Мировой экономический кризис

контрольная работа

2. Программы по преодолению последствий «Великой депрессии» в этих странах

К началу мирового экономического кризиса у власти в Англии стояло второе лейбористское правительство. Пути выхода из кризиса оно стало искать в усилении элементов государственного вмешательства в экономику и социальные отношения. Но никаких существенных результатов не добившись в реализации антикризисных программ, правительство было распущенно.

Затем было созданное новое "национальное правительство", куда вошли консерваторы, национал-лейбористы и национал-либералы, которое возглавил Дж. Макдональд. "Национальное правительство" приступило к реализации "программы" Дж. Мэя (План экономии).

Макдональд, согласно принципам своей антикризисной программы, призвал "народные массы" "затянуть потуже пояса" и снизил свой премьерский оклад на 20 %, король сократил свой "частный доход" на 10 %. Пособия безработным были сокращены на 10 %, а в ноябре 1931 г. был введен в действие новый закон о "проверке нуждаемости", запрещавший выдачу пособий тем безработным, кто находился на иждивении семьи. Осенью 1931 г. было проведено сокращение жалованья государственным служащим, прежде всего учителям и военным морякам.

Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта. За Великобританией вынуждены были последовать страны, входившие в так называемый стерлинговый блок (25 государств -- страны Скандинавии, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и другие, включая британские колонии и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основе курса английского фунта. Помимо этого, страны блока передавали свои валютные резервы Англии в общий фонд блока, что обеспечило стране немалые выгоды от данной операции. Члены блока, ориентируясь на стерлинг, были вынуждены закупать английские товары и одновременно поставлять для Англии преимущественно сырьевые и продовольственные товары.

Следующим шагом в укреплении положения Англии на мировом рынке стал парламентский акт 1931 г., который предусматривал, что ни один закон английского парламента не будет применяться в доминионах без формального согласия последних. Законы, принятые доминионами, не нуждались в утверждении английского парламента. Этот акт вошел в историю как Вестминстерский статут.

Еще одной важной мерой, защищавшей внутренний рынок Англии от внешней конкуренции, было введение протекционизма. Протекционистские тарифы оградили Внутренний рынок от наплыва иностранных товаров и создали более благоприятные условия для реализации товаров отечественного производства.

Используя комплекс антикризисных мер, уже к концу 1933 г. Англии удалось достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходило в основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало ее антикризисную политику от «Нового курса» Рузвельта. Следует отметить, что уже в 1934 г. жесткая бюджетная политики экономии начинает несколько смягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление урезанных пособий по безработице, снижение размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.

Начавшийся в 1934 г. подъем подкреплялся существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с производством вооружения (автомобилестроение, авиационная, радиопромышленность и др.). Наряду с этим меры правительства по оздоровлению финансовой системы, жесткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей экономики (судостроение, металлургия), что впрочем существенно не изменило имевшиеся внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная отрасли промышленности продолжали стагнировать.

В целом подводя итог, следует констатировать, что экономический кризис 1929 - 1933 гг., несмотря на поведение властями антикризисной программы, тяжело отразился на экономике Великобритании. Выход из сложного экономического положения правительства искали в усилении государственного регулирования экономики, поощрении роста монополий и концентрации капитала, а также создании более тесного политического и экономического союза метрополии и доминионов.[4, с. 308-310]

В кризисный период во Франции произошла крайняя радикализация внутриполитических отношений, что было обусловлено отличной от других стран социальной структурой французского общества, а также политическими традициями страны. Так, наряду с усилением демократических и леворадикальных течений проявилась нехарактерная для республиканско-демократических традиций Франции отчетливая тенденция к фашизации страны по примеру Италии и Германии. Упорная борьба между различными политическими силами в свою очередь определила особенности антикризисной политики и во многом повлияла на длительность кризиса.

Подавление коммунистами и социалистами в феврале 1934 г. попытки фашистского путча, за которым стояли не только фашистские организации, но и часть крупных монополий, представители церкви, вызвало заметный рост влияния двух левых партий: социалистической (СФИО) и коммунистической (ФКП), объединившихся в Народный фронт, и соответственно падение авторитета правительства. Такие изменения в политических настроениях граждан свидетельствовали и о неприятии антикризисных мер буржуазных кабинетов, использовавших традиционные методы сокращения бюджетного дефицита и восстановления нарушенного равновесия за счет дефляции, снижения заработной платы, сокращения социальных расходов, повышения уровня налогообложения и т. п.

Известная близость идеологических установок социалистов и коммунистов позволила найти компромисс между руководством СФИО и ФКП по вопросам антикризисной программы в рамках единой организации левых антифашистских сил -- Народного фронта, который к началу 1936 г. объединил не только эти партии, но и организацию радикал-социалистов, движение интеллигенции «Амстердам-Плейель» и др.[5, с. 198-199]

Программа Народного фронта была ориентирована в основном на удовлетворение ближайших нужд широких слоев граждан. Среди основных требований ее следует отметить: создание национального фонда безработицы; сокращение рабочей недели без уменьшения содержания; увеличение числа рабочих мест, в частности, за счет снижения возрастного пенсионного барьера; организация масштабных общественных работ; регулирование закупочных цен на сельскохозяйственные товары с учетом интересов производителей; поддержка крестьянских кооперативов; пересмотр закона о плате за торговые помещения; защита интересов мелких рантье (мелких владельцев ценных бумаг); реформирование системы налогообложения в пользу малоимущих граждан и ряд других.

