Механизм управления денежными доходами и социальная политика РБ

курсовая работа

2.1 Политика формирования доходов населения в Республике Беларусь

Главной целью социальной политики государства является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе роста денежных доходов, сокращение уровня мало обеспеченности.

В политике денежных доходов населения государство руководствуется двумя основными подходами:

- создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;

- обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

Анализируя доходы в январе-августе 2010 г. Можно сказать ,что сохранилась тенденция роста денежных доходов населения они увеличились до 67,2 трлн.руб.на18,2% по сравнению с уровнем аналогичного периода прошлого года, при этом реальная заработная плата т.е. на денежные доходы составили 110,8% при прогнозе на2010 г. 114-115%.

Темпы роста доходов по таким статьям "доходы от собственности", "прочие доходы", "трансферты населению", были выше средних на 19%, 23,3% и 21% соответственно. При этом удельный вес трансфертов населению в структуре доходов вырос до 20,1% (в аналогичном периоде 2009 г. - 19,7%). Ниже средних в III квартале текущего года были темпы роста оплаты груда - 115,5%, ее доля в общей сумме денежных доходов снизилась до 56,2% против 57,5% в [II квартале 2009 г] Среднемесячная заработная плата (Приложение А).

Рост доходов от собственности, предпринимательской деятельности и продажи продукции сельского хозяйства свидетельствует о результатах интенсивности принимаемых в рамках либерализации мер по улучшению делового климата условий для ведения бизнеса, поддержке развития личных подсобных хозяйств. Уровень мало обеспеченности в первом полугодий 2010 г. снизился до 5,4% (в первом полугодии 2009 г. - 6,2%).

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников за январь-сентябрь 2010 г. увеличилась в сравнении с уровнем соответствующего периода предыдущего года на 18,6% и составила 1167,1 тыс. руб.. причем в сентябре- 1305,1 тыс. руб. Темпы ее роста в бюджетной сфере в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. повысились на 16,7%, размер в указанный период составил 896,2 тыс. руб., в сентябре - 764,1 тыс. руб. Номинальная среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве, социальном обеспечении, образовании, здравоохранении по-прежнему оставалась ниже среднереспубликанской, но в некоторых отраслях (финансы, наука, строительство) значительно превышала этот уровень. Среднемесячная заработная плата (Приложение Б).

Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников за анализируемый период сократилась и составила в III квартале 2010 г. 3,1 раза - 2155,9 тыс. руб. Темпы роста реальной заработной платы работников в Республике Беларусь в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. составит, 110,8%, в том числе в сентябре - 117.0%. Однако в сентябре 2010 г произошло некоторое снижение по сравнению с августом текущего года как в целом по республике (99,8%), так и в ряде отраслей: топливной промышленности - 88,1, сельском хозяйстве - 93,5, на транспорте - 97,0, в связи - 97,8, управлении - 89,2%.

Правительством принимались целенаправленные меры по повышению заработной платы в бюджетной сфере экономики. Повышение реальных денежных доходов населения должно осуществляться путем приоритетной поддержки экономически активных групп населения, создания условий для усиления трудовой мотивации работников, содействия развитию малого предпринимательства и само занятости, расширения видов социальной помощи нуждающимся категориям населения [7,с .53].

Анализируя денежные доходы населения в январе-мае 2011произошло увеличение на 12 4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года а, их реальное содержание в I квартале 2011 г. по отношению к IV снизились на 10%. Денежные доходы в расчёте на душу населения по республике превысили минимальный потребительский бюджет в 2раза, бюджета прожиточного минимума в 3,2 раза. В структуре денежных доходов населения в январе-мае 2011 г. по сравнению с уровнем января - мая 2010 г. произошло увеличение доли оплаты труда в обшей структуре доходов до 65,7% при одновременном снижении доли трансфертов населения до 20,8%, доходов от собственности - до 2%, увеличение доходов от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход - на 1,6%. Основным источником доходов населения является заработная плата. В январе-июне 2011 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике составила 1564,5 тыс. руб., в том числе в июне -1782,9 тыс. руб., работников бюджетных организаций в июне - 1497,2 тыс. руб. Рост реальной заработной платы в январе-июне 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 15,8% во многом обусловлен так называемым эффектом "низкой базы". Динамика роста в первом полугодии 2011 г. оказалась существенно ниже ожиданий и составила только около 85% к уровню декабря 2010 г. Наблюдалась замедление темпов роста реальной заработной платы в I и II кварталах текущего года негативно скажется на снижении покупательной способности заработной платы, сужении внутреннего потребительского рынка, сокращении возможностей строительства и покупки жилья населением республики.

