Налоговая система в рыночной экономике

курсовая работа

2. Роль налоговой системы в рыночной экономике

2.1 Налоговые системы в рыночной экономике, общее и различие

Рыночная экономика в наиболее развитых странах является регулируемой экономикой. В современном мире представить эффективно действующую рыночную экономику не регулируемую государством, нельзя. Другое дело - каким образом она регулируется, каким способом и в какой форме. Но, не смотря на эти формы и методы, главное место в системе регулирования будет принадлежать налогам.

Обращение к рыночным отношениям вынуждает нас обратить свое внимание на опыт зарубежных стран в развитии экономики, а именно в области финансов. Отдельное место здесь заняла налоговая система - наиважнейший инструмент экономической политики государства и регулятор рыночных отношений.

Во всех странах существует свой определенный вид налоговой системы, порой эти системы сильно отличаются друг от друга. Особое место занимают налоговые системы США, Франции, Великобритании и Германии. В большинстве своем это связанно со сложившимися традициями, накладывающими след на количественную и качественную характеристику, а также с конкретными социально-экономическими ситуациями и непосредственно с теми задачами, которые в определенный период времени решает налоговая система. Но не смотря на это у налоговых систем есть и общие, объединяющие черты, свойственные для всех стран.

На сегодняшний день в странах с развитой экономикой характерны расширенные и усиленные вмешательства государства в разные сферы экономической жизни. Разные составляющие только в уровне этих вмешательств. Например, в США они будут меньше, в Германии на среднем уровне, а во Франции они наоборот больше. Финансовое воздействие на индивидуальных предпринимателей и на предприятия является главным инструментом государственного регулирования через налоговую политику.

Для каждой страны присуща своя, отличающаяся от остальных налоговая система, которая складывается под влиянием разнообразных экономических и политических социальных условий, с характерными ей налогами, их ставкой, способами взиманий, структурой, налоговой базой, сферами действий налогов, льготами и фискальными полномочиями разных уровней власти.

В основе формирования налоговой системы закладываются разные параметры. Как пример: отношение ВВП к совокупности налогового изъятия, регресс, прогресс и пропорциональность налоговой ставки и так далее. Соотношение прямого и косвенного налогообложения - один из важнейших параметров, который во многом определяет налоговую систему какой-либо страны.

Система налогообложения это механизм аккумуляции доходов государственного бюджета и влияние на общественное производство, в частности на его структуру, локализацию и на темпы НТР. Налоги ограничивают развитие определенных отраслей или наоборот, стимулируют их развитие, образуют предпосылки для понижения издержек производства и обращения фирм и предприятий, улучшение их конкурентоспособности на мировом рынке.

Налоги дают возможность к ограничению или стимулированию деловой активности. Порой налоги используются для выяснения довольно частных проблем. Например, в начале этого века в Германии был введен налог на уксусную кислоту для того, чтобы прекратить расходование вина на изготовление уксуса. Денежные доходы от этого налога едва успевали покрывать расходы на его взимание, но установленная задача была разрешена. Так же в Германии налоги используются и для решения определенных социальных задач. Так в Германии после резких увеличений акцизов на табачную продукцию некурящих стало намного меньше. Налогообложение используется и для решений проблем экологии. В США с 70-х годов применяются дифференцированные налоги на автотранспорт, которые учитывают экологическую чистоту двигателя.

Многолетняя практика улучшения налоговой системы в странах с развитой рыночной экономикой разработала отдельные показатели, за границами которых невозможна результативная предпринимательская деятельность. Мировая практика налогообложения показывает, что взимание у налогоплательщика до 40% дохода есть та черта, за границами которой начинается прогресс уменьшения сбережений и инвестиций в экономику. Но если ставки налогов и их значение достигают такого уровня, что у налогоплательщиков взимается более 50% его дохода, то это в полной мере ликвидирует мотивацию к предпринимательской инициативе и увеличению производства. Налоговые системы стран дальнего и ближнего зарубежья: [Мировой опыт]// Вестник ВХС РБ. - 2005.

Другими словами мы можем сказать что, грамотная налоговая система обязана обеспечить умеренные потребности государства, взимая у налогоплательщиков не более 30% их доходов. Естественно, для этого правила существуют и свои исключения, которые лишь укрепляют достоверность данного правила. Налоговая система других стран, а именно Швеции, построена так, что налогоплательщики отдают в государственную казну половину и более своего дохода, и это не снижает их стимулы к развитию производства. Ничего странного в этом нет, потому что в данных странах государство за счет налогов решает огромное количество экономических и социальных задач, которые в других странах налогоплательщик вынужден решать лично, за счет своих доходов, которые остались у него после уплаты всех обязательных налогов. Так что равенство интересов в этом случае все же сохраняется.

