logo
Монополии и их место в структуре экономики

2.2 Регулирование деятельности монополий

История развития монополий существует вместе с историей борьбы с ними. Отрицательные результаты монополизации оказались сразу, и это в особенности ощутили широкие слои населения. Старание больших объединений целиком захватить рынки вызвало недовольство мелких и средних предпринимателей и широкой общественности. Вокруг монополий формируется отрицательная общественная мысль, которая требует государственной защиты потребителей от своеволия монополистов. Например, за подсчетами Хербергера (осуществленными в 50-х годах), потери от монополий в США составляют 0,1 % от ВВП, что за 2004г. составляли $6 млрд. в Украине на конкурентных рынках пассажирских автоперевозок за 2000-2003 гг. темпы роста пассажирооборота оказались почти в шесть раз большими, чем на монополизированной железной дороге.

Процессы монополизации проходили быстро, а их отрицательные следствия были поразительные. Именно поэтому во многих странах были приняты законодательные акты, которые поставили определенные препятствия монополистическому увлечению рынков.

В Соединенных Штатах первым законодательным актом, направленным против монополизации экономики, был “Антитрестовский акт Шермана” (1890 г.). Именно он, считается, залогом основ мировой антимонопольной кампании. Главной особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. Нарушения “Акта Шермана” наказывались, как криминальные преступления. Антимонопольная политика не имеет целью ликвидацию или запрет крупных монопольных образований, так как в обществе давно сложилось понимание того, что монополия, как один из основных факторов роста прибыли не может быть “упрощена”. Поэтому основной задачей является поставить ее под государственный контроль, устранить возможность злоупотреблений монопольным положением.

Можно назвать такие две основных формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания монополий;

2) препятствование использования монопольной власти.

Законодательство стран Запада действует в основном с помощью первой формы. Это происходит потому, что по мнению ведущих специалистов в этой области значительно более легким есть не допустить возникновения монополии, чем потом бороться с уже существующей. Такими упреждающими мерами есть запрет объединений, а также сговори, которые ведут к ограничению производства и торговли; то есть, речь идет о запрете создания монополий любого известного вида. Также существует запрет на приобретение акций и других активов конкурирующих предприятий, если это ведет к монополизации области и ослабляет конкурентную борьбу. Например, в Японии из таких соображений были запрещены холдинговые компании.

Наряду с мероприятиями, направленными на недопущение образования монополий на рынках, существуют также такие, которые призваны бороться с уже существующими фирмами, которые могут считаться монополистами. Против них применяется высокое налогообложение монопольной прибыли, контроль за ценами на продукты производства монопольных образований, переведение монополий в государственную собственность, административное наказание за нарушение антимонопольного законодательства.

А что же за ситуация с антимонопольной деятельностью в Украине? Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей от злоупотреблений монопольным положением и недобросовестной конкуренции в Украине осуществляется Антимонопольным комитетом.

Согласно методике, разработанной Антимонопольным комитетом Украины, монополистом считается фирма, доля рынка которой на определенном рынке превышает 35% (объем рынка определяется как сумма выпуска определенного продукта от отечественных производителей (за минусом экспорта) и суммарного импорта продукта; соответственно доля рынка - отношение выпуска продукта фирмой без учета экспорта к объему рынка).

Антимонопольное регулирование может касаться:

Во-первых, регулирования слияния фирм. В Украине запрещается слияние фирм, если оно приводит к превышению их совокупной доли рынка 35%. Для регулирования слияния фирм чаще всего применяется индекс Герфиндаля-Гиршмана, который рассчитывается как сумма квадратов долей рынка фирм, которые функционируют в области. Для каждой области устанавливается максимальное значение индекса, и в случае превышения его для определенной области могут быть запрещены слияние фирм; если на рынке остается одна фирма, то значение индекса составляет 10000. В первой половине 80-х гг. американское правительство приняло инструкции, которые установили нормативы отраслевой концентрации из использования индекса Герфиндаля-Гиршмана. Если этот индекс не превышал 1000, тогда рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800 - высококонцентрированным.

Во-вторых, антимонопольное регулирование может осуществляться относительно злоупотребления монополистом своей власти через введение комитетом штрафных санкций или даже, принудительное разъединение фирмы-монополиста. В законодательстве каждой страны определяются виды злоупотреблений. В Законе Украины «Об ограничении монополий и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательскую деятельность» указанно, что злоупотреблениями считаются: навязывание контрагенту неравноправных условий в договорах, ограничение производства и т.п., что приводит к дефициту продукта на рынке и установление монопольных цен, создание барьеров к вступлению (выходу) из рынка, установление дискриминационных цен.

Итак, как видим, монопольные процессы заставили государство усилить регулирующие основы в экономике. Специальная антимонопольная политика и антимонопольное законодательство дали возможность поставить под контроль процессы монополизации, сохранить и усилить конкуренцию.