Методы и особенности ценообразования в нефтегазовой отрасли

курсовая работа

2.1 Механизмы установления цен на нефть

В этой главе рассматриваются механизмы формирования цен в нефтяном секторе. Для целей регулирования и контроля цен на нефть в мире известны три подхода:

· затраты +, когда с теми или иными поправками и допущениями оцениваются расходы на производство продукции и ее доставку до потребителей;

· нетбэк, когда цена на конкретном рынке рассчитывается от некоторой публично известной цены (например - биржевой) обратным счетом, т.е. вычитаются транспортные и другие расходы;

· контролируемые, когда орган регулирования административно устанавливает цены исходя из общих соображений (как это было сделано в России после дефолта 1998 г.

Иные способы контроля или регулирования цен являются сочетанием вышеупомянутых. На начальных этапах (см. таблицу 1) использовались справочные цены, устанавливавшиеся по принципу трансфертного ценообразования на основе концепции «затраты плюс» (при этом они даже нередко и субсидировались), что обеспечивало минимальные рентные/ налоговые платежи владельцам ресурсов. Они применялись для определения размера налоговых платежей принимающим государствам. Рыночные цены существовали в тот период только в рамках небольшого сегмента рынка с независимыми участниками. На третьем этапе начинает преобладать спотовое ценообразование. Вместе с тем, в этот период официальные цены реализации ОПЕК и справочные цены сохраняются (главным образом, до 1977 года - пика волны национализаций в государствах-членах ОПЕК) для целей расчёта налогов в рамках ещё существующих концессий и в качестве трансфертных цен в рамках вертикально интегрированных операций концессионеров. На первых трёх этапах (таблица 1)цены устанавливались путём расчёта цены СИФ по принципу «затраты плюс» (с включением как реальных, так и фиктивных затрат). В конце третьего этапа, в 1985 году, в интересах защиты своей доли рынка Саудовская Аравия применила принцип ценообразования нэтбэк, при котором цены ФОБ рассчитывались от цен на нефтепродукты. Механизмы биржевого ценообразования стали активно развиваться после того, как созданная странами ОПЕК система официальных цен реализации нефти прекратила своё существование в середине 1980-х годов. Тем не менее, долгосрочные контракты по-прежнему играют значительную роль на рынке нефти, хотя и с другими механизмами формирования цен по сравнению с предшествующими периодами.

Ближневосточные страны ОПЕК продают свою сырую нефть нефтеперерабатывающим компаниям исключительно на основе долгосрочных контрактов, продолжительность которых составляет обычно один год с возможностью возобновления. Формулы ценообразования, используемые в долгосрочных контрактах, привязаны к эталонным сортам нефти. Долгосрочные контракты с фиксированными ценами, существовавшие в период между двумя нефтяными кризисами в 1970-х гг. и до того, более не применяются.

Ценам на нефть был нанесён тяжёлый удар во время азиатского финансового кризиса в 1997-1998 гг. В конце 1998 г. цены упали ниже уровня 10 долл. США за баррель. В марте 1999 г. страны ОПЕК пришли к соглашению сократить объёмы добычи. К ним присоединились Россия, Норвегия и Мексика. В течение 1999 г. цены повышались по мере выхода экономики азиатских стран из финансового кризиса. В 2003-2004 гг. цены на нефть резко выросли вследствие войны в Ираке и ввиду опасений по поводу террористических атак на объекты нефтяной инфраструктуры на Ближнем Востоке. Этот рост был также результатом недостаточного инвестирования в международную нефтяную промышленность. При анализе поведения нефтяного рынка очевидно, что рост потребления нефти тесно связан с экономическим ростом (таблица 3). Там, где растёт экономика, растёт и спрос на нефть - в Китае, Индии, на Ближнем Востоке, в США. Ежегодно мировой спрос на нефть увеличивается примерно на миллион баррелей в день. В 2004 году произошёл особенно значительный рост спроса - на 3,2 млн. барр. в день.