При этом нам надо иметь ввиду то, что показатели налоговых изъятий, определяемые в целом по налоговой системе, страдают довольно таки серьезным недостатком, который заключается в том, что они определяют уровень налогового гнета обычного налогоплательщика, не учитывая личных особенностей определенного налогоплательщика. Но и с этим данный налоговый показатель необходим, потому что налоги устанавливаются государством и оно обязано учитывать среднестатистических налогоплательщиков.

Государственные органы, ответственные в стране за организацию налоговой политики и осуществляющие контроль за исполнением налогоплательщиками налогового законодательства, вместе с применением показателей налоговой нагрузки осуществляют дополнительные обследования обширного круга налогоплательщиков.

Основываясь на таком обследовании можно определить уровень налоговой нагрузки на налогоплательщиков разных групп, и сделать выводы о целесообразности или нецелесообразности введения поправок в налоговую систему страны.

В мировой налоговой практике как показатель налоговой нагрузки на макро уровне выступает отношение суммы взимаемых с налогоплательщиков налогов, не зависимо от того, в бюджет какой степени или в какой не входящий в бюджет фонд они поступают, к величине полученного ВВП.

Данные о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах приведены в табл. 1.

Таблица 1. Удельный вес налоговых поступлений в разных странах по отношению к ВВП (%)

Страна

Доля налогов и обязательных платежей

Доля налогов без обязательных платежей

Австрия

45.6

29.8

Бельгия

46.5

31.2

Великобритания

33.8

27.8

Германия

42.8

23.2

Дания

52.9

49.8

Испания

35.6

21.8

Италия

42.8

27.5

Канада

36.4

31.1

Нидерланды

44.9

26.7

США

31.9

22.8

Франция

46.4

24.8

Швеция

54.3

38.2

Япония

28.7

18.3

Россия (2002)

30.8

22.2

Исходя из этих данных мы можем сделать несколько выводов.

Первое, большинство стран мира с развитой экономикой на данный момент, можно сказать, достигли максимально допустимого уровня перераспределений через налоговую систему ВВП и национального дохода. Из-за этого обеспечение дальнейшего прироста поступлений доходов в бюджет этих стран возможно по большей части за счет изменений структуры налоговых изъятий, а так же обеспечения на данной основе непосредственной зависимости роста налогов от роста ВВП. Прирост же ставок налогов, так же как и отмена льгот по ним сказываются для данных стран как экономическими, так и отрицательными социальными последствиями.

Второе, можно сделать вывод о том, что налоговая ноша для налогоплательщиков в России не столь велика, как это часто трактовалось в экономической литературе. И вправду, уровень налоговых изъятий в России в недавние годы не превышает 32% ВВП.

Так же и с показателем налогового поступления в ВВП - в среднем по России. На первый взгляд все вроде бы в норме, налоговая нагрузка находится в рамках допустимой нормы, как и показатели остальных стран. Но только прямой анализ данного показателя в России показывает, что ситуация намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Рассмотрим, какие все таки факторы оказывают положительное влияние на показатель изъятий налогов в налоговой системы России.

Таблица 2. Уровень собираемости отдельных видов налогов, %

Вид налога

2007

2008

2009

2010

2011

2012

НДС на товары производимые на территории Российской Федерации

75.6

63.7

69.1

68.8

65.1

82.6

НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

90.1

90.1

80.6

80.5

71.1

88.1

Налог на доход/(прибыль) предприятий

87.2

83.5

75.1

74.4

82.1

82.6

Акциз на нефть

81.3

90.4

90.1

81.3

90.1

100,0

Акциз бензин

98.1

60.1

92.4

60.1

93.6

-

Акциз на газ

69.5

87.2

62.9

88.2

73.3

92.1

Акциз на спирт и ликероводочные изделия

60.5

73.7

86.8

87.9

86.3

90.1

Налог на пользование недрами

83.6

96.4

70.1

83.6

70.1

78.4

Так же необходимо учесть то, что этот показатель в России формируется в условиях практически полного отсутствия налоговой дисциплины. По данным МНС России где-то 16-18 % налогоплательщиков исправно платят в бюджет полный объем причитающихся налогов. Около половины налогоплательщиков платят налоги, но всеми возможными им законными, а чаще всего незаконными способами уменьшают свои налоговые обязательства. Другие же налогоплательщики вообще уклоняются от уплаты налогов, одни предоставляя так называемые нулевые балансы, а другие и вовсе не становятся на учет в налоговых органах.

