Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики

курсовая работа

1. Социальная политика: содержание, направления, принципы и уровни

социальная политика беларусь

Социальная политика - это совокупность принципов, норм, и методов, используемых государством для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами. [5, с.203]

К основным функциям относятся:

- стабилизация, т.е. приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;

- поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;

- гарантирующая, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедеятельности;

защитная, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса. [5, с.203]

Социальная политика строится на основе определенных принципов, главные из которых:

1. Социальное равенство членов данного общества, означающее равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и др.;

2. Социальная солидарность, понимаемая как общая, объединенная поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;

3. Социальная справедливость, имеющая исторически обусловленные особенности, но в целом означающая определенную социально-экономическую симметричность и эквивалентность в жизни общества и его социальных групп. Это проявляется в соответствии прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п. [ 5, с.203-204]

Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении. Её структуру можно представить в виде единства 5 основных звеньев:

· Политика регулирования и обеспечения занятости;

· Политика регулирования доходов населения;

· Политика социальных гарантий;

· Политика социальной защиты;

· Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения. [ 5, с.203-204]

Последняя структурная составляющая - новая в социальной политике, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих мест.

Рассмотрим более подробно политику занятости населения, политику социальных гарантий и политику социальной защиты.

Под политикой занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения.

Политика занятости опирается на определенную систему принципов. Они могут различаться в разных странах, но главными из них можно считать следующие:

· принцип равных возможностей в трудоустройстве всех трудоспособных;

· принцип содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

· принцип предоставления социальной защиты безработным. [ 5, с.203-204]

Для реализации этих и других принципов политики обеспечения занятости государство может использовать два типа регулирующего воздействия:

1. пассивный;

2. активный.

Политика пассивного типа регулирования занятости ограничивается использованием средств и мер, которые «лечат» уже появившиеся симптомы незанятости. Формами реализации пассивной политики служат социальное страхование и вспомоществование.

Политика занятости активного типа означает такое регулирование занятости, при котором государство влияет не на последствия (безработицу), а на состояние рынка труда для предотвращения развития безработицы.

Формами реализации активного типа служат:

- повышение спроса на рабочую силу;

- сокращение предложения рабочей силы.

· К способам повышения спроса на рабочую силу можно, например, отнести введение льготного налогообложения там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу. Методом второй группы, т.е. снижения предложения рабочей силы может быть, например, введение оплачиваемых учебных отпусков для лиц, повышающих свою квалификацию и др. Это мероприятие содействует сокращению предложения на рынке труда и вместе с тем обеспечивает более высокую продуктивность рабочей силы в будущем. [ 5, с.203-204]

Особой и непростой проблемой при проведении политики занятости является региональная занятость, т.е. соотношение занятости и безработицы по регионам страны. Это требует специальных мер, регулирующих социально-трудовую сферу с учетом конкретных условий развития того или иного региона и его возможных перспектив.[5,с.203-204]

Частью социальной политики является политика социальных гарантий, которая представляет собой совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума гарантированных условий для обеспечения жизнедеятельности членов общества. [5,с.208]

Главной современной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты. Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально важных потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах. [5,с.208-209]

Важнейшим видом государственных минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский бюджет (МПБ). Это граница доходов, ниже которой не может быть обеспечено постое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни граждан данного общества.

Понятно, что МПБ - величина не постоянная. Порядок формирования, а также направления использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства, которые опираются на его экономическое состояние и возможности.

Минимальный потребительский бюджет в свою очередь имеет несколько видов: он разрабатывает конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и др.), а также для средней семьи, состоящей из четырех человек. [5,с.209]

Еще одним важным видом минимальных социальных гарантий является минимальная заработная плата (МЗП), представляющая социально-экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы. [5,с.209]

Объективной базой минимума заработной платы должен служить минимальный потребительский бюджет, поэтому минимум заработной платы необходимо пересматривать при изменении МПБ в соответствии с ним.

Кроме названных видов, в систему социальных гарантий включаются: социальные гарантии равного доступа к государственному бесплатному образованию, государственному здравоохранению, социальным и культурным благам, рынкам товаров и услуг, средствам экологической безопасности и др.

