logo
Научно-технологическое развитие – основа повышения конкурентоспособности России

3.3 Проекты развития научно-технического потенциала России

Необходимо на основе долгосрочных прогнозов технологического развития определять и регулярно уточнять приоритетные направления прикладной и фундаментальной науки, технологий и техники. Такие приоритеты должны быть увязаны с задачами реализации конкурентных позиций российской экономики и требованиями национальной безопасности, что позволит сформировать технологический облик российской экономики, определяющий ее конкурентные преимущества по отношению к государствам-лидерам - США, Китаю и ведущим европейским государствам. Реализация приоритетов будет осуществляться как путем первоочередной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях, так и в рамках двух типов стратегических инновационных проектов.

Первая группа таких проектов ориентирована на опережающее развитие научно-технического потенциала, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность России в важнейших технологических областях. В период до 2020 года наибольшее влияние на уровень экономической конкурентоспособности и национальную безопасность будет оказывать прогресс в информационно-коммуникационных технологиях, нано технологиях, новых материалах и живых системах. При этом основной эффект будет достигаться на стыке указанных технологий в междисциплинарных областях.

Вторая группа инновационных проектов направлена на технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики и развитие отдельных прорывных технологий. Приоритетными направлениями технологического развития, отраженными в перечне критических технологий и поддержанными действующими федеральными целевыми программами, являются:

развитие водородной энергетики и производство новых моторных топлив;

создание нового поколения ядерных реакторов и топливных элементов, сооружение атомных электростанций повышенной безопасности;

разработка новых конкурентоспособных энергетических установок (турбин, генераторов и т.д.) и эффективных систем передачи электроэнергии постоянным током на большие расстояния;

разработка специальной техники, способной работать в Арктике и в экстремальных средах;

создание новых поколений авиационной техники и энергоэффективных двигателей (в том числе газотурбинных двигателей), а также ракетно-космической техники;

разработка новых технологий обработки металлов;

развитие оптоэлектроники, микромеханики и новой архитектуры вычислительных средств;

развитие программного обеспечения и инжиниринговых услуг.

Для формирования новой инновационной культуры в обществе и повышения статуса инноватора необходимы:

поддержка распространения опыта лучших инноваций, в том числе управленческих и социальных;

активизация пропаганды роли инноваций для развития экономики и общества, в том числе путем:

формирования системы популяризации науки, инноваций, инновационной деятельности, в том числе через общественную рекламу, вовлечение в пропаганду лидеров общественного мнения, распространение историй успеха, проведение конкурсов среди предприятий, ученых и научных коллективов и других мероприятий;

формирования в целях популяризации инновационной деятельности специализированных учебных курсов по инновациям в вузах в рамках специальностей, не относящихся к сфере высоких технологий.

Отдельной задачей инновационной политики должно стать первоочередное развитие технологических направлений, критически важных с точки зрения национальной безопасности и обороноспособности. Для этого необходимы:

выделение наиболее важных для национальной безопасности и обороноспособности технологий в качестве отдельного раздела долгосрочного научно-технологического прогноза в целях организации мониторинга и прогнозирования ситуации (как внутрироссийской, так и международной) по данным направлениям;

уточнение перечня критических технологий, разработку которых государство финансирует в первоочередном порядке, с точки зрения выделения важных для национальной безопасности технологий, обеспечение их приоритетного финансирования;

организация эффективной совместной работы научного сектора, органов государственной власти и бизнеса по научным исследованиям, опытно-конструкторским работам и внедрению в производство соответствующих технологий;

усиление поддержки российских компаний, работающих по ключевым для обеспечения национальной безопасности направлениям технологического развития, включая использование для этих целей возможностей системы государственных закупок;

поддержка приобретения российскими компаниями, работающими в сфере критических для обеспечения безопасности технологий (в том числе путем организационного и политического содействия приобретению иностранных технологических компаний);

использование потенциала институтов развития для ускорения процессов консолидации в высокотехнологичных секторах экономики для создания компаний - технологических лидеров мирового уровня.