1.1 Конкуренция: понятие, сущность, предпосылки
Понятие конкуренции многогранно и многозначно. Его невозможно охватить каким-либо универсальным определением. Термин "конкуренция" происходит от латинского слова concurrere - состязаться. Еще одна его трактовка вытекает из французского courir (бегать), concurrence (совместные бега с соперником). Аналогично итальянское - concurrere. Конкуренция - экономическая состязательность за достижение лучших результатов в какой-либо деятельности. Конкуренция означает борьбу товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования и получение наивысшей прибыли, соперничество за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Существование конкуренции обусловлено объективными причинами, в числе которых можно упомянуть:
1. В самом общем виде можно считать, что конкуренцию порождает редкость ресурсов. Поэтому к уже сказанному можно добавить, что следствием редкости экономических ресурсов (ресурсы общества ограничены) является не только проблема выбора в экономике и проблема экономической эффективности, но и конкуренция, как борьба за использование ограниченных ресурсов.
2. Если же рассматривать конкуренцию в более узком смысле - как соперничество между участниками рыночного хозяйства, то причиной ее возникновения является полная хозяйственная обособленность каждого субъекта рынка, его экономическая самостоятельность.
3. И еще один фактор - полная зависимость хозяйствующих субъектов от рыночной конъюнктуры и противоборство с другими претендентами за наивысший доход. В этом смысле конкуренция представляет собой борьбу частных товаропроизводителей за экономическое выживание и процветание.
неценовая конкуренция рыночная экономика
Таким образом, конкуренция - неотъемлемое и обязательное условие существования любого рынка. Более того, конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка и особое значение приобретает с появлением рынка национального, когда товарное производство охватывает всю экономику. Отсюда еще одно определение конкуренции. Конкуренция - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в производстве, сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
Наличие рыночной конкуренции предполагает:
1. Существование на рынке большого количества производителей товаров, самостоятельно принимающих решение, что и в каких количествах производить.
2. Большое количество покупателей, предъявляющих спрос на данный товар и независимых в своих решениях.
3. Ни один производитель, ни один покупатель никак не участвует в контроле над рыночной ценой.
Эти три условия означают наличие на рынке большого числа участников рыночных сделок. Существование конкуренции требует рассеивания и широкого рассредоточения рыночной власти. Если на каком-то конкретном рынке действует большое число покупателей и продавцов, то ни один покупатель или продавец не может повлиять на рыночную цену, а, следовательно, и на ситуацию на рынке. Дело в том, что ни один отдельный покупатель, ни один отдельный продавец не в состоянии предъявить такой дополнительный спрос или так изменить свое предложение, чтобы заметно повлиять на рыночную цену товара. Сущность конкуренции заключается в том, что на рынке имеется такое большое число продавцов, что каждому из них принадлежит лишь мизерная доля общего объема предложения. Иными словами, доля индивидуального предложения каждого отдельного производителя в рыночном предложении настолько мала, что практически исключена возможность воздействия с его стороны на общее рыночное предложение, а значит, и на цену. Аналогично можно рассуждать относительно спроса на рынке. Если доля индивидуального спроса каждого отдельного покупателя в спросе рыночном невелика, это не позволяет отдельному покупателю влиять на цену. Необходимо подчеркнуть, что большое количество продавцов на рынке предполагает невозможность сговора между ними. Именно это имеют в виду, когда говорят, что конкурентный продавец "отдан на милость рынка". Та же характеристика справедлива и для тех, кто формирует спрос на рынке. Покупатели в условиях конкуренции действуют независимо друг от друга. Таким образом, одиночные покупатели не в состоянии манипулировать рынком, исходя из своих личных интересов.
4. Отсутствуют какие-либо препятствия, ограничивающие доступ на рынок или выход с него для всех желающих. Здесь предполагается свобода предпринимательства и выбора, то есть наличие возможности у любого гражданина стать свободным предпринимателем и организовывать свой бизнес в той или иной области предпринимательства по своему выбору, на свой страх и риск. Желание осуществлять хозяйственную деятельность базируется на личном интересе получить максимальную прибыль. Тем самым свобода предпринимательства и выбора, личный интерес - та основа, на которой разворачивается конкуренция как экономическое состязание. Потребители продукции тоже должны обладать свободой выбора, они должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность приобрести интересующие их товары и услуги на любом рынке.
