logo
Методы управления затратами и пути снижения себестоимости продукции

1.3 Методы управления затратами

Управление затратами осуществляется путем совместной реализации совокупности функций управления. Для реализации этих функций в современной экономической науке разработаны разнообразные методы, приемы, способы и образы действий. Применительно к затратам метод управления рассматривается как принятая последовательность действий, определяющая особенности реализации функций управления, позволяющей добиться поставленных при применении метода целей.

В управлении затратами крупных предприятий могут найти применение различные методы. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. В связи с этим рассмотрим возможности методов управления затратами и условия их применения.

Сущность и условия применения методов, их преимущества и недостатки: «Методы управления затратами», URL: http://www.elitarium.ru/2010/11/10/metody_upravlenija_zatratami.html

I. Директ-костинг: постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли. Условия применения: разделение затрат на переменные и постоянные. Преимущества: необходимая информация может быть получена из регулярной финансовой отчетности без создания дополнительных учетных процедур; прибыль периода не зависит от постоянных накладных расходов при изменении остатков запасов; cнижается трудоемкость распределения накладных затрат, появляется возможность определить вклад каждого вида продукции в формирование прибыли предприятия; в сочетании с методом стандарт-коста позволяет оптимизировать производственную программу, обоснованно определить цены на новую продукцию, обосновать необходимость или отказ в новых заказах; позволяет сделать выбор между собственным производством или закупкой продукции. Недостатки: Многие виды затрат не могут быть однозначно отнесены к категории переменных или постоянных; слабое внимание к постоянным затратам; искажение финансового результата из-за занижения или завышения стоимости ранее произведенной продукции; создает иллюзию прибыльности технологически сложных, требующих значительных инвестиций проектов.

II. Абзорпшн-костинг: в себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и накладные). Условия применения: использование методов распределения накладных затрат, позволяющих наиболее точно установить величину накладных затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции. Преимущества: отсутствие разделения затрат предприятия на постоянные и переменные; более точное определение финансового результата деятельности предприятия; отражение покрытия доходом от реализации продукции каждого вида или вида деятельности не только прямых переменных затрат, но и постоянных накладных затрат; повышение обоснованности выбора дополнительного заказа или отказа от него. Недостатки: ретроспективность и условность в распределении накладных затрат; установление фактической себестоимости единицы продукции только в конце периода; условный характер распределения накладных затрат; включение в себестоимость продукции затрат, непосредственно не связанных с производством, усложнение учетных и расчетных процедур, недостаточное внимание к характеру поведения затрат в зависимости от объема выпускаемой продукции.

III. Стандарт-кост: для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно. Условия применения: наличие системы стандартов (норм и нормативов). Преимущества: формирование необходимой информационной базы для анализа и контроля затрат, наглядность в отражении отклонений от плана в процессе формирования затрат; минимизация учетной работы, связанной с калькулированием себестоимости, своевременное обеспечение менеджеров информацией об ожидаемых затратах на производство. Недостатки: применение для периодически повторяемых затрат; успешность применения зависит от состава и качества нормативной базы; невозможность установить нормы по отдельным видам затрат.

IV. Метод ABC: деятельность предприятия рассматривается в виде процессов или рабочих операций. Сумма затрат предприятия в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности соответствующих процессов и операций. Условия применения: выделение видов деятельности и операций по ним; расширение существующей системы бухгалтерского учета; дополнительное обучение персонала. Преимущества: значительное повышение обоснованности отнесения накладных расходов на конкретный продукт, более точное калькулирование себестоимости; обеспечение взаимосвязи получаемой информации с процессом формирования затрат. Недостатки: требует значительных изменений в системе бухгалтерского учета и совершенствования систем информационной поддержки, что влечет за собой рост затрат на управление.

V. Таргет-костинг: на основании заданной цены реализации изделия и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия. Обеспечивает целевую себестоимость на стадии планирования продукции. Является инструментом стратегического управления затратами. Условия применения: тесное горизонтальное взаимодействие между функциональными подразделениями предприятия; постоянное применение; организация постоянного контроля уровня затрат; надежность маркетинговых прогнозов и правильное позиционирование предприятия на рынке. Преимущества: маркетинговая ориентация производства; определение целевых затрат для новых продуктов; контроль затрат еще на стадии разработки продукции. Недостатки: для целевого снижения затрат могут потребоваться значительное время или серьезные инвестиции; технические возможности предприятия не всегда позволяют снизить себестоимость до заданного уровня.