Узкие места в системе нефтепереработки, особенно при производстве бензина в США, также обеспечивали дополнительное повышающее давление на цены на нефтепродукты и на нефть. Летом 2006 года цены на нефть достигли нового рекордного уровня в 78 долл. за барр. В процессе эскалации конфликтов на Ближнем Востоке. Однако цены снизились осенью, когда политическая ситуация улучшилась и спекулятивные деньги ушли с рынков Максимальная цена нефти сорта WTI (Light Sweet) была достигнута 11 июля 2008 года, превысив 147 долларов за баррель. Некоторые считают причиной этого скачка цен предполагаемое вторжение США в Иран, по мнению других, он знаменует начало давно ожидаемого нефтяного кризиса, когда истощающимся месторождениям всё труднее удовлетворить растущий спрос на нефть. Большинство аналитиков правильно предположили, что эта цена будет снижена (одни называли цифру 40, другие 75 долларов за баррель). В октябре 2008 цена на нефть опустилась ниже 67 долларов за баррель в результате глобального экономического кризиса и достигла своего 12-месячного минимума.

Формула цены. До 1979-80 гг. на долю долгосрочных контрактов приходилась бьльшая часть международной торговли. В 1970-х гг. сырая нефть продавалась на основе официальных цен реализации, которые устанавливались в соответствии с дифференциалом по отношению к цене нефти сорта Arabian Light. Дифференциалы основывались на физических характеристиках сортов нефти и удалённости от рынков. Однако система официальных цен реализации, которая была основой для большинства долгосрочных контрактов, перестала работать в середине 1980 гг., в условиях снижения потребности в нефти ОПЕК вследствие роста добычи в странах, не входящих в ОПЕК, и абсолютного сокращения мирового спроса на нефть в начале 1980-х годов. Саудовская Аравия, действовавшая как компенсирующий производитель в рамках системы квот ОПЕК, ввела ценообразование по принципу нетбэк в конце 1985 г. Для защиты своей рыночной доли и тем самым прекратила действие системы официальных цен. Система ценообразования по принципу нетбэк увязала стоимость сырой нефти с ценами на спотовом рынке нефтепродуктов. После периода использования системы ценообразования по принципу нетбэк последовал короткий, не увенчавшийся успехом, возврат к системе фиксированных официальных цен.

В конце 1987 г., однако, были введены формулы ценообразования, привязанные к конкретным географическим направлениям. Сегодня эта система всё ещё действует. Она непосредственно связана с поведением мировых рынков сырой нефти и позволяет продавцам ориентироваться на конкретные регионы и потребителей путём модификации формул и других аспектов контрактов для удовлетворения индивидуальных потребностей. Результат этих корректировок индивидуализированные контракты и ценовые формулы. Хотя использование целевых формул снижает степень прозрачности цен, они оказались эффективным, долговечным и гибким инструментом. Если формула цены связана только с одним сортом эталонной нефти, то конкретные характеристики и специфические рыночные условия эталонной нефти могут иметь большое влияние. Чтобы избежать этого, обычно используют «корзины нефтей», включающие несколько эталонных сортов.

Например, обычно формулы для экспорта сырой нефти Arabian Light на Азиатско-Тихоокеанский рынок (продажа в восточном направлении) привязаны к сортам нефти Dubai и Oman. Формулы же для экспорта в Европу и Северную Америку (продажа в западном направлении) используют фьючерсную цену IPE на сорт Brent (IPE BWAVE). Обычно цены при продаже в восточном направлении выше цен при продаже в западном направлении, разница называется «азиатская премия» (Asian premium). Ценообразование по принципу нетбэк. Хотя ценообразование по принципу нетбэк было коротким эпизодом в истории развития механизмов ценообразования на сырую нефть, эта концепция часто используется при определении цен на другие виды топлива, кроме нефти, например на газ. К 1984-85 гг. система официальных цен реализации, которая служила основой большинства долгосрочных контрактов, была разрушена. Покупатели находили жёсткие условия и официальные цены неприемлемыми ввиду глобального избытка предложения. Саудовская Аравия действовала как компенсирующий производитель в рамках системы экспортных квот ОПЕК, снижая объёмы своей добычи с тем, чтобы можно было поддерживать общие объёмы добычи в рамках ОПЕК. Однако при такой политике Саудовская Аравия вынуждена была сократить объёмы своей добычи с 10 млн. барр. в день до 3,5 млн. барр. в день. Кроме того, попытки Саудовской Аравии необязательно поддерживались другими странами ОПЕК. В конце концов, в 1985 году король Фахд решил увеличить объёмы добычи и восстановить положение своей страны на рынке.

