое развитие рыночной экономики приводит к периодическим взрывам социальной и экономической напряженности. Только государство может через свои механизмы - политические, экономические, законодательные - стабилизировать равновесие или способствовать восстановлению равновесия.

4. Государство только тогда может эффективно вести политику - внутреннюю и внешнюю, когда способно заставить к себе прислушаться, если оно само располагает не зависящей ни от кого экономической мощью, а точнее - собственностью. На этой основе государство организует свое производство, которое в целом крупнее, устойчивее, мощнее и гибче, чем любое другое производство. Государство само становится субъектом экономики. Следовательно у него развиваются отношения с фирмами других форм собственности не только по линии госбюджета, но и на уровне субъектов экономической деятельности.

5. В условиях современного НТП не только выросли масштабы производства, но и возникли его внешние эффекты - негативные по своему характеру: загрязнение окружающей среды, опасность отдаленных последствий для здоровья людей в различных производствах (атомном, подземном, горячем и т. д.). В целом возникает опасность экологической катастрофы, так как предприниматели неохотно финансируют экологически чистые производства, не добавляющие к их прибыли ничего, кроме расходов. Государство, и только оно, может стать на защиту экологического здоровья страны.

6. Государство сильно своей социальной политикой так же, как и экономикой. Оно регулирует распределение и, особенно, перераспределение материальных благ. Обеспечивает равенство граждан перед законом, их личную и экономическую свободу. Борется против различных форм дискриминации и т. д. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. - Москва: «Издательство ПРИОР», 2008. - С. 371

Но преувеличение роли государства, взгляд на государственное регулирование как на панацею от всех социально-экономических проблем неправомерны. Подобно тому, как есть «провалы» рынка, есть и «провалы» государства.

Итак, мы выяснили, что вмешательство государство необходимо. Подведем итоги и посмотрим, в каких основных областях требуется государственное вмешательство в рыночное хозяйство, а также каковы его границы.

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров и благ.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов.

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров, благ и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка.

Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы.

1. Перераспределение доходов. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

2. Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем.

3. Монополизм и инфляция - тяжелые «хронические болезни» рыночной экономики, которая нуждается в проводимой антимонопольной и антиинфляционной политике.

4. Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

5. Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

6. Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие для экон. спец. Вузов / Под ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. - М.: Высшая школа, 2008. - С. 76..

Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено и поэтому одна из основных задач рыночной экономики - добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к нежелательным негативным результатам Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: «Проспект», 2009 . - С.194.

Итак, всякая эйфория рынка - недопустима, равно как и тотальное огосударствление хозяйства в целом. Поэтому поиск оптимальных пределов участия государства в рыночной экономике - проблема не национальная, а общемировая.

Делись добром ;)