VI. Кайзен-костинг: предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение; обеспечивает целевую себестоимость в процессе производства продукции; используется преимущественно в оперативном управлении затратами и контроле за их уровнем. Условия применения: постоянное применение; проведение непрерывных, относительно небольших усовершенствований производственных процессов, способных в совокупности дать значительный результат; вовлечение всех сотрудников в непрерывное совершенствование качества деятельности и создание необходимой системы мотивации. Преимущества: обеспечивает непрерывное снижение затрат и удержание их на заданном уровне. Недостатки: необходима мотивация сотрудников и корпоративная культура, поддерживающая вовлеченность персонала в деятельность организации.

VII. CVP-анализ (анализ точки безубыточности): основывается на сопоставлении трех величин - затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли, соотношение которых позволяет определить выручку от реализации (объем реализации), которая при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечит безубыточность деятельности или планируемый финансовый результат. Условия применения: соблюдение системы допущений (неизменность цены; разделение затрат на переменные и постоянные; отсутствие отклонения фактических постоянных и переменных затрат от плановых); для графического решения количество видов продукции не должно превышать 3-4. Преимущества: позволяет определить объем продаж, при котором достигается безубыточность производства или заданный финансовый результат; простота, наглядность и оперативность метода. Недостатки: разделение затрат предприятия на переменные, которые линейно зависят от объема продукции, и постоянные, которые от него не зависят, что на практике однозначно сделать весьма сложно; любое изменение входящих в модель факторов (переменных и постоянных затрат, объема реализации и цены) может дать существенное изменение конечного результата; при количестве видов продукции больше трех графическое решение модели становится невозможным; основывается на допущении, что производительность труда, которая непосредственно определяет переменные издержки, не зависит от масштаба и не изменяется во времени, а структурные сдвиги качественного состояния, характеризующие изменение системы предприятия, отсутствуют.

VIII. Бенчмаркинг затрат: предполагает сравнение состояния управления затратами на предприятии с предприятиями-лидерами для дальнейшего принятия решений в области управления затратами. Условия применения: правильный выбор предприятия-эталона; наличие полной и достоверной информации об эталонных результатах и методах их достижения. Преимущества: позволяет получить комплексную оценку управления затратами на предприятии в сравнении с эталонным предприятием, которая является серьезной предпосылкой постепенного улучшения управления затратами на основе опыта и технологий других предприятий. Недостатки: неверный выбор предприятия-эталона снижает эффективность метода; требует системности и целенаправленности в применении опыта других предприятий.

IX. Кост-киллинг: направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития. Используется в антикризисном менеджменте и управлении конкурентоспособностью. Условия применения: наличие полной и достоверной информации о состоянии затрат на предприятии; стремление руководства предприятия к снижению издержек; определенным образом построенная система мотивации персонала. Преимущества: позволяет быстро сократить затраты предприятия, возникающие и во внутренней, и во внешней среде. Недостатки: жесткость метода (предусматривает в том числе сокращение затрат на заработную плату и сокращение персонала); требует системного применения (использование время от времени, к отдельным видам затрат или в отдельных подразделениях предприятия ощутимых результатов не приносит).

X. LCC-анализ: затраты определяются на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляются с соответствующими доходами. Применяется в стратегическом управлении затратами. Условия применения: наличие точных и детальных маркетинговых описаний состояния рынка и позиционирования продукции или услуг предприятия; четкая идентификация этапов жизненного цикла продукта. Преимущества: получение в долгосрочном периоде оценки понесенных затрат и их покрытия соответствующими изделию доходами; обеспечение точного прогноза всех затрат и соотнесение получаемого дохода и понесенных затрат применительно к производству изделия в целом; обеспечение стратегического видения структуры затрат и сопоставление ее со структурой доходов. Недостатки: отсутствие периодизации финансовых результатов; неопределенность в учете накладных затрат (если их не учитывать, страдает комплексность используемой информации; если учитывать, то используемая информация приобретает вероятностный характер); может потребовать затрат на получение обширной дополнительной информации.

XI. Метод VCC: рассматривает цепочку потребительской стоимости, в частности, предусматривает анализ затрат, находящихся вне сферы прямого воздействия предприятия. Применяется в стратегическом управлении затратами. Условия применения: соответствие стратегического позиционирования предприятия особенностям деятельности предприятия и сложившейся конъюнктуре рынка; полное знание конъюнктуры рынка, внутренних процессов предприятия, полное представление о деятельности хозяйствующих субъектов, взаимодействующих с предприятием. Преимущества: позволяет представить величину затрат предприятия в свете создания новой стоимости, оценить целесообразность процессов, ведущих к формированию затрат, максимально полно привязать затраты предприятия к ожидаемым доходам. Недостатки: требует создания соответствующего информационного обеспечения, постоянной оптимизации затрат в рамках оперативного управления деятельностью предприятия и участия квалифицированных специалистов.