4 июня 1936 г. было создано первое правительство Народного фронта во главе с премьер-министром Л. Блюмом, а 7 июня было подписано соглашение между Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы, признании профсоюзов и института цеховых старост. Соглашение предусматривало введение 40-часовой рабочей недели, предоставление оплачиваемых отпусков, признание системы коллективных договоров. Несколько дней спустя этот документ и большая часть положении экономической платформы Народного фронта были законодательно закреплены решением парламента страны. Это было триумфом Народного фронта и одновременно кульминацией рабочего движения в его поддержку.

Столь резкое изменение антикризисного курса, что выразилось, прежде всего, в увеличении расходов по социальным статьям, уже спустя два месяца поставило правительство Блюма перед острейшей проблемой непомерно разбухшего дефицита государственного бюджета. Это заставило правительство пойти на первую девальвацию франка, что не замедлило отрицательно сказаться на уровне жизни самых широких слоев граждан. Левая направленность политики правительства социалистов, кроме того, способствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процесса сокращения производства, появлению иных форм противодействия правительственному курсу со стороны прежде всего крупного капитала. В этих условиях правительство Блюма не решилось поставить под государственный контроль деятельность Французского банка и начать налоговую реформу. Пауза в действиях правительства вызвала политический кризис и как результат -- смену кабинета министров.

Охарактеризуем антикризисные меры следующего правительства К. Шотана. Правительство социалиста-радикала Камиля Шотана попыталось найти компромисс между интересами широких слоев населения и представителей крупного капитала за счет некоторого ограничения требований программы Народного фронта. Однако, несмотря на существенное сворачивание бюджетных расходов, состояние финансовой системы еще более ухудшилось, что вынудило правительство вторично провести девальвацию национальной валюты. Непоследовательность антикризисных действий способствовала обострению социальных противоречий внутри страны, привела к расколу внутри самого Народного фронта, в результате чего существенно трансформировалась и его программа.

Так, например, в феврале 1939 г. поправевший парламент отклоняет большинством голосов проект нового трудового устава (или хартии труда).

В результате нового правительственного кризиса весной 1938 г. формируется второй кабинет Л. Блюма, который проводит курс на дальнейшее свертывание политики Народного фронта. Следует отметить, что этому способствовали не только раскол внутри Народного фронта, неудачи антикризисных мероприятий, рост социальной напряженности, но и в значительной мере крайнее обострение внутриевропейской ситуации в связи с аншлюссом Австрии. Так, за счет сокращения социальных ассигнований Блюм надеялся ускорить прежде всего военно-оборонное строительство в стране.

Одновременно в качестве источников средств для выполнения оборонной программы правительством были названы: увеличение размеров налога на капитал, превышающий 150 тыс. франков, на так называемые привилегированные предприятия (концессия, лицензия и пр.), на сверхприбыли оборонных предприятий, а также установление жесткого государственного контроля за валютными операциями, импортом и некоторые другие мероприятия. Попытка пересмотра доходной и расходной статей бюджета вызвала недовольство представителей крупных финансовых и промышленных кругов, с одной стороны, и не получила широкой поддержки граждан, с другой, что определило скорое падение кабинета.

Сформированное в апреле 1938 г. правительство Эдуарда Даладье окончательно отказалось от программы Народного фронта на основе полученных им от парламента чрезвычайных полномочий. Имя Даладье связано с подписанием Мюнхенского соглашения четырех европейских держав (Великобритании, Германии, Италии, Франции) о разделе Чехословакии, с так называемой политикой «умиротворения» Германии, непосредственно предшествовавшей началу Второй мировой войны.

Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объяснялось непоследовательностью антикризисных мероприятий, а по сути отсутствием согласованной общенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление в экономике страны накануне войны было вызвано усилением государственных ассигнований на военное строительство.

Тем не менее, опыт Народного фронта показал возможность и эффективность совместных усилий государства и здоровой части общества противостоять тоталитаризму, фашизму; заложил основы политики реформирования экономических отношений на основе развития системы государственного регулирования в интересах широких слоев общества без применения крайних форм социальной борьбы. Опыт этатизации во Франции оказался весьма полезным в условиях реформирования хозяйственных отношений в стране, а также и в ряде европейских государств (особенно скандинавских) после Второй мировой войны.[1, с. 402-404]

Тест

мировой экономический кризис депрессия

Установите соответствие стран и названий экономических программ возрождения после Великой депрессии:

А. США 1. «План экономии»

Б. Германия 2. Программа Народного фронта

В. Англия 3. «Новый курс»

Г. Франция 4. «Новый порядок»

Ответ: 1 - В; 2 - Г; 3 - А; 4 - Б.

А. США - 3. «Новый курс»

Б. Германия - 4. «Новый порядок»

В. Англия - 1. «План экономии»

Г. Франция - 2. Программа Народного фронта

Делись добром ;)