Таким образом, государством обеспечивается защита интересов работников низкой квалификации и поддержание соотношения размеров минимальной заработной платы с важнейшим социальным нормативом - бюджетом прожиточного минимума - на приемлемом для обеспечения жизнедеятельности человека уровне. [8, с. 11]

В январе-ноябре 2012 г. денежные доходы населения составили 284,8 трлн. руб. и увеличились на 98,3% по сравнению с уровнем в аналогичного периода предыдущего года. При этом реальные располагаемые денежные доходы составили 120,4%, что значительно превысило прогноз их роста на 2012 г. (103,0-103,5%),а также прогнозный показатель Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (109,5-110,0% в 2012 г.).

Высокий рост реальных денежных доходов населения был обусловлен увеличением заработной платы и социальных трансфертов - самых значимых статей доходов населения, а также сдерживанием потребительских цен на социально значимые товары.

Более высокими темпами увеличивались доходы по таким статьям, как "трансферты населению" - 206,7% и "доходы от собственности" - 256%. Рост доходов от собственности был обусловлен в значительной степени мерами по обеспечению сохранности вкладов физических лиц в банках страны и повышению их доходности. Увеличение доходов пенсионеров обеспечивалось повышением размеров пенсионных выплат, которые регулярно пересчитывались от роста средней заработной платы и прожиточного минимума. Несколько ниже средних темпов роста доходов в анализируемом периоде были темпы роста оплаты труда - 194,5%, доходов от предпринимательской деятельности 178,7%, 194,6% и прочих доходов объясняется наличием скрытой заработной платы, которая формирует неучтенные доходы от предпринимательской деятельности. Доля оплаты труда в общей структуре денежных доходов снизилась до 63,9% против 65,1% в аналогичном периоде 2011 г. При этом увеличился удельный вес пенсий, стипендий и пособий: в общей структуре доходов он составил 21,5% против 20,6% в январе-ноябре 2011 г. и 20,4% в январе-ноябре 2010 г. Динамика денежных доходов населения Республики Беларусь (Приложение В). Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по республике в 2012 г. составила 3740,1 тыс. руб., для работников бюджетной сферы - 2976,8 тыс. руб. Рост реальной заработной платы по республике составил 121,9%, что значительно превысило прогноз на 2012 г. (104,0-104,2%), а также прогнозный показатель Программы социально-экономического развитая Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (113,0-113,2% в 2012 г.)

Для организаций реального сектора экономики сняты практически все ограничения по стимулированию высокопроизводительного и эффективного труда. В таких условиях важным является социальная защита работников посредством повышения минимальной заработной платы (МЗП). С 2011 г. она устанавливается на уровне минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек, действующего на начало года. В декабре 2012 г. МЗП с учетом индексации составила 1171,6 тыс. руб.

Особое внимание в 2012 г. уделялось обеспечению роста заработной платы работников бюджетной сферы, приближению ее уровня к среднему по республике, и в результате она составила почти 80% ее среднереспубликанского уровня. Трижды повышалась тарифная ставка первого разряда (с 1 января, 1 мая и 1 сентября). По отношению к декабрю 2011 г. она выросла в 1,5 раза. Номинальная начисленная среднемесячная и реальная заработная плата работников в Республике Беларусь помесячно нарастающим итогам в 2012г (Приложение Г).

В Беларуси сохранялась относительно низкая дифференциация в оплате труда, которая по видам экономической деятельности составила 4,1 раза (между деятельностью, связанной с вычислительной техникой, и предоставлением социальных услуг). Реальный размер пенсии по возрасту увеличился - на 24,0% (прогноз - на 4,7-4,9%). Среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличится до 1074,9 тыс. руб., т.е. на 1309%, его соотношение с бюджетом прожиточного минимума пенсионера составит 171% (прогноз - 141%).Таким образом, государство обеспечивает размер минимальной заработной платы на уровне не менее трети средней, а соотношение средней заработной платы работников бюджетной сферы и средней заработной платы по республике в целом - около 80%, обеспечивает реальный уровень пенсионных выплат и разработать правовые нормы [9, с. 59].