Ценообразование по принципу нетбэк было введено как инструмент, обеспечивавший повышение объёмов добычи. Оно доказало свою эффективность для Саудовской Аравии в деле быстрого восстановления её доли на рынке. Формула ценообразования по принципу нетбэк следующая: Цена на сырую нефть (ФОБ) = валовая стоимость нефтепродуктов на спотовом рынке минус фиксированная маржа нефтепереработки минус транспортные расходы (от терминала в стране-экспортёре нефти до нефтеперерабатывающего завода в стране-импортёре).

Система ценообразования по принципу нетбэк была также привлекательна для покупателей (нефтеперерабатывающих компаний), которые в противном случае страдали от нестабильной и низкой маржи. Однако успех системы ценообразования по принципу нэтбэк и увеличение объёмов добычи в Саудовской Аравии привели к значительному падению цен на нефть в 1986 г. - ниже 10 долл. США за баррель. Ценообразование по принципу нэтбэк обвинили в обвале цен. После короткого периода доминирования ценообразования по принципу нэтбэк, в конце 1987 года ненадолго вернулись фиксированные официальные цены. Нефтедобывающие страны отказались от этой практики в 1988 году. Маржа нефтепереработки. Маржа нефтепереработки представляет собой денежный доход или потери, связанные с операциями по переработке сырой нефти.

Для целей сравнения по сорту нефти, операции нефтепереработки или региону при расчётах обычно используют стандартизированные параметры нефтепереработки. Расчёт маржи производится с учётом уровня заработной платы, издержек строительства и прочих издержек, связанных с операциями по нефтепереработке, наряду с переменными издержками, включая покупку и переработку сырой нефти. Маржа нефтепереработки может также служить указанием нормы финансовой доходности нефтеперерабатывающего предприятия. Маржа нефтепереработки = валовая стоимость нефтепродуктов минус издержки на сырую нефть минус транспортные издержки и применимые сборы и пошлины минус финансовые издержки минус переменные издержки минус фиксированные издержки. ОПЕК.

Контролируемые цены определяются степенью влияния государства на нефтегазовую отрасль страны. Данный метод характерен для стран слаборазвитых и с переходной экономикой, когда самостоятельная нефтяная компания (или несколько) не в силах справится с полным контролем за всем технологическим процессом, осуществлением правильной политики ценообразования и, являясь естественной монополией во многих случаях, соответствовать национальным интересам страны, когда обязательна доступность со стороны всего населения до энергоресурсов. В результате, эту роль берет на себя государство, осуществляя установление фиксированных цен и тарифов. В ряде случаев оно идет методом издержки +, а иногда формирует цену по принципу нэтбэк. Для контролируемых цен характерны различные виды налогов, которые призваны в большей степени выполнять социальную функцию, пополнять государственный бюджет и, что немаловажно, сохранять чистую экологию (см таблицу 2, рис. 2).

Таблица 2. Динамика структуры налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями АК “Узнефтегаздобыча” за 2003-2008 гг., %

Вид налога

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Налоги и сборы всего

100

100

100

100

100

100

НДС и акцизы

49,6

46,6

40,4

44,5

43,0

35,5

На прибыль

14,9

12,6

6,3

9,4

7,7

4,3

На имущество

8,7

11,7

5,8

6,8

6,7

8,8

Земельный

0,1

0,4

0,3

0,3

0,5

0,6

Экологический

1,6

2,1

0,001

0

0

0

За пользование недрами

16,9

18,8

42,5

30,2

35,8

32,0

На воду

0,4

0,1

0,01

0,1

0,1

0,3

Платежи в местный бюджет и прочие

7,9

7,5

4,6

6,2

6,2

18,7

Источник: Узбекский журнал нефти и газа

Рис 2. Структура налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями АК “Узнефтегаздобыча” за 2008 г.

Источник: Узбекский журнал нефти и газа

Например, в республике Узбекистан именно государство осуществляет контроль над нефтегазовой отраслью промышленности. В связи с этим, когда возник вопрос о модернизации и привлечении иностранных инвестиций в эту отрасль, министерством энергетики и правительством были разработаны надлежащие постановления в сфере регулирования и допуска иностранных компаний к нефтегазовой отрасли страны. Именно благодаря разумному регулированию удалось добиться больших эффектов (см. рис. 3)

Рис 3. Общая экономическая эффективность инвестиций (в т.ч. иностранных) в нефтегазовый сектор РУз

Источник: Узбекский журнал нефти и газа

Делись добром ;)