Необходимость, сущность и формы государственного регулирования развития науки и техники

контрольная работа

1 Научная и научно-техническая деятельность

Несмотря на разные трансформации и потрясения XX столетие ознаменовалось структурными сдвигами в экономике, которые в основном обеспечили прогресс развития цивилизации. Важнейшим из этих сдвигов было введение науки в систему продуктивных сил. Постепенно, но неуклонно и закономерно научный потенциал уже до середины столетия стал главным фактором развития, как в пределах отдельных стран или регионов, так и в общечеловеческом масштабе. Внешним признаком нового положения науки в обществе стал рост количества параметров ее сферы: научно-исследовательские лаборатории были организованы на всех значительных промышленных предприятиях, сформировался большой государственный сектор исследований и разработок, появились государственные органы управления наукой, государственная научно-техническая политика и пр.[5;80]

Особенностью этого момента является признание объективной тенденции мирового развития - наука стала ведущим фактором прогресса и превратилась в самостоятельную большую современную отрасль общественной жизни с тысячами работников, результаты деятельности которых в массовом масштабе реализуются на практике в непосредственно продуктивную силу материального и духовного производства.

Прогресс науки требует разных типов кооперации, которые совершаются на межгосударственном и негосударственном уровнях и между ними.

Формами кооперации науки являются:

§ многосторонние проекты, исследовательские сети, сотрудничество научных товариществ развитых стран и стран, которые развиваются;

§ стипендии, гранты и стимулирование общих исследований;

§ программы содействия обмену знаниями;

§ создание научно-исследовательских центров;

§ международные соглашения об общем действии, оценивании и финансировании мегапроектов и организация широкого доступа для участия в них;

§ международные комиссии для научного рассмотрения комплексных проблем и др.

В развитых странах исторически сложились разные структуры, как государственные, так и гражданские, которые совершают научные исследования и разработки. Так в Германии - это, прежде всего Товарищество Макса Планка и Товарищество Фраунгофера, в Нидерландах - Организация прикладных научных исследований (TNO), Организация научных исследований (NOW), Королевская академия искусств и наук (KNAW) и др. кроме того, значительный объем работ используется в университетах.

В Украине эта подсистема репрезентирована разветвленной сетью научных учреждений разных типов, которые в своей совокупности призваны обеспечивать должный научно-технический уровень как страны в целом, так и каждой сферы национальной экономики в частности.

Основными типами научных организаций являются:

§ конструкторские;

§ проектные и проектно-поисковые;

§ высшие учебные заведения;

§ научно-исследовательские и конструкторские подразделения на промышленных предприятиях.

Начиная с 1991 г. в организационной составляющей научного потенциала Украины происходят изменения, которые стали особенно заметны в последние годы.

Научные и научно-технические работы в Украине выполняют 1505 организаций, среди которых наблюдается тенденция к уменьшению количества научных и конструкторских учреждений в отрасли технических наук.

Прирост количества организаций за период с 1991 по 2004 г. был обеспечен преимущественно увеличением числа научно-исследовательских учреждений от 502 до 818 высших учебных заведений от 146 до 159.

Количество научно-исследовательских организаций отраслевого сектора науки за годы независимости Украины выросла от 804 до 870, что является результатом дробления научных учреждений и промышленных предприятий в процессе корпоратизации и акционирования. Особенно негативно эти процессы повлияли на динамику научно-исследовательских учреждений заводского сектора науки, количество которых на этот период уменьшилось с 104 до 83, а удельный вес - 7,7 до 5,5%. Это негативно отразилось на инновационной деятельности промышленных предприятий: возможности совершения и внедрения новых разработок существенно сократились, что сказалось на динамике создания образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов, приспособлений и способов автоматизации, новых видов продукции.

Число научных учреждений, которые функционируют в высших учебных заведениях, на протяжении определенного периода выросло с 146 до 168. Стабилизация их удельного веса в пределах 10,7 - 11,0% удостоверила умеренный характер институциональных изменений в этом секторе науки. Далее по мере расширения сети научно-технологичных парков и центров, где важную роль должны играть университеты и академические институты, трансформационные процессы в академическом и вузовском секторах науки будут происходить активнее.

Количество проектно-конструкторских и поисковых организаций в продолжение определенного периода уменьшилось с 446 до 268 (с 33,1 до 18,0%), которое ухудшило условия и возможности доказательства научно-исследовательских работ до их следующей стадии проектно-конструкторских разработок.

