Неналоговые платежи в недропользовании: финансово–организационный аспект

дипломная работа

1.2 Состав и структура платежей за пользование недрами, их эволюция

До 1 января 2002 г. система платежей при пользовании недрами, установленная ст.39 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), включала сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), акцизы Мельгунов В.Д., Фонарьков К.В. О системе платежей при пользовании недрами // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2002. - №3.

Взимание акцизов на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений, имеющих относительно лучшие горно-геологические и экономико-географические характеристики, производилось на основании Закона РФ от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" и введенной с 1 января 2001 г. гл.22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Налогообложению подлежали нефть, включая стабильный газовый конденсат, и природный горючий газ.

Платежи за пользование недрами взимаются за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях (например, строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, геологическое изучение недр).

Порядок исчисления и уплаты платежей за пользование недрами регулировался ст.ст.40, 41, 42, 43 Закона N 2395-1, Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.1992 N 828, а также изданной в соответствии с ним совместной Инструкцией Минфина России от 04.02.1993 N 8, Госналогслужбы России от 30.01.1993 N 17, Федерального горного и промышленного надзора России от 04.02.1993 N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами".

Порядок исчисления и уплаты отчислений на ВМСБ был установлен ст.ст.40, 44 Закона N 2395-1, Федеральным законом от 30.12.1995 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы".

Вопросы уплаты сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий регулировались ст.45 Закона N 2395-1. Кроме того, ст.43.1 вышеуказанного Закона предусматривала взимание платы за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств.

С вступлением в силу гл.26 НК РФ структура платежей за пользование недрами, предусмотренная ст.39 Закона N 2395-1, претерпела изменения: платежи за пользование недрами при добыче, отчисления на ВМСБ и акцизы на минеральное сырье были заменены налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) Мельгунов В.Д., Фонарьков К.В. О системе платежей при пользовании недрами // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2002. - №3.

Таким образом, с 1 января 2002 г. система платежей при пользовании недрами включает:

- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

- регулярные платежи за пользование недрами;

- плату за геологическую информацию о недрах;

- сбор за участие в конкурсе (аукционе);

- сбор за выдачу лицензий

Вышеуказанные платежи не относятся к налогам и сборам, поскольку введены не НК РФ и принятыми в соответствии с ним законами, а законодательством о недропользовании.

Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" на налоговые органы возложен контроль за правильным исчислением, своевременностью и полнотой уплаты не только налогов и сборов, но и обязательных платежей, к которым относятся платежи при пользовании недрами. При этом налоговые органы администрируют не все платежи, а только те из них, информация по которым имеется в распоряжении налоговых органов: разовые платежи за пользование недрами и регулярные платежи за пользование недрами.

Разовые платежи, именуемые также бонусами, уплачиваются при наступлении определенных событий, как правило, при выходе организации на проектную мощность.

Пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.

Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем десять процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации.

Стартовый размер разового платежа за пользование недрами при подготовке условий проведения конкурсов или аукционов на право пользования участком недр определяется в соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации "О недрах" следующим образом:

1) в случае проведения конкурса или аукциона на право пользования участком недр федерального значения, содержащим месторождение полезных ископаемых, открытое в процессе геологического изучения юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, в отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение об отказе в предоставлении права пользования данным участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых в соответствии с частью пятой статьи 2.1 Закона Российской Федерации "О недрах", стартовый размер разового платежа за пользование недрами устанавливается как сумма расходов этого лица на поиск и оценку такого месторождения полезных ископаемых;

2) в остальных случаях минимальный стартовый размер разового платежа за пользование недрами устанавливается в размере не менее чем десять процентов расчетной величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации и рассчитывается по формуле:

РП = НДПИ x 0,1,мин год

где: РП - минимальный стартовый размер разового платежа за пользование мин недрами, тыс. руб.;

НДПИ - величина суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете год на среднегодовую мощность добывающей организации (далее - среднегодовая величина суммы налога на добычу полезных ископаемых), тыс. руб.

В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых среднегодовая расчетная величина суммы налога на добычу полезных ископаемых рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.

Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участков недр, устанавливаются в лицензии на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.

Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.

Размеры разовых платежей за пользование недрами, а также порядок их уплаты при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции.

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Регулярные платежи за пользование недрами, именуемые также ренталс, взимались до 1 января 2002 г. в форме платежей за пользование недрами для проведения поисково-оценочных работ, разведочных работ, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за геологическое изучение недр.

Исчисление платежей за проведение поисково-оценочных работ и разведки полезных ископаемых производилось исходя из сметной стоимости работ по адвалорной ставке либо исходя из площади лицензионного участка, облагаемой по специфическим ставкам. Форма расчета платежей за проведение геолого-разведочных работ являлась составной частью расчета платежей за пользование недрами при добыче полезных ископаемых.

С 1 января 2002 г. ренталс вносятся за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

К строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

1) пользование недрами для регионального геологического изучения;

2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;

3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части лицензионного участка. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, - за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;

по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, - за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами устанавливаются они в определенных пределах (см. Приложение В).

Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями.

Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а суммы указанных платежей направляются в федеральный бюджет.

Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата.

Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.01.2002 №57 «О плате за геологическую информацию о недрах» минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр (далее именуется - геологическая информация о недрах), составляет 10000 рублей. Размер платы за геологическую информацию о недрах может быть увеличен с учетом объема предоставленной информации, ее вида, потребительских свойств, но не может превышать величины затрат государственных средств на геологическое изучение недр, в результате которого была получена данная информация.

