logo
Методы исследования объема производства и реализации продукции на примере предприятия ООО "Мебель"

1.3 Методика анализа качества произведенной продукции и потерь от брака

Следующим направлением анализа объема производства и реализации продукции является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счёт объёма продаж, но и за счёт более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надёжность и долговечность.

Основными задачами анализа качества являются:

1. Оценка качества выпускаемой продукции;

2. Выявление причин снижения качества;

3. Установление влияния изменения качества на объём выпуска.

В условиях рынка оценка качества строится на показателях, отражающих конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках. Качество - это величина непостоянная. Она зависит:

От уровня применяемой техники и технологии;

От уровня квалификации;

От дисциплины.

К обобщающим показателям, характеризующим качество продукции, относят:

Объём и удельный вес сертифицированной продукции в общем объёме выпуска продукции;

Удельный вес новой продукции в общем её выпуске;

Удельный вес продукции высшей категории качества;

Средний коэффициент сортности;

Удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

Удельный вес экспортируемой продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от её вида и назначения.

Частные (индивидуальные) показатели качества характеризуют технические и потребительские свойства продукции (полезность, надежность, технологичность, эстетичность). Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдаева. - Москва: Юрайт, 2011. - 37 с

Косвенные показатели - штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес бракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации от покупателей, потери от брака.

Одной из основных задач анализа качества является определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции (?ВП), выручку от реализации продукции (?В) и прибыль (?П). Расчёт производится следующим образом:

?ВП = (Ц1-Ц0)* VВП1

?В = (Ц1-Ц0)*VРП1

?П = [(Ц1-Ц0)*VРП1] - [(С1-С0)* VРП1]

Где Ц0 и Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 и С1 - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

VВП1 - количество произведённой продукции повышенного качества;

VРП1 - объём реализации продукции повышенного качества.

Оценка и контроль за соблюдением качества достаточны просты в том случае, если заданное потребительское свойство товара может быть охарактеризовано одним из признаков (срок службы, надёжность, прочность на удар и т.п.). Один из способов получения данных об изменении качества товаров состоит в том, чтобы экспертным способом создать номенклатурный перечень признаков качества, ранжировать их по значимости для потребителя в рамках определённой шкалы весов и сравнивать фактически достигнутые уровни показателей с показателями, принятыми за базу сравнения (эталон, стандарт, требования технических условий и т. п.). Расчётная формула сводного индекса качества товаров имеет следующий вид:

Сводный индекс качества товаров =

Где Сi - весовой коэффициент значимости соответствующего признака качества;

Сj - коэффициент весомости товарной группы в общем объеме продаж;

? - суммирование взвешенных коэффициентов качества по набору товаров с учётом нескольких признаков полезности.

Изменение качества проданных товаров можно оценивать путём косвенных расчётов - через динамику цен реализации товаров, так как качественные товары продаются по сравнительно низким ценам.

Одним из косвенных показателей качества продукции является брак. В процессе анализа изучают динамику по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции; определяют потери от брака.

Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих, аритмичность производства.

Стоимость и уровень брака продукции представляется важнейшей характеристикой качества, технического и организационного уровня производства продукции и качества выполненных работ. Поэтому анализ брака в производстве расширяет и углубляет информацию о реальном положении дел на предприятии с качеством выпускаемой продукции. Брак производства не является параметром качества продукции, так как брак - это непроизводительные затраты. Балабанов  И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: учебник /И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 230 с.

Брак делится на исправимый и неисправимый. К исправимому браку относят изделия, затраты на исправление которых не превышают затрат по изготовлению новых. Неисправимый (окончательный) брак предполагает, что дополнительные затраты проводить невозможно или нецелесообразно.

Исправление брака приводит к удорожанию себестоимости продукции, снижению прибыли, а неисправимый брак приводит к снижению объёма производства, повышению себестоимости и снижению прибыли.

По месту выявления брак делится на внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями).

Источниками информации для проведения анализа являются данные оперативно-технического учёта и данные бухгалтерского учёта и данные бухгалтерского учёта. Анализ потерь от брака осуществляют следующим образом:

1. определяют величину окончательно забракованной продукции по периодам (прошлый год и отчётный), находят отклонения и дают оценку;

2. анализируют показатели в динамике;

3.определяют удельный вес брака в себестоимости товарной продукции по периодам, дают оценку;

4. определяют влияние изменения потерь на величину объёме выпуска, то есть сумму недовыпущенной продукции в результате допущенного брака. Чтобы рассчитать объём недовыпущенной продукции (- Vнд.п), необходимо объём продукции отчётного года (Vтп.ф) умножить на уровень брака (% брака) в себестоимости товарной продукции и разделить на 100%:

- Vнд.п = (Vтп.ф.* % брака) / 100%

Затем выявляются причины снижения качества и допущенного брака по местам их возникновения, центрам ответственности. Разрабатываются мероприятия по устранению брака и повышению качества .