Особенное беспокойство вызывает тенденция к сокращению в стране кадрового потенциала научных учреждений, который непосредственно обеспечивает совершение научных исследований и разработок. Сравнительно с 1990 г. он уменьшился в 2,8 раза. Ныне в научных учреждениях работают почти 178 тыс. лиц, в частности 4 тыс. докторов наук и около 17 тыс. кандидатов наук.[5;83]

Кадровый потенциал науки на протяжении многих лет определял место Украины среди ведущих европейских государств: ученых - около 0,54% от численности экономически активного населения (в том числе исследователей - 0,41%). Насыщенность научными кадрами в Украине и сейчас соответствует уровню таких стран, как Испания, Польша, Чехия, Венгрия, однако является вдвое меньшей по среднему значению этого показателя в странах ЕС (1,2%) и почти в четыре раза меньше, чем в наиболее обеспеченной научными кадрами среди европейских стран Финляндии (2,0%).

По некоторым научным направлениям на счет кадрового потенциала наша страна является одной из самых сильных. Так, имея уникальный кадровый корпус в отрасли информационных технологий, Украина может быть в этом направлении конкурентоспособной на мировом рынке, однако этот потенциал не используется не только в отрасли программирования, а и для интегрирования страны в мировое информационное пространство, тогда как западные страны создают условия для привлечения наших молодых специалистов именно этого направления.

В отличие от стран ЕС, где большинство ученых и инженеров, которые совершают исследования и разработки, работают в промышленности, в Украине такие специалисты сосредоточены преимущественно в научно-исследовательских учреждениях. В них работает 90,3% докторов и кандидатов наук. Остальные являются работниками конструкторских организаций, исследовательских заводов, проектных и проектно-поисковых учреждений, высших учебных заведений.

Основной причиной сокращения численности научных структур и оттока квалифицированных работников из научной сферы и ныне остается брак в финансировании этой сферы.

Характерным признаком современной науки и направления в будущее является гуманизация исследований и в связи с этим рост капиталовложений в человеческий фактор и исследование его развития. Приоритетными направлениями развития науки и техники до 2006 г. предусмотрены реализацией специальных исследований, посвященных человеческому потенциалу страны, его здоровью, культуре, образованию, условиям сохранения и дальнейшего роста. Значительная роль в стратегическом развитии науки будет принадлежать социально-гуманитарным дисциплинам, обогащению духовных, политических и морально-этических знаний ученых, а также исследованиям, результаты которых должны благоприятствовать улучшению здоровья человека и охране среды. Такая тенденция должна быть присуща инновационной экономике, которая приходит на смену постиндустриальной. Она должна обеспечиваться соответствующими инвестициями в человеческий капитал.

Анализ структуры научно-технологических направлений разработок показывает, что часть технологического содержания их как носителей новых знаний в общем количестве на продолжении 1995-2004 гг. резко уменьшалась. Многие из них касаются иных направлений научных исследований, направленных в целом на создание новых видов продуктов, изделий и услуг.

Далеко не ведущую роль в этих разработках занимают новые технологии, особенно изобретения как инновации, которые, по сути, должны быть почвой революционных технологических преобразований. По статистике, количество разработок в отрасли новой техники и технологии уменьшилась сравнительно с 1991 г. почти в 4 раза.

Приблизительно такими темпами происходит и внедрение технологических инноваций в производство. На протяжении нескольких лет самыми низкими темпами внедрялись такие направления научно-технического развития, как малоотходные, ресурсосберегающие и безотходные технологии. Сравнительно с 1991 г. почти в шесть раз снизились темпы внедрения роботизированной техники, финансирования научных и научно-технических разработок.

Оно еще не приобрело в нашей стране прогрессивных программно-целевых форм. Часть приоритетных разработок, которые реализуются по научно-техническим целевым программам и сосредоточивают в себе самые прогрессивные знания, направленные на прорыв в технико-экономическом развитии производства, также уменьшается.

Факторы, которые определяют состояние и основные направления трансформации научной системы:

§ структура научного комплекса (по формам, распределению, секторами науки);

§ кадровая составляющая (уровень подготовки кадров с высшим образованием и научных кадров: количество, структура, сферы использования);

§ состояние финансового обеспечения (источники финансирования, объемы и удельный вес в ВВП, структура инвестирования НДДКР по источникам поступлений и распределений между секторами науки);

§ уровень материально-технического обеспечения научной сферы (материальная и техническая вооруженность исследований и ученых);

§ результативность научно-исследовательской деятельности (количество, эффективность и уровень внедрения их и т.п.).

Делись добром ;)