Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике

курсовая работа

1.3 Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция - распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Черты монополистической конкуренции:

1) Число фирм большое.

2) Вид продукта дифференцированный.

3) Контроль над ценой незначителен, но возможен.

4) Вхождению в данную сферу свободно.

5) Сфера деятельности: торговля, производство одежды, обуви.

Экономические закономерности впервые для этой модели дал Эдуард Чемберлин в 1933 г. в работе «Монополистическая конкуренция. Реориентация теории стоимости». Э. Чемберлин в своей работе отмечает, что основными акцентами, факторами конкурентной борьбы являются неценовые детерминаты (реклама, мода, упаковка, гарантийное обслуживание).

Фирмы-старожилы не желают иметь новых конкурентов по данному виду продукции, поэтому они защищены фирменными знаками, авторскими правами, патентами. Поэтому для вхождения в данную сферу деятельности новой фирмы с данным товаром необходимы определённые финансовые затраты (трансакционные издержки (реклама, сертификация и т.д.)). Но в целом вхождение в данную сферу совершенно свободно.

Ценообразование. Для завоевания рынка на свой товар необходима цена продвижения (penetration price), после этого можно повышать цены (following price).

Эффект масштаба капитала невелик (элитный дом моды, элитный ресторан), но очень эффективен.

Т.к. вхождение в данную сферу свободно, поэтому в конечном итоге предложение начинает расти, а цена начинает падать, т.е. они не получат экономическую прибыль. Экономическая прибыль имеет тенденцию к понижению.

Делись добром ;)