Анализ качества конкурентоспособности экспортной продукции

дипломная работа

1.3 Методика анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению сумму прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Автор Елисеева Т.П. дает следующую характеристику анализа качества продукции.

По мере развития производительных сил и производственных отношений повышается уровень потребностей общества, и одновременно расширяются возможности их удовлетворения. Естественно, с повышением уровня потребностей возрастает необходимость улучшения качества. Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия - производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа предприятия. Потребление продукции улучшенного качества и большой потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций. Таким образом, нужна постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества продукции.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

1. оценивается технический уровень продукции;

2. выявляются отклонения от этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

3. анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

4. выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;

5. обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

Качество продукции определяется совокупностью свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировке, эксплуатации или потреблении. Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость, объем и т.д.; к сложным - надежность технических средств, безотказность приборов и оборудования и др.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления, называется показателем качества продукции. По способу выражения показатели могут быть натуральными, относительными, а также стоимостными; по стадии расчетов и определению - прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические.

По характеризуемым свойствам применяются следующие группы показателей: назначения, надежности, транспортабельности, безопасности, экономичности, патентно-правовые, технологические, эстетические. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначается. Надежность - это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и т.п.

Показатель качества продукции, характеризующий одно из его свойств, называется единичным. Комплексным называется показатель, характеризующий несколько свойств продукции. Комплексные показатели подразделяются на групповые и обобщенные. Групповой показатель определяется совокупностью единичных показателей. Для потребителя качество неразрывно связано с полезным эффектом, получаемым от блага его употребления. Показателями качества являются также долговечность, надежность, оригинальный вид и форма и др.

Изучение отношения покупателя к качеству выпускаемого продукта, анализ потребительской оценки его параметров ведется специалистами по маркетингу и выступает в качестве одного из факторов при разработке рыночной стратегии. Результаты изучения также учитываются при организации сбыта, в процессе рекламирования товара, при установлении цены и определении возможных наценок и скидок - за более высокое или низкое качество. В процессе производства качество продукта должно соответствовать внутренним техническим стандартам предприятия, опытному образцу, модели или конструкции изделия.

В процессе изготовления продукта необходимо контролировать качество в различных направлениях. Во-первых, контроль за качеством поставляемого сырья и материалов, приобретаемого оборудования и т.п. Во-вторых, контроль за производственным процессом, который включает контроль за исправностью и технологической надежностью оборудования. Готовая продукция предприятия также должна быть проверена на соответствие качества.

Для контроля за качеством на предприятии одним из вариантов является создание специальной службы. По такому пути обычно идут американские и европейские компании. Японские же компании предпочитают возлагать контроль качества на самих работников - от рабочих до их непосредственных руководителей. В связи с этим производственные работники проходят соответствующую подготовку и включаются в действующие на производстве “кружки качества”. Кружки качества - это группа работников подразделения, которые регулярно собираются и обсуждают проблемы качества и разрабатывают идеи по его поддержанию и улучшению.

Целью контроля качества является обеспечение установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции. Средствами контроля качества продукции являются контрольно-измерительные приборы, инструменты и автоматические контрольные устройства. Особенно эффективны автоматические средства контроля, встроенные в технологическое оборудование, обеспечивающие контроль непосредственно в процессе изготовления продукции. Это позволяет снизить численность контролеров и предупреждает появление брака.

Контроль качества продукции осуществляется следующими методами: внешний осмотр; проверка размеров, проверка механических и физических свойств; проверка на экологическую чистоту. Виды контроля качества устанавливаются в зависимости от характера производства и требований к качеству продукции. Существует групповой, пооперационный, выборочный контроль качества. Для технологического процесса, находящегося в стадии статистического контроля качества продукции, можно установить статистический метод контроля, существенными чертами которого являются: регулярность систематических наблюдений; осуществление контроля выборочных проб; нанесение результатов наблюдений на контрольный график; использование результатов контроля для корректировки условий технологического процесса и предупреждение брака.

Экспертные методы оценки качества продукции основаны на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов и потребителей продукции. Таким образом, целью контроля качества является обеспечение установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции.

Расширение рынков сбыта вынуждает товаропроизводителей заниматься разработкой новых, более совершенных конструкций изделий, внедрять прогрессивные технологии, оборудование, материалы, совершенствовать организацию производства и труда, т.е. осуществлять весь комплекс мер, направленных на повышение качества продукции.

Одним из гарантом выпуска высококачественной продукции является ее сертификация. Сертификация определяется как система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, технических условий и иных нормативных требований, действующих на мировом рынке или в стране-импортере продукции либо услуг. В основе сертификации лежат стандарты, соблюдение которых является обязательным условием для успешной работы предприятия. Основа стандартизации - технические возможности продукции и услуг, являющиеся результатом достижений науки, техники и практического опыта. Стандартизация может быть международной, региональной и национальной.

