Научно-технический прогресс и инновации: роль экономических процессов и механизмы государственного регулирования

курсовая работа

3.2.Государственная научно-техническая и инновационная политика РБ в сравнении с зарубежным опытом

Повышение экономической роли инноваций, изменение темпов, направлений и механизмов развития инновационных процессов являются одним из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых стран и многих развивающихся стран. Они проявляются в росте инвестиций в образование и науку, технологические и организационные нововведения; опережающей динамике высокотехнологичных секторов промышленности при повышении технологического уровня традиционных отраслей хозяйства; возникновение новых видов деятельности.

Мировой опыт показывает, что важнейшей предпосылкой развития сектора высоких технологий является доступность финансов для развития научных исследований и передачи научных разработок в промышленное производство. В большинстве стран происходит сдвиг от прямых правительственных инвестиций в науку к стимулированию участия бизнеса в финансировании НИОКР. В США 67% всех научных затрат финансируется бизнесом, в ЕС - 55%. [10, c.93]

В настоящее время Республика Беларусь по уровню инновационного развития, в сравнении с наиболее технологически продвинутыми странами, во многом уступает им. Несмотря на это, благодаря осуществляемым реформам, Беларусь постепенно движется в направлении формирования инновационной экономики. Например, по индексу применения знаний в экономике (KEI) в 2012 году, рассчитываемому по методологии Всемирного банка (KAM), Беларусь занимает 59 место рейтинга. Если сравнивать со странами с сопоставимыми уровнем ВВП на душу населения, то Беларусь отстает от Сербии, занимающей 49 место, но опережает Азербайджан (79 место), немного отстает от России (55 место) и Украины (56 место). [13, c.23]

Наиболее устойчивы позиции страны в оценке образовательного потенциала, что положительно влияет на качество человеческого капитала: суммарная оценка этого блока индикаторов - 43 ранг в Глобальном индексе инноваций за 2013 год. Низкая наукоемкость ВВП, показатель затрат на научные исследования находится ниже критического уровня и сохраняется на уровне 0,6-0,7%. Заметно отставание по мобильности студентов.По данным ЮНЕСКО, по привлечению зарубежных студентов для обучения Беларусь оценивается 61 рангом в мировом процессе обмена, по обучению отечественных студентов за рубежом - 20 местом. По параметрам доступа и использования IT-технологий Беларусь занимает соответственно 48 и 49 ранг. Невысокое значение имеет рейтинг страны по электронному участию в системе Интернет (E-Participation Index) и занимает 99 место. Низкой является позиция в экологической составляющей инфраструктуры инноваций, Беларусь занимает 89 место. Существенно страна отстает по энергоемкости ВВП - 95 место. Также следует отметить слабость финансовых институтов инновационного развития: нет оценок рыночной капитализации, фондового рынка, венчурного капитала. Наиболее слабым звеном является группа характеризующая бизнес-среду общий ранг которых составляет 100 из 142 в 2013 г. Низкий ранг страны оказался под влиянием двух факторов:

· Отсутствие данных для позиционирования страны в ряде ведущих мировых рейтингов.

· Слабая роль бизнеса в финансировании научных исследований и разработок. В Беларуси доля предприятий в финансировании науки составляет 28,8%, что дает только 54 ранг в мировом контексте [14 c.31-48]

Например, в странах с рыночной экономикой этот показатель гораздо выше: Израиль - 39%, Португалия - 44,1%, Чехия - 46,9%.

О слабом взаимодействии с мировым научным сообществом свидетельствует показатель «патентные заявки, поданные резидентами страны, в три патентных офиса в расчете 1 млрд. долл. ВВП по ППС». Другим важным оценочным показателем результативности инноваций является показатель, характеризующий структурные сдвиги в экономике страны, т.е. определяющий воздействие знаний на отраслевые сдвиги. К таким индикаторам относят «долю продукции отраслей высоких и средневысоких технологий в промышленном выпуске» в этом показателе Беларусь занимает 64 позицию из 94 стран [Приложение А].

Таким образом, оценивая эффективность инновационной политики страны в сфере ресурсного обеспечения науки и инновационной деятельности по индикаторам ЕС, необходимо выделить ее сильные и слабые стороны. К сильным сторонам относится сохранение человеческого потенциала для построения экономики знаний: образованной молодежи и квалифицированных кадров. К слабым - анклавность научной системы страны, ее слабая интегрированность в научное пространство, недофинансирование науки, что отрицательно влияет на качество образования и привлекательность системы образования для внешнего мира.

Делись добром ;)