Оборот предприятия розничной торговли и перспективы его развития (на материалах УКТПП "Полоцкстройматериалы")

дипломная работа

1.1 Торговая отрасль в условиях становления рыночных отношений

Розничная торговая сфера представляет собой разновидность торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Данное определение предполагает организацию широчайшего доступа к товарам, работам и услугам, реализацию их огромному количеству конечных потребителей с разными требованиями мелкими партиями, что коренным образом отличает ее от оптовой торговли [23, с. 5].

Завершающей частью цепочки поставок любого произведенного товара является отрасль розничной торговли. Процесс товарного обращения, который имеет место при доведении товаров от производства до конечного потребителя, завершается в розничной торговле.

В процессе розничной продажи товары из сферы обращения переходят в сферу личного потребления, компенсируются затраты на их промышленное производство, товародвижение, продажу. Произведенный продукт из товарной формы переходит в стоимостную (денежную) форму. Деньги используются в целях развития производства товаров.

Настоящий предпринимательский цикл должен быть непрерывным. Его непрерывность обеспечивает развитие торгового бизнеса. Если он прервется из-за того, что товар не будет продан в розничной торговле, то все участники данного процесса не получат компенсации затрат и прибыли, что приведет к экономической нецелесообразности их деятельности.

Это определяет исключительно важное место коммерческой работы в розничной торговле. Возникает необходимость специальной подготовки кадров среднего и высшего звена для работы в этой сфере, имеющей особенности по сравнению с оптовой торговлей [17].

Розничная торговля имеет большое экономическое значение, поскольку посредством товарооборота обеспечивается удовлетворение спроса конечного потребителя и создается огромное количество рабочих мест.

Значимым аналитическим показателем, оценивающим вклад отрасли в экономику, является ее доля в валовом внутреннем продукте страны. Можно оценить место розничной торговли и по доле розничного товарооборота в совокупном объеме продаж [32].

Социальное значение розничной торговли заключается в том, что она рассматривается как фактор улучшение качества жизни населения, развития средних городов, возрождения отдельных регионов, малых сед и деревень. Население страны (особенно сельское) с течением времени хотело бы стать свидетелями повышения уровня торгового обслуживания.

Изменения, происходящие в экономике страны, формируют новое поведение покупателя, более уважительное к себе и требовательное к розничной торговле. Восприятие розничной торговли как социальной ценности для общества способствует повышению ее роли и ответственности в социальной жизни общества [6].

Целесообразно выделить особенные функции предпринимательской деятельности в розничной торговле в современных условиях:

1. Обеспечение доступности товаров, работ и услуг, как по месту расположения, так и по иене. Товары (услуги) приобретают ценность для покупателя только тогда, когда они имеют возможность их приобрести. Работники коммерческих служб должны выбрать наиболее эффективный способ решения этой задачи с учетом конкретных условий.

В некоторых случаях целесообразна концентрация товаров и услуг в одном места в крупных торговых объектах различного формата, в других, наоборот, - рассредоточение и максимальное приближение товаров к покупателям, местам их проживания;

2. Обеспечение сбалансированности интересов покупателей и розничных торговых организаций.

Интересы конечных покупателей реализуются посредством выполнения следующих основных задач:

1. Установление удобных режимов работы обеспечивает удобства покупателям и является фактором выживания магазинов, особенно мелких. Правильный выбор режимов работы влияет на коммерческий результат. Целесообразность изменения режимов работы должна быть экономически обоснована: доход, полученный в результате изменения режима работы, должен покрывать затраты, связанные с реализацией такого решения.