Обязательной сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду, а также другие показатели и качественные характеристики, ограниченные правительственными актами-регламентациями. Решение об обязательной сертификации принимает специальный правительственный орган, который может поручить ее проведение как национальной организации по сертификации, так и отдельным лабораториям страны либо за ее пределами. Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено.

Системами сертификации стран СНГ могут быть запрещены предусмотренные следующие виды деятельности: сертификация продукции и сертификация производства; аттестация изготовителей; аккредитация испытательных лабораторий; аккредитация органов по сертификации однородной продукции; аккредитация органов по сертификации систем качества и аттестации предприятий; аккредитация центра обучения экспертов-аудиторов и государственных инспекторов по надзору за стандартами и средствами измерений.

Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта: сведения о конкуренции, технических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т.д. Источниками информации являются патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля, журналы и графики бездефектной сдачи продукции. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции и методов расчета их количественной оценки [15, с.246-252].

Автор Савицкая Г.В. предлагает следующую методику анализа качества продукции.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения:

1. удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

2. удельный вес продукции высшей категории качества;

3. средневзвешенный балл продукции;

4. средний коэффициент сортности;

5. удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

6. удельный вес сертифицированной продукции;

7. удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

8. удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели -- это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции; определяют потери от брака.

Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих, аритмичность производства и др. [16, с.216-239].

По мнению Ермолович Л.Л. анализ качества продукции производится по трем группам показателей: обобщающим, частным и эффективности повышения качества.

К обобщающим показателям, характеризующим качество продукции, относятся:

- показатели технического уровня продукции;

- показатели соответствия ГОСТов и технических условий мировым стандартам;

- освоение новых видов продукции;

- объем и номенклатура продукции, на которую получены сертификаты качества (удельный вес этой продукции в общем объёме ее выпуска и реализованной продукции);

- объем и номенклатура продукции на экспорт, ее удельный вес в общем объеме произведенной и реализованной продукции;

- объем и номенклатура продукции высшего сорта, ее удельный вес в общем объеме произведенной и реализованной продукции.

При оценке качества по сортности используются показатели высшего, первого, второго сорта: объем и номенклатура продукции по каждому сорту, удельный вес продукции каждого сорта в объёме произведенной и реализованной продукции, удельный ее продукции на экспорт в общем объеме произведенной и реализованной продукции, а также в объеме продукции каждого сорта.

К частным показателям качества относятся те, которые характеризуют потребительские свойства каждого изделия: надежность, долговечность, технологичность, производительность, эстетические свойства.

К показателям эффективности повышения качества относятся увеличение (уменьшение) стоимости выпускаемой по отношению к реализуемой продукции; увеличение прибыли; повышение рентабельности продукции [17, с.399-403].

Уровень качества продукции - это относительная характеристика ее качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. За базовые могут приниматься значения показателей качества лучших отечественных и зарубежных образцов продукции, по которым имеются достоверные данные о качестве, а также достигнутые в некотором предыдущем периоде времени или найденные экспериментальным и теоретическим методами. Для оценки уровня качества продукции применяют дифференциальный, комплексный или смешанный методы.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей, чтобы определить, по каким из них достигнут уровень базового образца, и значения каких наиболее отличаются от базовых.

В результате расчетов улучшению качества может способствовать как увеличение, так и уменьшение относительного показателя, например, увеличение относительного показателя для единичной мощности либо его уменьшение для материалоемкости.

Если одни относительные показатели по результатам расчетов оказались лучше, а другие хуже, применяют комплексный или смешанный метод оценки. Уровень качества оцениваемой продукции, для которой существенно важно значение каждого показателя, считается ниже базового, если хотя бы один из относительных показателей хуже.

Комплексный метод основан на применении обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию от единичных (комплексных) показателей. Обобщенный показатель может быть выражен главным показателем, отражающим основное назначение продукции, интегральным или средним взвешенным.

Если имеется необходимая информация, определяют главный (определяющий) показатель и устанавливают функциональную зависимость его от исходных показателей.

Интегральный (обобщенный) показатель используется тогда, когда можно установить суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и суммарные затраты на создание и эксплуатацию продукции.

Средние взвешенные (арифметический, геометрический, квадратический, гармонический) показатели применяют, если нельзя установить функциональную зависимость главного показателя от исходных показателей качества, но возможно с достаточной степенью точности определить параметры весомости усредняемых показателей. В таблице 1.3.1 представлены комплексные показатели качества.