Анализируя объём денежных доходов в январе-августе 2013 г. он составил населения 279,7 трлн. рублей, или в расчете на душу населения - 3 696 тыс. рублей в месяц. В структуре денежных доходов оплата труда занимает 64,6%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, - 9,6%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие) - 21,1%, доходы от собственности и прочие доходы - 4,7%. Структура денежных доходов населения (Приложение Д).

Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2013 г. по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. увеличились на 18,8%. Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года) (Приложение Е).

Наиболее пристальное внимание в текущем году уделяется государством обеспечение роста заработной платы, которая выступает основным, базовым доходом в совокупных доходах семей, и в доходах бюджета. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-сентябре 2013 г. составила 5000,2 тыс. рублей, в том числе в сентябре - 5374,8 тыс. рублей, и уменьшилась по сравнению с августом 2013 г. на 3,1%, или на 172,3 тыс. рублей. Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-сентябре 2013 г. по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. увеличилась на18,7%, в сентябре 2013 г. по сравнению с августом 2013 г. уменьшилась на 4,7%. В сентябре 2013 г. в промышленности средняя заработная плата составила 5936,4 тыс. рублей, в строительстве - 7325,4 тыс., на транспорте и в связи - 6074,5 тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 4118,8 тыс., в образовании - 3523,8 тыс., в том числе учителей - 4142 тыс., профессорско-преподавательского состава - 5831,5 тыс. рублей. Заработная плата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в сентябре 2013 г. сложилась в размере 3875,2 тыс. рублей, в том числе в области здравоохранения - 3984,9 тыс. рублей. Средняя заработная плата врачей составила 6219,6 тыс. рублей, среднего медицинского персонала - 3813,3 тыс. рублей. Начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь по областям и г. Минску (Приложение Ж).

Лидерами по размеру заработной платы по-прежнему являются работники финансово-банковской сферы, органов государственного управления, науки и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самыми низкими заработки остаются в сельском хозяйстве, сферах социального обеспечения и образования [10] Средняя заработная плата работников организаций республики по отдельным видам экономической деятельности (Приложение И).

Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников. Заработная плата работников Республики Беларусь защищена от инфляции. При росте потребительских цен на 5% и более она в установленном законодательством порядке индексируется пропорционально инфляции [11].

Безработным на период поиска постоянной работы обеспечиваются государственные социальные гарантии в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи. Расчет выплаты пособия по безработице и материальной помощи производится согласно ст. 24 Закона Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" и соответствующего Положения. При назначении пособия и определении его размера учитываются стаж работы, количество оплачиваемых календарных недель в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработного, средняя заработная плата, размер базовой величины, наличие иждивенцев. Размер пособия по безработице подлежит индексации в порядке, установленном законодательством. Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в государственной службе занятости населения. Пособие по безработице выплачивается не реже одного раза в месяц при условии явки безработных в установленном порядке в органы государственной службы занятости населения [12].

По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь численность безработных, в экономике Республики Беларусь в январе-сентябре 2013 г. было занято 4526,5 тыс. человек, что на 1,2% меньше, чем в январе-сентябре 2012 г. По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2013 г. составила 20,9 тыс. человек, что на 20,2% меньше, чем на конец сентября 2012 г., и на 4,2% меньше, чем на конец августа 2013 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2013 г. составил 0,5% от экономически активного населения (на конец сентября 2012 г. - 0,6%). Организациями (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) в сентябре 2013 г. было принято на работу 84,5 тыс. человек (2,6% среднемесячной численности), в том числе на дополнительно введенные рабочие места - 4 тыс. человек, или 4,8% от общей численности принятых. Уволено по различным причинам 79,1 тыс. человек (2,4% среднемесячной численности), из них 7,1% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций. Коэффициент замещения работников (отношение числа принятых к числу уволенных) в сентябре 2013 г. составил 1,068 (в сентябре 2012 г. - 1,086). Численность принятых работников организаций республики превысила численность уволенных на 5,4 тыс. человек (в сентябре 2012 г. - на 6,7 тыс. человек) [10]

Были проанализированы доходы населения с 2010-до сентября 2013 года. Анализируя 2010 год тенденция роста денежных доходов увеличилась, в 2012 г денежные доходы увеличились на 98,3% по сравнению с 2011 годом и составили 284,8 трлн. руб. В январе-сентябре денежные доходы по сравнению с 2012 годом увеличились на 18,8%.

Делись добром ;)