Методы и инструменты государственного регулирования региональной экономики

курсовая работа

2.2 Инструменты государственного регулирования экономики Пермского края

В настоящее время в Пермском крае внедрена функционально-целевая модель управления регионом (рис. 1), которая кардинально отличается от традиционной отраслевой системы управления. Разработка и внедрение данной модели управления в крае обусловлены усилением межрегиональной конкуренции и необходимостью поиска новых источников повышения конкурентоспособности региона.

6

Рис. 1 Функционально - целевая модель управления регионом

Основными элементами данной модели являются система целеполагания, система функционально-целевых блоков как центров ответственности, а также набор принципов формирования и исполнения бюджета. Система целеполагания является отправной точкой формирования всей функционально-целевой модели управления. В ее основе лежит определение целей регионального развития, иными словами, определение того «продукта», который «производит» региональная власть. При этом пространство общих целей формируется не объединением, а пересечением пространств целеполагания всех участников регионального развития.

На основе анализа выделены основные сферы постановки целей на региональном уровне, которые объединены в следующие блоки:

* развитие человеческого потенциала;

* экономическое развитие;

* развитие инфраструктуры;

* развитие территорий;

* управление государственной и муниципальной собственностью.

Все задачи управленческого характера, стоящие перед органами власти на уровне субъекта Российской Федерации, вписываются в эти пять блоков. Каждый блок имеет собственную цель, отвечает за ее достижение, имеет достаточный объем ресурсов и прав для достижения цели. Все решения по проблемам блока принимаются внутри блока. Для каждой цели определены показатели деятельности оценки эффективности работы блока, цифровые параметры на среднесрочную перспективу, создана структура управления, система планирования и контроля.

Развитие человеческого потенциала отражает цели, связанные с состоянием и развитием человека на территории: численность населения и ее динамика, а также улучшение качественных характеристик населения (здоровье, накопленные знания, структура общества и развитие социальных процессов внутри него, преобладающая мотивация людей, направленная на достижение поставленных целей).

Стабилизация численности населения.

Основная задача - стабилизация численности населения (целевая цифра - 2700 тыс. чел.), что предполагает:

- на первом этапе ( 2014 г.) - замедление темпов его сокращения и стабилизация ожидаемой продолжительности жизни на уровне не менее 65,5 лет;

- на втором этапе (к 2025 г.) - формирование предпосылок для дальнейшей оптимизации демографических процессов за счет увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и смертности трудоспособного населения, снижения младенческой смертности, стимулирования замещающей миграции.

Для этих целей планируется:

- проведение демографической экспертизы и анализа эффективности нормативных актов, социально-экономических программ и проектов, действующих и разрабатываемых на территории Пермского края;

- разработка системы мониторинга демографической ситуации в Пермском крае, в т.ч. разработка автоматизированной системы прогноза и анализа демографического состояния в разрезе территорий в соответствии с социально-экономической моделью Пермского края;

- разработка концепции демографической политики Пермского края до 2025 г. и плана ее реализации.

Разработка Программы демографического развития Пермского края Научно-технический потенциал Пермского края. Год 2009.

Повышение качества населения

Качество населения рассматривается как способность к высокопроизводительному труду, к воспроизводству и развитию собственной жизни и жизни новых поколений, социальных связей и институтов.

Социально-экономические параметры качества населения: отношение к труду, экономическая культура и поведение. Универсальный показатель качества населения - индекс развития человеческого потенциала: уровень образованности, продолжительность жизни и производство материальных ценностей.

Экономическое развитие включает цели, связанные с материальной основой существования участников регионального развития, и направлено на создание устойчивой в долгосрочной перспективе системы занятости населения, максимально использующей имеющийся человеческий потенциал региона и способствующей увеличению доходов населения. Стратегической основой экономического развития является формирование экономики нового типа.

Экономическое развитие

Важнейшим конкурентным преимуществом Пермского края является его высокий экономический потенциал, опирающийся на значительную обеспеченность природными ресурсами.

По объемам валового регионального продукта регион находится на 12-м месте в Российской Федерации. Пермский край входит в число немногочисленных регионов-доноров, занимая 10-е место по сумме налоговых поступлений в бюджетную систему страны, или около 2% от общероссийских поступлений.