Свобода вступления на рынок и выхода с него требует отсутствия искусственных юридических или институциональных препятствий, не допускающих расширения или сокращения отдельных отраслей. Эта черта конкуренции обеспечивает гибкость и приспособляемость экономики ко всякого рода изменениям (вкусов потребителей, технологий, предложения ресурсов и т.п.), позволяет быстро адаптироваться к ним. Это, в свою очередь, обеспечивает эффективность функционирования рыночной системы.
Конкуренция в том виде, в каком она была представлена в рамках данного вопроса, соответствует периоду классического капитализма и наиболее полно проявилась, пожалуй, только в Великобритании в XIX в. Свободное соперничество в современных условиях - явление редкое. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг или рынке личных сбережений [2, с.109].
Для развития конкуренции необходим ряд предпосылок: экономических, технологических и социальных.
Среди экономических предпосылок следует выделить рассредоточение рыночной власти, множественность предпринимательских образований и государственную поддержку предпринимательства. Становление конкуренции в переходной экономике предполагает формирование условий для массового создания новых фирм. Минимизация издержек их образования и регистрации, организационная и финансовая поддержка создания фирм - определяющие факторы этого процесса.
Не менее существенную роль играют технологические предпосылки. Доступность технологий и информационное обеспечение позволяют не только создавать параллельные производства и открывать новые рыночные ниши, но и способствуют укреплению конкурентоспособности вновь формирующихся предпринимательских структур. Уровень развития науки и степень применения ее достижений в производстве являются мощными источниками конкуренции, вызванной созданием заменителей (субститутов), новых продуктов и услуг. Это требует проведения активной политики государства в инновационном и инвестиционном секторах экономики.
Социальные предпосылки конкуренции связаны с появлением новой системы мотивации и преодолением управленческой психологии командно-административной системы - узкокорыстных интересов, доминирования текущих приоритетов над долгосрочными, стремления к монополизму. Для этого требуется проведение как массовой подготовки и переподготовки кадров, так и изменение мотивационных ориентиров.
Создание в экономике конкурентной среды - сложный и долгосрочный процесс. Он может быть осуществлен только последовательно и поэтапно. Первоначально - это демонополизация и разгосударствление экономики, включая ликвидацию ведомственной подчиненности, коммерциализацию государственных предприятий и развитие частного сектора. Затем внимание неизбежно концентрируется на создании рыночной инфраструктуры, выработке антизатратных механизмов и поэтапном прекращении субсидирования цен, что позволяет перейти к периоду формирования конкурентных рынков и либерализации цен [8, с.521].
Так же для существования обычной, самопроизвольно возникающей "традиционной" конкуренции на рынке (конкуренции свободной, монополистической, олигополистической) необходимо наличие, как минимум, четырех условий:
дублирование производства одноименных товаров, т.е. товаров одного и того же вида, но изготовленных различными производителями, или дублирование производства товаров-аналогов, т.е. различных товаров, которые полностью или частично удовлетворяют одни и те же потребности;
дублирование производственного потребления ресурсов для изготовления одноименных товаров и товаров-аналогов;
наличие приблизительно равных возможностей у производителей одноименных товаров или товаров-аналогов для выхода на рынок;
способность экономических субъектов своевременно и адекватно реагировать на "сигналы" рынка, т.е. способность своевременно и адекватно реагировать на изменения конъюнктуры [4, с.98].
- Введение
- 1. Конкуренция: сущность, виды
- 1.1 Конкуренция: понятие, сущность, предпосылки
- 1.2 Экономическая роль конкуренции. Принцип "невидимой руки"
- 1.3 Формы и виды конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция
- 2. Ценовая и неценовая конкуренция
- 2.1 Развитие конкуренции в современных условиях
- 2.2 Ценовая конкуренция
- 2.3 Неценовая конкуренция: сущность, преимущества
- Понятие конкуренции. Методы и виды конкуренции в рыночной экономике.
- 1.3. Конкуренция – важный фактор в рыночной экономике.
- Роль неценовой конкуренции
- 28.Рыночная конкуренция и ценовая и неценовая конкуренция
- Конкуренция, ее сущность и роль в рыночной экономике.
- 1.1. Понятие и сущность неценовой конкуренции
- Неценовая конкуренция на рынках с монополистической конкуренцией.
- 4.3. Рыночная экономика совершенной конкуренции
- 2.2. Неценовая конкуренция