Политика социальных гарантий должна быть взвешенной и научно обоснованной. При ее реализации возможны две крайности. С одной стороны, ее реализация может снижать стимулы экономической активности граждан и способствовать развитию их иждивенчества, подрывая эффективность экономики, а с другой - неумело осуществляемая политика может расширять слои бедных со всеми последствиями как экономического, социального, так и нравственного характера. Ясно, что в экономической системе с социальной ориентацией политике социальных гарантий должно отводиться приоритетное место и она должна разрабатываться особенно тщательно.[5,с.209-210]

В структуру социальной политики входит политика социальной защиты. Это система принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска. [5,с.198]

Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности и т.п.).

Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от него обстоятельствам. [5,с.198-199]

Главными принципами политики социальной защиты являются:

· гуманность;

· адресность защиты;

· всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям населения;

· интеграционность различных частей системы в единое целое;

· гибкость системы;

· надежность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему. [5,с.198-199]

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах происходят различного рода выплаты (пособия по безработице и т.п.), а в натуральной форме она реализуется в виде, скажем, бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов, приютов и т.п. [5,с.199-200]

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, объемов, форм, в которых они проявляют себя.

Основными методами, используемыми для социальной защиты являются:

· социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и д.т.);

· социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного и добровольного порядка и в зависимости от их размера;

· социальная поддержка - это прежде всего способ защиты тех, чьи доходы которых оказались ниже прожиточного минимума, и др. [5,с.198-202]

К социальной политике и её реализации существует два разных подхода. Один из них можно назвать рыночным подходом. Его суть заключается в том, что общество в лице своего государства обязано создать всем своим членам только условия для проявления их экономической активности (так сказать, «правила игры» на рынке), а это само по себе обеспечит получение какого-либо дохода. Главное преимущество такого подхода - свобода государства от социальной ответственности, главный минус - свобода общества от социальной устойчивости, что означает при современном несовершенном виде рыночной системы неизбежность социальных конфликтов, вплоть до военных.

Другой подход в отличие от первого можно назвать социально ориентированным. Его главный смысл в том, что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения таких доходов, которые не дадут ему опуститься ниже черты бедности и деградировать. Прогрессивность социально ориентированного подхода к социальной политике государства по сравнению с рыночным подходом, прежде всего в том, что он обеспечивает устойчивость и социальный мир - величайшие общечеловеческие ценности. Кроме того, создаются условия не только для бесполярной социальной структуры общества, без экстремальных социальных групп, но и материальные условия для развития способностей как основы более свободной инновационной деятельности человека в качестве субъекта экономики. Именно такой новый тип работника нужен новому научно-информационному типу производства. [5,с.200-201]

Далее, на рисунке 1.1, схематично изображены вышеперечисленные основная цель, функции и структурные звенья социальной политики государства:

Основное преимущество такого подхода - в обеспечении обществу социальной устойчивости, а это в современном мире служит главным образом условием его дальнейшего развития.

Результативность того или иного подхода проявляется прежде всего в показателях уровня жизни населения страны, под которым понимают степень обеспечения населения материальными и социальными благами, необходимыми для жизни. [5,с.202]

Рисунок 1.1- Основные цели, функции и структурные звенья социальной политики государства источник[5,с.201]

В мировой практике разработана целая система социальных индикаторов, состоящая из четырех больших групп. Главными из них являются индикаторы, служащие для оценки уровня жизни:

· Денежные доходы населения и их динамика;

· Реальные доходы и расходы на потребление;

· Дифференциация реальных доходов по социальным группам населения;

· Распространенность и глубина бедности. [5,с.202]

Мировая статистика в последние годы активно использует индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП, о котором ООН публикует данные по всем странам мира. Величина ИРЧП рассчитывается как среднее арифметическое значение трех показателей: ожидаемой продолжительности жизни; уровня образования: реального душевного ВВП в данной стране. Например, по данным за 2007г. ИРЧП Беларуси был равен 0,804 при среднемировом значении 0,722. [5, с.202-203]

В зависимости от того или иного подхода социальная политика приобретает разный объем и разную глубину. Под объемом социальной политики следует понимать охват ее составляющих функций и структурных звеньев ( все или не все из них берутся на вооружение), а глубина социальной политики означает большую или меньшую меру реализации каждой из составляющих социальной политики (например, реальная мера обеспечения занятости в данной стране).[5,с.203]

Макроэкономическое равновесие весьма не постоянное явление, тем не менее, оно не конечная цель экономики и общества в целом.

Экономика неразрывно связана с людьми, с человеком. Без человека она невозможна и бессмысленна, т.к. именно человек - главный фактор и конечная цель экономики.

