Новая экономика

курсовая работа

1.2 Принципы новой экономики

Необходимо сформулировать принципы развития новой экономики в России, которые показывают, каким образом нужно действовать и на что обращать особое внимание при переходе к информационному обществу. Крайне важно научиться формировать интеллектуальный капитал как приносящий наибольшую прибыль.

1. Важен только один капитал -- интеллектуальный

Технологии информационного общества формируют новую экономику, которая основывается на знаниях, а не на расширенном потреблении невосполнимых природных ресурсов. Это значит, что основным капиталом любого предприятия становится интеллектуальная собственность, «ноу-хау», которые и приносят наибольшую прибыль. Крупнейшие корпорации вкладывают в исследования суммы, сравнимые с бюджетами целых государств.

Россия обладает огромным интеллектуальным и технологическим потенциалом. Наши школьники до сих пор побеждают на всемирных конкурсах: и по точным, и по гуманитарным наукам, и в соревнованиях бизнес-идей. Дело за малым: научиться превращать изобретения и открытия в интеллектуальную собственность, а интеллектуальную собственность -- в капитал.

2. Гуманизация труда: от конвейера к мануфактуре третьего тысячелетия

В центре новой экономики -- человек, являющийся генератором идей и источником капитала.

Процесс гуманизации труда будет идти в трех основных направлениях:

- передача все большего количества рутинных операций машинам;

- трансформация организаций от вертикального метода управления к принципу «командной игры»;

- создание все более «дружественных условий» для работы, в том числе дистанционной занятости.

Таким образом, на новом витке развития мы возвращаемся к принципу «мануфактурной» организации труда, где не было разделения на отдельные операции между работниками.

3. Аристократия большинства -- новая конфигурация общества

Информационное общество опирается на новую социальную конфигурацию: появляются новые общественные слои и группы со своими интересами.

Роль государства и государственных институтов также трансформируется, что нашло свое отражение в деятельности правительств США, Швеции, Японии, Сингапура, а также Комиссии Европейского Союза. В новой экономике, особенно на начальном этапе, именно государство становится крупнейшим инвестором высокотехнологичных отраслей и инфраструктуры.

Распространение высоких жизненных стандартов -- одна из главных целей государства в Информационном обществе. Высокий стандарт связан со снижением издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в процессы взаимоотношений государственных органов с населением позволяет каждому жителю сократить затраты своего времени на стандартные операции. Заполнение налоговых деклараций, оплата коммунальных услуг, сдача экзаменов, получение разнообразных справок, участие в конкурсах на замещение государственных должностей, получение правительственных грантов и субсидий, видеоконференции с госслужащими -- вот лишь некоторые процессы, которые уже сейчас происходят виртуальным образом.

Для России, с ее огромной территорией и крайне неравномерным распределением медицинских, культурных и образовательных учреждений по регионам, равенство возможностей в пользовании их услугами становится критически важным. Интернет уже позволяет получить высококвалифицированную медицинскую консультацию в любой районной больнице, смотреть спектакли столичных театров в любом городе, проходить тестирование в сертификационных центрах, использовать все преимущества дистанционного обучения, независимо от места проживания.

4. Информация и знания -- основной объект управления

Информация и знания -- плоть и кровь новой экономики. Ее лидеры -- организации, где быстрее всех и лучше всех обрабатывают информацию и обмениваются знаниями.

В новой экономике возникают новые, наиболее быстро развивающиеся отрасли бизнеса, связанные с поставкой и обработкой информации. Весьма вероятно, что и в новой информационной экономике скоро будет введено разделение на «сырьевую» и «обрабатывающую» отрасли. Сырьевой сектор -- это «залежи» необработанной информации, поставляемой через Интернет. «Обрабатывающая промышленность» -- специализированные структуры, превращающие данные в информацию, а информацию -- в знания.

5. Сетевая структура -- путь к глобализации бизнеса

Информационное общество меняет не только традиционную структуру экономики. Возникает и «новое предприятие». Принцип вертикальной интеграции компаний заменяется новыми формами и моделями организации бизнеса. Ведущей становится сетевая распределенная структура.

Новая экономика -- это «перенасыщенный раствор» компаний, специализирующихся на высокопрофессиональном выполнении одного делового процесса и обладающих наибольшим интеллектуальным капиталом в своей нише. С появлением новой идеи возникает «организация-ядро», вокруг которой немедленно «кристаллизуется» сообщество, сеть специализированных организаций, объединяющихся вокруг процесса создания и доставки до конкретного потребителя услуги или продукта. Алексеев А.И., Мироненко Н.С. Территориальная организация и интеграция в мировое хозяйство России на рубеже веков // Изв. РАН. Сер. География. - 2008.- N6.-С.23.

Экономика, основанная на знаниях, настоятельно потребует такой специализации. Все большее распространение будет приобретать аутсорсинг -- передача сторонней фирме неосновных деловых процессов компании. Уже сейчас его услугами пользуются многие российские фирмы, работающие в области бухгалтерского учета, обслуживания корпоративной информационной системы, поддержки веб-узлов, маркетинговых исследований, обработки и систематизации входящей информации. На очереди -- стратегическое планирование, PR, сбыт, юридическое сопровождение всей деятельности фирмы.

6. Думай глобально -- действуй локально

Конкурентное преимущество в новой экономике будет определять наличие уникальных товаров: продуктов, технологий, бизнес-идей, моделей организации деловых процессов. Один из важнейших факторов конкуренции -- время. Устойчивость позиции компании зависит от максимального сокращения периода от появления идеи до внедрения товара на рынок при одновременном наращивании производительности труда, повышении гибкости производства, снижении всех видов издержек.

Действовать локально -- это значит сосредоточить все ресурсы фирмы на приоритетном направлении, где организация может захватить лидерство.

В новой же экономике формируются глобальные стандарты. Мыслить глобально -- значит планировать внедрение своего эксклюзивного товара (идеи, продукта, услуги) в как можно большем количестве отраслей, регионов, процессов. Технологии и процессы становятся универсальными, а конвергенция превращается в ведущую тенденцию. Именно поэтому локальные эксклюзивные решения получают столь быстрое распространение.

7. Экономика, управляемая потребителем

В центре новой экономики -- потребитель. Не тот, массовый, на которого ориентировался Генри Форд, говоривший: «Автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет черный». Не тот, распределенный по сегментам, который описывали все ведущие маркетологи второй половины ХХ века. Потребитель новой экономики -- это конкретный единичный клиент.

Именно ориентацией на удовлетворение дифференцированных индивидуальных потребностей, в конечном счете, и обусловлены все остальные принципы новой экономики. Цель любой компании -- создать сообщество лояльных заказчиков, поддерживая приверженность потребителя всеми возможными способами; максимальное использование возможностей уже завоеванного сообщества. Создав потребительское сообщество, организация стремится извлечь из этого наибольшую прибыль. Именно поэтому товары превращаются в «расширенные товары», включающие в себя множество дополнительных услуг. А сами компании эксплуатируют свою бизнес-технологию, предлагая аудитории все новые продукты и услуги. Качество - стратегия XXI века: Матер. Всерос. науч.-практ. конф., 27-28 февр. 2001 г. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. -С.16-19.

Делись добром ;)