Новые идеи периода первоначального накопления капитала. Социальные утопии позднего средневековья. Меркантилизм как первая школа политической экономии

курсовая работа

II.2 Социальные утопии позднего средневековья и их представители

Социальные утопии позднего средневековья являются еще одной идейной составляющей этого периода, отражавшей реальные социально-экономические процессы той эпохи, прежде всего протест народных масс против феодализма и его пережитков, а также против усилившейся нищеты и нарождавшихся новых форм эксплуатации. Крестьянин эпохи становления рыночной системы хозяйства страдал и от того и от другого. Пережитки крепостничества душили крестьян, а ломка аграрных отношений в условиях становления рыночной системы сопровождалась их обезземеливанием, усиливала эксплуатацию. На такой основе и возникли социальные утопии позднего средневековья, антифеодальные и антикапиталистические одновременно.

Специфический признак утопии заключается в ее умозрительности, отрыве от реальности, неосуществимости теми путями, которые предлагают авторы проектов. "Утопос" - с греческого "несуществующее место".

В таких условиях возникает утопическое учение, основоположником которого стал Томас Мор (1478 -- 1535), выдающийся мыслитель-гуманист, видный политический и государственный деятель тюдоровской Англии.

Его знаменитое сочинение "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" или проще "Утопия", дало название утопическому социализму и положило начало его развитию. Т. Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину роста нищеты народа и роста эксплуатации Т. Мор видел в частной собственности и выступал ее яростным противником. Обличая феодальные порядки, Т. Мор был одним из первых критиков и нарождавшейся рыночной системы. Он разоблачал паразитический образ жизни господствующего класса и обращал внимание на бедственное положение людей наемного труда.[6]

Т. Мор, стремясь найти выход для трудящихся из бедственного положения, в условиях XVI века неизбежно вставал на путь утопизма, изображая идеальное общество неведомого острова Утопия. Это идеальное общество было свободно от частной собственности, паразитических сословий, живущих за счет чужого труда, а между людьми существовали отношения равенства. Производство носило общественный характер, отсутствовало противоречие между умственным и физическим трудом, политический строй носил республиканский характер, господствовал принцип распределения по потребностям.

Взгляды Т. Мора об обществе Утопии не составляют научной теории, это был один из первых опытов мысленного конструирования будущего справедливого общества. Тем не менее, в условиях XVI века высказанные Т.Мором идеи и догадки являлись новыми.

Другой видный представитель раннего утопического социализма - итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) в своей знаменитой книге "Город Солнца" (1623) также подвергал резкой критике социальные порядки Италии того времени. Осуждая частную собственность и отношения капиталистической эксплуатации, Т. Кампанелла выдвинул проект идеального государства - город Солнца, основу которого составляла общность имущества и интересов граждан. Будущее идеальное общество рисовалось ему как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам в которых привлекаются все граждане. Он отвергал тезис о том, что после отмены частной собственности никто не будет работать. Т. Кампанелла исходил из того, что в городе Солнца исчезнет нищета, потребление будет общественным при изобилии материальных благ. Вскрывая пороки современного ему общества, Т. Кампанелла предсказывал неизбежность победы общественной собственности, коллективного труда и потребления. Все это, однако, не вышло за пределы мечтаний в духе грубо-уравнительного коммунизма с неизбежными здесь элементами примитивизма.[2]

Представителем был также Томас Мюнцер (около 1490-1525) - немецкий мыслитель-мятежник, который призывал к мятежу с целью установления «тысячелетие царства Христа».

Пропагандируя необходимость перехода суда и власти к братству бедняков, передачи земли крестьянам, немецкий социалист-утопист утверждал, что простой народ является носителем божественной справедливости, способным построить бесклассовое общество, основанное на принципах равенства и справедливости. Размах революционных событий в Германии и успехи Реформации убеждали его в реальности и неизбежности мировых социально-политических переворотов и утверждение "царства Божьего" на Земле. Выступая за насильственное уничтожение феодального строя, Т. Мюнцер считал, что отдельные индивиды не могут иметь интересов, отличных от интересов общества в целом. Реформация и устранения безбожников, по его мнению, призваны были перестроить мир на основе приоритетности общественных интересов.

Немецкий утопист был убежден, что в будущем "царстве Божьем" не будут существовать государственная власть, классовые различия, частная собственность и неравенство. Общее благосостояние будет неуклонно расти на основе общности имущества. Следовательно, Т. Мюнцер призывал крестьян к революции, уничтожение феодализма, перехода всех материальных благ в руки тружеников, уравнительного перераспределения земли и имущества и т.п. Его призывы к уничтожению врагов Христа имели характер проповедей, направленных против роскоши, золота, "идолов в домах и сундуках"…

Делись добром ;)