По разным оценкам в экономике России от 25 до 41 % ВВП образуется в теневом секторе экономики, большая часть которого не охватывается налогами.

По данным Министерства финансов России из-за сокрытий доходов и объектов налогообложений в консолидированный бюджет страны не доходит ежегодно от 30 до 50 % налогов. От этого законопослушные налогоплательщики, а это в основной своей массе легальные производители, отчисляют в государственную казну налоги, составляющие около 50% произведенного ВВП. В общем же получается, что в бюджет отчисляется около 30% ВВП.

Третье, совокупный показатель налогового бремени в России является недоработанным еще и потому, что существуют существенные погрешности в измерении самого ВВП. При этом нельзя определить количественное воздействие этой погрешности на размеры перераспределяемого через систему налогов ВВП. В свою очередь это связано с тем, что при оценке ВВП Госкомстат России осуществляет досчет своих официальных показателей на сумму произведенного ВВП в теневой экономике.

Как говорилось ранее, по разным оценкам, в теневом секторе производится от 26 до 40 % ВВП. Госкомстат осуществляет свой расчет исходя из меньшей из этих показателей - 25 %. Экономика и право. Теневая экономика: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Н.Д. Эриашвили, Н.В. Артемьева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Четвертое, немалое значение здесь имеет и та экономическая сфера, в которой приходится осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и оплачивать налоги российским налогоплательщикам. Не полная развитость рыночных отношений, социальная нестабильность, общественная нестабильность, постоянные изменения в налоговой системе страны, ее несовершенство, разрушение экономических отношений между предприятиями, неугасающий спад производства и многие другие немаловажные факторы, не воздействуя на абсолютный объем показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговую нагрузку российского налогоплательщика.

Большое количество косвенных налогов и налогов с выручек в российской налоговой системе еще больше отягощает положение, заставляя предприятия в условиях с низкой рентабельностью, а чаще с убыточностью, платить налоги за счет уменьшения собственных оборотных средств. Поэтому, перед налоговой системой России стоит задача постепенного ограничения части косвенного налогообложения, что по идее должно, с одной стороны, снизить относительное налоговое воздействие на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны, уменьшить ограничения спроса и способствовать этим подъему экономики в России.

Налоговый кодекс России слегка улучшает структуру налоговой системы во благо налогоплательщика, в целом отменяя налоги, уплачиваемые с выручки. Вместе с этим налог эксплуатацию автомобильных дорог, а так же дорожный налог будут еще существовать и применятся не менее 2 лет, хоть и с заниженной ставкой обложения.

И, пожалуй, последний из факторов, в немалой величине искажающий сводный показатель налоговой нагрузки в налоговой системе России, - неоднородность экономического прогресса определенных отраслей экономики России, регионов и разновидностей хозяйственной деятельности, а именно получаемых ими доходов. При всем этом российская налоговая система предусматривает возможность предоставления большого количества налоговых льгот и преференций в образе инвестиционного налогового кредита, налоговой отсрочки и рассрочки и других форм независимо от уровня получаемых доходов. Часто подобные преференции получают предприятия и организации с относительно большим доходом. Немаловажное значение здесь имеет и то обстоятельство, что в Российской Федерации установлен различный налоговый режим для предприятий различных отраслей экономики. А именно, освобождены от большинства разновидностей налогов предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию и предприятия, перерабатывающие данную продукцию.

Из всего сказанного я могу сделать небольшой вывод, что налоговая система в России построена таким образом, что реальное давление налогов на предприятия в большей мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

В связи с этим, при анализе воздействий налогов на предпринимательскую деятельность в России необходимо учитывать особенность российской экономики, обязывающие сопоставлять не степень среднего налогового бремени, не размер налоговых ставок наиважнейших видов налогов, а распределение данных налогов между различными категориями плательщиков и специфичность формирования налогооблагаемой базы.

Можно сделать вывод, что в общем налоговая система РФ построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует никаких «дискриминаций» налогоплательщиков, например, по форме собственности или по территориальному расположению. Но вместе с этим, в российской налоговой системе налоговая нагрузка перекладывается на отдельный круг налогоплательщиков, вследствие чего данные налогоплательщики испытывают чрезмерное налоговое давление. В то же время отрицательное влияние на сборы налогов и формирование показателя средней налоговой нагрузки во все большей степени оказывает теневой сектор экономики. Из-за этого проблема понижения налогового бремени в российской налоговой системе в большей степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, «расчистки» неплатежей в экономике, фиксирования налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для существования легальной экономики и законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения данных проблем.

Делись добром ;)