Однако связи и зависимости экономики и человека оказались достаточно завуалированными и запутанными историей их развития. Они опосредованы целым рядом явлений и процессов, это привело к ставшему традиционным утверждению: максимизация производимой товарной массы и максимизация прибыли - это ведущая цель общества.

Однако изменившиеся реалии современной жизни, глобальное обострение ряда жизненных проблем - экологических, социальных проблем внешней и внутренней безопасности - требуют более взвешенного, более современного подхода к таким выводам. Все яснее становится, что одной из доминантных целей социально-экономического развития должна стать социальная устойчивость. Без нее в современном мире не может быть устойчивости экономической системы и общества в целом. [5,с.198]

Под социальной устойчивостью понимается такое состояние социальных групп и граждан общества, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности. [5,с.198]

Основными формами проявления социальной устойчивости служат:

· отсутствие поляризации доходов и положения разных социальных групп;

· наличие и соблюдение социальных гарантий;

· надежность системы социальной защиты;

· доступность важнейших звеньев социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, культура) и др.; [5,с.198-199]

Общими принципами устойчивого развития, основы которых заложены в итоговых документах всемирной встречи на высшем уровне (Йоханнесбург, 2002г.), являются:

· уровень человеческого развития есть мера зрелости общества и его социально-экономической политики;

· повышение благосостояния нации и преодоление бедности;

· приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки и культуры как сферы духовной жизни общества;

· улучшение демографической составляющей общества;

· формирование эколого-ориентированной экономической системы;

· развитие социального партнерства и международного сотрудничества. [5,с.199]

Нарушение, а тем разрушение социальной устойчивости чревато самыми серьезными последствиями и для экономической системы (притом на всех уровнях), и для общества вплоть до ее распада. [5,с.199]

Задачи обеспечения и соблюдения условий социальной устойчивости призвана решать социальная политика государства. А при социальной ориентации экономической системы именно это политика становится особенно важной и ответственной.[5,с.199]

Возможности решения задач социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Мировая экономика вступила в инновационную стадию развития. Ее отличительные особенности: высокая наукоёмкость производства, непрерывный инновационный процесс, требующий нового уровня профессионализма человеческого ресурса. Теоретическое осмысление эти процессы получили в концепции «развития человеческих ресурсов». Основные положения этой концепции: ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу; непрерывность процесса обогащения знаний и роста квалификации; гибкость организации труда; демократизация систем экономической власти; партнерские отношения между участниками производства. Данная концепция легла в основу так называемой теории человеческого капитала [11, с.342].

Для стран с социально ориентированный экономикой рыночного типа характерна тенденция гуманизации, которая в большей степени проявляется в системе социальной защиты - в ее адресности, гибкости и надежности, т.е. в том ощущении защищенности, которое она создает для человека в современном, полном рисков обществе. [5,с.210-212]

Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности:

1) социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своего персонала;

2) региональная социальная политика применительно к регионам;

3) государственная социальная политика;

4) межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экологических проблем, преодолением социально-экономической отсталости стран [3, с.137].

Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий для развития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулировании сферы трудовых отношений. [2, с.15].

Осуществление социальной политики основано на совокупности экономических, социальных и правовых механизмов. Инструментами этих механизмов являются инструменты, приведенные в таблице 1:

Таблица 1.1- Инструменты механизмов социальной политики источник[9, с.265]

инструменты экономического механизма

инструменты социального механизма

инструменты правового механизма

- разработка социально-экономических программ;

- выплата пособий, оказание социальной помощи и предоставление льгот социально уязвимым слоям населения;

- индексация заработной платы;

- предоставление населению льготных кредитов, бесплатных медицинских услуг и т.д.

- активизация деятельности общественных организаций;

- развитие отношений социального партнерства

- обеспечение правовой защищенности граждан и др.;

- правовая поддержка союзов потребителей, профсоюзов и других общественных организаций

Таким образом, для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами государство проводит социальную политику. Основной целью ее проведения является динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры и нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономики и социальной сферы. Она строится на основе определенных принципов, структура включает 5 основных звеньев. Для ее осуществления используется 2 подхода: рыночный и социально-ориентированный. В мировой практике существует 4 большие группы социальных индикаторов, определяющие уровень жизни населения. Важным показателем является социальная устойчивость, определяющая стабильность экономического и социального положения граждан. Социальная политика осуществляется на разных уровнях, определяющих масштабность ее деятельности, применяя социальный, экономический и правовой механизмы и их инструменты, однако возможности решения задач определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию.

Делись добром ;)