logo
Методы и особенности ценообразования в нефтегазовой отрасли

1.1 Цены на нефть и их экономическое значение

В современном мире человечество во многом зависит от нефти. Нефть как продукт, безусловно, связана с национальной стратегией, развитием экономики, мировой политикой и властью. Нефть дает богатство государствам, делает их центром притяжения внутренних и внешних инвестиций, обеспечив им высокие доходы, наделяет политической властью. Из этого вытекает, что основным показателем, характеризующим экономическую ситуацию в стране, является уровень цен. От того, каким путем регулируются цены и тарифы: под влиянием ли государства или спроса и предложения зависит дальнейшая перспектива развития экономики.

Цены на нефть - это важные сигналы, и было бы опрометчиво их игнорировать или подавлять. Подорожание сырья свидетельствует о том, что спрос растет по отношению к уровню предложения - надо увеличивать добычу и создавать запасы. Если же котировки пошли вниз, значит, предложение превышает текущие потребности рынка. Колебания в разнице между ценами на нефть и нефтепродукты подсказывают компаниям, когда следует увеличить загрузку заводов, чтобы удовлетворить выросший спрос на топливо.

Отрасль, которая снабжает нас топливом, реагирует на изменения рыночной конъюнктуры быстрее и эффективнее, когда она ориентируется на колебания котировок. Они позволяют сохранять баланс и поддерживать работоспособность системы. Рыночные сигналы передаются мгновенно - как нервные импульсы в организме человека. Они позволяют отрасли оперативно принимать защитные меры, собираться с силами и восстанавливать равновесие. Цены на нефть и нефтепродукты формируют все остальные рынки и от стабильности в ТЭК зависит стабильность в первую очередь сельскохозяйственная отрасль на 40% зависящая от ГСМ, химическая, металлургическая, легкая и другие отрасли. В макроэкономических масштабах это можно описать следующим образом: власти распределяют доходы, но сигналы, которые обеспечивают поступление этих доходов, подает рынок. Чтобы заниматься распределением доходов по проверенным формулам, правительствам необходимо позволить рынкам функционировать, а ценам - меняться.

Одной из отличительных особенностей рыночных реформ в Узбекистане является сохранение значительного государственного присутствия в экономической сфере. Активное госрегулирование используется для решения задач достижения экономической независимости и укрепления экономической безопасности. Были предприняты усилия по наращиванию добычи нефти, газа, повышению уровня самообеспечения страны зерном, энергоносителями, некоторыми другими ресурсами и товарами. Госрегулирование предполагает установление и контролирование цен и тарифов, контроль естественных монополий через соответствующие органы, установление налогов, выполняющих социальную функцию. Реализация этой стратегии позволила в значительной степени ослабить зависимость нашей экономики от внешних поставок определенных видов сырья, что также способствовало стабилизации динамики производства в условиях переходного периода.

Осуществляемые меры также позволили достичь энергетической независимости и из страны, в которую в 1992 г. ввозилось не менее 8 млн. т. Нефти ежегодно, мы превратились в энергонезависимое государство, идущее собственным путем развития и перехода к рыночным отношениям.

На данном этапе очень важно, очень важно правильно сформулировать стратегии развития и определить приоритетность тех или иных задач. Одной из таких задач, на наш взгляд является эффективное ценообразование в нефтегазовой отрасли.