Механизм формирования прибыли предприятия на примере ОАО "Алтайкрайгазсервис"

курсовая работа

1.1 Сущность и функции прибыли

Определяя прибыль необходимо разграничивать понятия прибыли как экономической категории и как финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта.

С точки зрения экономической теории прибыль определяется с нескольких позиций. К. Маркс определял прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочная стоимость. Дж. Милль определял ее как разницу между доходами компании и затратами на закупку необходимых товаров и услуг (сырье, транспорт), а также выплачиваемую персоналу заработную плату. Так Мак-Кулох и Маршал уточняют. Что из доходов следует вычитать помимо вышеназванных затрат, также и вознаграждения используемые в производстве капиталов. Дж. Фред Уэстон связывал определение прибыли с неопределенностью, ключевой мыслью его определения прибыли являлось то, что прибыль есть плата за неопределенность. Таким образом, чем больше неопределенность, выше риск, и, соответственно выше прибыль.

Понятие прибыли как финансового результата деятельности выражает определенную форму реализации экономических отношений по поводу образования, распределения и использования в денежной форме части стоимости прибавочного продукта, сложившихся на определенном этапе развития общества, в определенной экономической системе, и реализующихся через созданный в ней хозяйственный механизм.

И.А. Бланк отмечает, что прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов [13, c. 420].

Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций:

1. Оценочная. Прибыль характеризует экономический эффект, то есть дает оценку полученного результата деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью;

2. Стимулирующая. Прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия;

3. Бюджетообразующая. Прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Как отмечает Раицкий К.А., механизм формирования прибыли является одной из составляющих хозяйственного механизма, действующего в обществе на определенном историческом этапе его развития. Хозяйственный механизм определяет условия функционирования хозяйствующих субъектов в обществе и, таким образом, условия и общий порядок формирования финансовых результатов их деятельности [31, c.184]. Таким образом, прибыль предприятий, организаций, учреждений в настоящее время играет огромную роль. Она является одним из обобщающим оценочных показателей их деятельности и выполняет следующие важнейшие функции:

характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

2. является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия, и та часть прибыли, которая изымается государством в форме налога на прибыль, является источником финансирования государственных расходов. А также является основным источником ресурсов расширенного воспроизводства. Раскрытие экономической природы прибыли, объективных общеэкономических закономерностей и предпосылок ее образования и существования необходимо, но недостаточно для понимания механизма формирования прибыли корпораций в современных условиях [31, c.186].

Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии. Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Функциональная направленность объектов управления прибылью по общепринятым стандартам выделяет два основных их вида:

- управление формированием прибыли;

- управление распределением и использованием прибыли.

Таким образом, подводя итог можно отметить, что существует многообразие определений прибыли, каждое из которых подчеркивает те, или иные особенности этой экономической категории. Однако на практике существует и множество методов формирования финансового результата, которые отражают те иди иные подходы к определению прибыли и ее анализу.

Делись добром ;)