Конкретный размер платы за геологическую информацию о недрах для потребителя этой информации определяется Федеральным агентством по недропользованию по методике, утверждаемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции.

Плата за геологическую информацию поступает в доход федерального бюджета.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.

1.3 Роль платежей за недропользование в бюджетно-налоговой системе

Платежи за пользование природными ресурсами - являются важнейшим компонентом экономического механизма природопользования. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Однако прямые поступления в федеральный бюджет от платежей за пользование природными ресурсами незначительны и составляют не более 5% (без учета акцизов) от всех поступающих налоговых доходов, что в весьма ограниченной мере обеспечивает компенсирующее воспроизводство природных ресурсов. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении доли (величины) других налогов, так как суммарные налоги, взимаемые с природопользователей, как правило, находятся на предельно высоком уровне Филатов С.А., Лебедев А.С. Проблемы повышения эффективности системы недропользования. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2009. - №3. - с. 76-79.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (см. Приложение Г)

Рентное налогообложение представляет собой такую систему, при которой максимальная часть бюджетных расходов покрывается за счет сбора природной ренты, а остальные налоги взимаются в той мере, в какой необходимо покрыть оставшуюся часть государственных расходов. Если величина собранной ренты достаточна для финансирования всех затрат государства, то никакие другие налоги не взимаются, за исключением налогов на вредные последствия действий физических лиц и организаций (загрязнение воды, атмосферы, почвы и т.п.).

Платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми. Доля природно-ресурсных платежей в доходной части федерального бюджета представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Роль платежей за пользование природными ресурсами в доходах федерального бюджета

год

Сумма поступлений платежей при пользовании природными ресурсами, тыс. руб.

Доля в общей сумме доходов бюджета, %

2005

46 886 854,2

1,053

2006

63 922 672,3

0,585

2007

47 723 984,7

0,536

2008

93 468 185,3

0,583

2009

41 150 174,3

0,591

В последние годы наблюдается некоторая тенденция повышения экономической значимости природно-ресурсных платежей, особенно в части, касающейся налогообложения нефтяной и газовой отраслей промышленности. Как показывает анализ данных об их суммах, за последнее время доля природно-ресурсных платежей в этих доходах уменьшается, в то время как в отношении других налоговых доходов такой тенденции не наблюдается. Данный факт указывает на то, что дело здесь не в качестве администрирования, хотя за годы его качество значительно улучшилось

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории РФ по месторождениям и участкам недр (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, общераспространенных полезных ископаемых или участков недр местного значения) на 2010 прогнозируется в объеме 39,2 млрд.руб., что на 0,8 млрд.рублей, или на 1,9% меньше уточненной оценки 2009 года, на 2011 год - 16,7 млрд. руб. (на 22,5 млрд. рублей или на 57,3% меньше показателя на 2010 года) и на 2012 год 9,7 млрд. руб. (на 7,0 млрд.рублей или на 41,8% меньше показателя 2011 года) Официальный сайт Федерального казначейства

Вместе с тем в период 2005-2008 годов фактическое поступление указанных платежей превышает прогнозные показатели от 1,3 до 3 раз, что свидетельствует о планировании Роснедрами доходов по разовым платежам без учета реального роста объемов поступлений. В связи с изложенным представляется, что по данному виду доходов имеются значительные резервы их увеличения в 2010 году.

В материалах и документах, представленных к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», не представлены расчеты по доходам, которые составляют в 2009 году - 535,2 млрд. рублей, в 2010 году - 558,2 млрд. рублей и 2011 году - 582,6 млрд. рублей (или 5 % суммы прогнозируемых доходов федерального бюджета). Таким образом, анализ по данной статье доходов не представлен.

В материалах, представленных с законопроектом, разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации по месторождениям и участкам недр (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения) предусмотренных на 2008 год в объеме 28,8 млрд. рублей, что на 1,8 млрд. рублей, или на 6,7 %, больше установленного на 2007 год.

Поступления указанных доходов в 2009 и 2010 годах были запланированы в объеме 33,0 млрд. рублей ежегодно, что на 22,4 % больше планового показателя 2007 года. При расчете показателя использовалось среднее значение стартового размера разового платежа, сложившееся при проведении аукционов в 2006 году. Как показали результаты 2005-2006 годов, при таком планировании разовых платежей задание выполняется по нескольким аукционам уже в первом полугодии, что не стимулирует деятельность Роснедр по повышению привлекательности участков, выставляемых на аукцион. Так, за январь - март 2007 года годовое задание выполнено уже на 53,1 %.

На основании данных статистики аукционов, проведенных в 2005-2006 годах, дополнительные доходы федерального бюджета от уплаты указанных доходов могли составить в 2008 году 22,2 млрд. рублей, в 2009 и 2010 годах по 26,5 млрд. рублей ежегодно. однако в 2008 году эта сумма составила 93 468 185,3 тыс. руб., а в 2009 году -41 150 174,3 тыс. руб.

В законопроекте разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации по месторождениям и участкам недр (кроме участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения) определены в объеме 27 млрд. рублей, что выше законодательно утвержденной на 2006 год суммы на 7 млрд. рублей, или на 34,2 %.

Делись добром ;)