Экономика региона в значительной мере диверсифицирована. Основными отраслями промышленности Пермского края являются добыча и переработка нефти, химическое и металлургическое производство, лесопромышленный комплекс, машиностроение.

Пермский край обладает быстрорастущим и емким внутренним рынком. По обороту розничной торговли в расчете на одного человека край занимает 15-е место в Российской Федерации и 2-е - в Приволжском федеральном округе. При этом темпы роста потребительского рынка опережают среднероссийские.

Существующий спрос создает большой потенциал для ускоренного развития внутренне-ориентированных отраслей промышленности, инфраструктурных отраслей экономики - строительства, транспорта, связи, торговли и прочих услуг.

Проведение региональной экономической политики на территории Пермского края стимулировало предприятия к обновлениям, внедрению новых проектов, реализации планов. Это означает, что эффект от инноваций будет иметь место на протяжении инвестиционного цикла этих предприятий, то есть пока они не поменяют технологию.

На территории края есть отрасли с разными циклами. Инвестиционный цикл одних составляет 40-50 лет, других - полгода. В среднем по краю инвестиционный цикл составляет около 10 лет.

Это означает, что экономическая политика должна иметь примерно 10-летний временной горизонт.

Таблица 4

Отраслевой анализ экономики Пермского края выявил в 2009 г. следующие отрасли-«локомотивы» Научно-информационный сборник /Министерство промышленно-сти, инноваций и науки Пермского края, Пермский научный центр УрО РАН; - Пермь, 2009. - 296 с.

:

Объем производства основными отраслями экономики Пермского края в 2009 году

№ п/п

Наименование отрасли

Объем производства, млрд. руб.

1.

Нефтехимическая промышленность

133

2.

Электроэнергетика

92

3.

Транспорт и связь

92

4.

Химическое производство

85

5.

Добыча полезных ископаемых

81

6.

Машиностроение

67

7.

Услуги

39

8.

Розничная торговля

35

9.

Строительство

34

10.

Металлургия

32

11.

Агропромышленный комплекс

31

12.

Лесопромышленный комплекс

28

Данные таблицы 4 говорят о том, что отрасли, являющиеся отраслями-«локомотивами» экономики Пермского края, ориентированы на добычу и переработку сырья.

Отраслевой анализ экономики Пермского края позволил сделать следующие выводы:

экономика Пермского края носит индустриально-сырьевой характер;

из производимых на территории Пермского края товаров и услуг 80% уходит за пределы территории и только 20% потребляется в регионе;

в Пермском крае не наблюдается значимого роста экономики в натуральном выражении, что объясняется, во-первых, естественными ограничениями (исчерпаемостью природных ресурсов), во-вторых, ограничением производственных мощностей (например, при освоении Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей);

управляющие центры находятся за пределами Пермского края;

отрасли «новой экономики», являющиеся основой перспективного экономического развития Пермского края, имеют в ВРП очень малую долю.

Рациональное использование ресурсов и развитие инфраструктуры представляет цели, связанные с комплексом объектов и систем, необходимых для создания комфортных и безопасных условий для проживания человека и ведения хозяйственной деятельности в регионе, в том числе вопросы состояния и охраны окружающей среды.

Целью является максимизация прибыли от использования природных ресурсов и снижение издержек на содержание инфраструктуры для бизнеса и населения при сохранении качества.

Целью развития территорий является создание саморегулируемой системы муниципальных образований, обладающих ресурсами для самостоятельного развития.

Управление государственной и муниципальной собственностью нацелено на повышение качества бюджетных услуг через конкуренцию за потребителя.

Социально-экономическое развитие региона и муниципальных образований осуществляется в рыночных условиях. Целееполагание на рост уровня самообеспеченности муниципальных образований требует внедрения системы конкуренции муниципальных образований за ресурсы (финансовые, трудовые).

Система реализуется по 4-м основным направлениям:

* закрепление на постоянной основе отчислений и передача отдельных региональных налогов на уровень муниципальных образований;

* распределение инвестиционных ресурсов по душевому принципу;

* изменение системы тарифного регулирования за потребленные энергоресурсы;

* стимулирование глав к повышению самообеспеченности муниципальных образований.

Делись добром ;)