Исходя из наличия и возможности получения исходной информации параметры (коэффициенты) весомости могут определять методами стоимостных регрессивных зависимостей, предельных и номинальных значений, эквивалентных соотношений и экспертным методом.

Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных (обобщенных) показателей оценки качества продукции. Он применяется в случаях, когда: 1) совокупность единичных показателей является достаточно обширной и анализ значений каждого из них дифференцированным методом не позволяет получить обобщающих выводов; 2) обобщенный показатель при комплексном методе недостаточно полно отражает все существенные свойства продукции и не позволяет получить выводы о группах свойств. При смешанном методе необходимо часть единичных показателей объединить в группы и для каждой определить соответствующий комплексный показатель, при этом отдельные важные показатели можно не объединять, а применять как единичные. На основе полученной совокупности комплексных и единичных показателей можно оценивать уровень качества продукции уже дифференциальным методом.

Таблица 1.3.1 - Комплексные показатели качества

Комплексные показатели

Формула расчета

Среднее арифметическое

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

Анализ качества конкурентоспособности экспортной продукции

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ

...

Анализ качества конкурентоспособности экспортной продукции

1.2 Задачи и информационная база анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции

Согласно Закону о предприятиях в Республике Беларусь, предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально - технических ресурсов...

Анализ объема, состава и качества производимой продукции

1.3 Методика проведения анализа качества продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одно из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке...

Анализ хозяйственной деятельности ОАО "Красноярский хлеб"

Для анализа качества продукции можно использовать показатели удельного веса сертифицированной продукции в общем объеме вырабатываемой продукции предприятия в действующих ценах, удельного веса экспортной продукции в общем объеме продукции и коэффициента сортности продукции для оценки качества потреби

По данным приведенным в таблице 13 видно, что на конец года внеоборотные активы увеличились на 15486 руб. Оборотные активы также увеличились на 210057 руб. Наибольший структурный вес в валюте баланса имеют внеоборотные активы...

Значение, задачи, источники информации для анализа производства и реализации продукции

1.4. Методика анализа качества произведенной продукции.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке...

Качество и конкурентоспособность продукции

2.3 Значение и задачи анализа качества и конкурентоспособности продукции в современных условиях хозяйствования

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы...

Комплексная оценка качества и конкурентоспособности продукции предприятий

4. Взаимосвязь качества продукции и конкурентоспособности. Проблемы и пути повышения качества продукции российских предприятий

В условиях рыночной экономики, все больше обостряется конкурентная борьба между производителями продукции. Важная роль отводится такому аспекту, как удовлетворение потребностей покупателя...

Методы исследования объема производства и реализации продукции на примере предприятия ООО "Мебель"

1.3 Методика анализа качества произведенной продукции и потерь от брака

Следующим направлением анализа объема производства и реализации продукции является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке...

Планирование выпуска новой продукции

1.5 Анализ качества и конкурентоспособности продукции

К конкурентам предприятия относятся: 1. Предприятия, обладающие кольцепрокатными станами и производящие кольцевую продукцию. 2. Кузницы, производящие кольцевые поковки. Факторы, которые обеспечивают конкурентоспособность предприятия: 1...

Производство и реализация продукции

1.3 Методика анализа качества произведенной продукции и потерь от брака

Следующим направлением анализа объема производства и реализации продукции является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке...

Совершенствоание снабженческо-сбытовой политики

1.5 Анализ качества и конкурентоспособности продукции

Объектом оценки качества служит сортовой прокат ОАО «Русполимет», Внесем в таблицу 1.4. номинальное значение показателей качества по двум группам показателей: 1. технические показатели; 2. экономические показатели...

Совершенствование системы нормирования труда на предприятии

1.4 Анализ качества и конкурентоспособности продукции

По данным отчётности за 4 квартал 2008 года имеем: Сдано продукции с первого предъявления 95,1%, т.е. 4,9% брак. Таблица 1.3 - Анализ качества продукции Вид продукции Объём продукции, т. Брак, т. Цена с учётом брака, тыс. руб...

Сравнительный анализ конкурентоспособности товара

2.1 Методика анализа конкурентоспособности

Методика анализа конкурентоспособности не совершенна. Однако ее можно применять для оценки первых двух групп параметров. Этапы методики. подбор параметров характеризующих конкурентоспособность конкретного изделия, работы, услуги...

Сущность качества и конкурентоспособности продукции

2.3 Значение и задачи анализа качества и конкурентоспособности продукции в современных условиях хозяйствования

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы...

Теоретические основы анализа и оценки качества и конкурентоспособности продукции ОАО "Продтовары"

1. Теоретические основы анализа и оценки качества и конкурентоспособности предприятия

...

^