logo
Налоговая политика Российской Федерации, как инструмент экономического роста страны

2.2 Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе развития

Налоговая политика государства есть система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

В истории развития налоговой политики современной России можно выделить три этапа. На первом этапе в начале 90-х годов государство действовало откровенно фискально по принципу «взять все, что можно взять». Это был период резкого перехода к новым экономическим, политическим и социальным условиям жизни общества. При этом государство практически попало в «налоговую ловушку», когда повышение налоговой нагрузки не приводит к росту государственных доходов, скорее наоборот, ведет к их снижению.

Второй этап, начало которому было положено с начала 1994 года снижением ставок налога на прибыль и НДС с 28% до 20 и 10 процентов, характеризовался глубокими кризисными явлениями в экономике и в бюджетно-финансовой системе, неплатежами, падением собираемости налогов, нарастанием огромной задолженности, разработкой и применением комплекса правовых, организационных и административных мер по преодолению кризисных явлений.

Третий этап формирования налоговой политики России обозначился с января 1999 принятием и введением в действие части первой НК РФ. Его можно охарактеризовать как период осознания обществом необходимости и неизбежности налогообложения и принятием со стороны государства ряда практических мер по формированию устойчивой, долговременной, либерально-ориентированной и понятной налоговой системы. Основными вехами этого пути наряду с принятием нового законодательства являются: пресечение налогового произвола властей, особенно на местах; упорядочение количества налогов; понижение ставок подоходных налогов физических и юридических лиц, совершенствование системы налогового администрирования, воспитание налогового правосознания граждан и укрепление гарантий соблюдения налоговой законности.

На основе анализа налоговой политики России, действующей модели ее налоговой системы, актов законодательства о налогах и сборах, теории финансового и налогового права, экономической теории можно выделить следующих перспективных направлений развития налоговой системы России:

1. Выравнивание налоговой нагрузки различных регионов, отраслей хозяйства и предприятий путем более эффективного и рационального использования их налоговых потенциалов, решительного отказа от множества, подчас экономически необоснованных льгот и преимуществ, совершенствования механизмов межбюджетного регулирования.

2. Одним из стратегических направлений налоговых реформ является существенное снижение налогов на доходы организаций (на прибыль предприятий) и доходы физических лиц при одновременном повышении налогов и сборов, связанных с использованием природных ресурсов, а также имущественных налогов (введением прекратится действие налогов на имущество организаций, налогов на имущество физических лиц, налога на землю, что предусмотрено частью первой Налогового кодекса). Введение одного налога вместо трех упрощает систему налогообложения, снижает затраты по взиманию налоговых сумм.

Введение налога на недвижимость превратит его в источник формирования регионального бюджета, что позволит ликвидировать непопулярный налог с продаж.

Мировой практике налогообложения известны примеры по сокращению количества налоговых льгот, позволивших снизить налоговую нагрузку. К примеру, во время реформы в США удалось снизить ставку налога на доходы корпораций с 46 до 34%, максимальную ставку этого налога с физических лиц с 70 до 33%. В результате начался подъем производства, нарастание налоговой базы и увеличение бюджетных поступлений.

Повышение налоговых ставок на имущество организаций явилось бы стимулированием вовлечение капитала в оборот. Не исключена и более значительная дифференциация ставок налога на имущество физических лиц с учетом площадей жилищных и иных строений.

В части увеличения рентной составляющей в системе налогообложения было бы вполне обоснованно и справедливо повысить налоговую нагрузку на тех налогоплательщиков, кто использует «дары природы»: полезные ископаемые, объекты природной среды, землю и др., а также на тех, кто эксплуатирует грязные производства и технологии, загрязняя природную среду. Специалистами разработаны конструктивные предложения по механизмам введения и взимания экологических платежей, единого ресурсного налога (ЕРН)

Революционные решения приняты по снижению ставок налогов на доходы организаций (24%) и физических лиц (13%). Мотивы принятия такого смелого решения относительно обложения прибыли организаций вполне понятны. Но вот аргументы в пользу отказа от принятой во всем мире практики прогрессивного обложения доходов физических лиц довольно сомнительны. Переход к пропорциональному методу взимания этого налога по «плоской шкале» - это способ защиты фискальных интересов государства, попытка вытащить на «свет» денежные доходы богатых налогоплательщиков. Только ежегодный недобор подоходного налога оценивается примерно 80 млрд. руб. Поставлена задача «вытащить из тени» зарплату, которую на предприятиях выдают в конвертах, т.е. без обложения подоходным налогом. По различным оценкам, 98% плательщиков этого налога уплачивают его по минимальной ставке.

Но с точки зрения социальной справедливости единая ставка обложения доходов для физических лиц нарушает справедливость налогообложения в «вертикальном разрезе» - налог должен взиматься в точном соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. с повышением дохода ставка налога увеличивается. Еще более усилится неравномерное распределение российского населения по уровню доходов. В настоящее время 20% наиболее богатых устойчиво получают примерно половину всех доходов, но налогов платят несоизмеримо меньше.