Данная функция розничной торговой сети чрезвычайно востребована покупателями. Специалисты коммерческих служб должны определять режимы работы торговых объектов и графики выхода на работу персонала с учетом высокой посещаемости и экономического эффекта;

2. Формирование ассортимента с учетом требований покупателей: обеспечение его стабильности, гибкости, новизны;

3. Информированность покупателя о товарах, услугах: достоверно, в нужном объеме, своевременно;

4. Обеспечение защиты прав потребителя как средства гарантии выполнения обязательств торговли перед покупателями;

5. Поддержание привычного стиля жизни за счет дифференцированного предложения товаров. Товарное предложение обязательно должно учитывать сформировавшийся жизненный уклад, специфические особенности культур, субкультур, религиозных устоев.

В частности, для сельских жителей должны предлагаться товары и услуги, обусловленные спецификой сельской жизни (сельхозинвентарь, семена, удобрения, удобная рабочая одежда, обувь).

Для другой категории потребителей может возникнуть необходимость приобретения продуктов быстрого приготовления, полуфабрикатов, так как в основе их стиля жизни лежит экономия времени на приготовление пищи. Розничная торговля должна гарантировать поддержку требований каждому сегменту своих потребителей, чтобы не потерять их [29].

Работникам коммерческой службы достаточно сложно принимать решения по данному вопросу, поскольку то, что ценно для одного покупателя, может не иметь значения для другого. Тем не менее, правильное управленческое решение об учете интересов разных сегментов покупателей создает добавленную ценность определенной части товарного ассортимента и помогает в конкурентном противостоянии [17].

Экономические интересы торговой организации реализуются через получение прибыли, а социальные - через выполнение государственных задач по повышению качества жизни населения и формированию положительного имиджа торговых объектов своей организации.

Отличительные особенности розничной торговли должны быть учтены при формировании розничного предложения товаров и услуг. Под розничным предложением надлежит понимать набор (пакет) выгод, приобретаемых покупателем в магазинах.

К ним относятся не только товары, но и услуги, имидж и репутация магазина, его оформление, удобное расположение, ценовая политика, квалифицированный персонал и другие неосязаемые выгоды, которые зачастую трудно или невозможно измерить количественно.

Данные составляющие способны существенно повысить ценность предлагаемых товаров по сравнению с конкурентами, торгующими теми же товарами, но иначе. Это отличает однотипные магазины друг от друга. Чем рынок больше насыщен товаром и жестче конкуренция, тем большую значимость в розничном предложении имеют придающие товару дополнительную ценность выгоды [4].

Розничное предложение должно соответствовать возрастающим ожиданиям покупателей. В такой ситуации коммерческая деятельность должна быть направлена на предложение товарного ассортимента с расширенным пакетом выгод, ориентированным на полезность, здоровый образ жизни, экологичность и другие выгоды покупателей, которые не могут предложить конкуренты, но они востребованы покупателями.

Настоящий подход к розничному предложению является новым вызовом тем, кто активно занимается розничной торговлей. Постепенно становится недостаточным обеспечить некий стандарт торгового обслуживания, который часто предполагает удовлетворение минимальных требований по обслуживанию населения [15].

Эта задача должна быть решена на первом этапе. Затем специалисты коммерческих служб обязаны изучать требования покупателей и менять методы взаимодействия с ними с целью повышения их лояльности к данному торговому объекту, даже если он единственный в населенном пункте.

Решение этой задачи приведет к более частому посещению магазина, увеличению товарооборота и, что немаловажно, обеспечит комфортность покупателям и повысит качество их жизни.

Результативность розничной торговли зависит от умения грамотно реагировать на постоянно меняющиеся требования потребителей к товарам, формам и методам торгового обслуживания, что предполагает отслеживание как социальных, так и технологических изменений в сфере торгового обслуживания. В условиях постоянно возрастающей конкуренции недостаточно предложить нужное количество товара хорошего качества.

Существенными факторами рыночного успеха становятся умение управлять продажами, предоставлением услуг и сервисным сопровождением, создавать максимальные удобства и комфорт при использовании различных методов продажи [33].

В современных условиях происходит сближение покупательских требований и покупательского поведения. Появляются торговые сети, способные обеспечить любой уровень торгового обслуживания в соответствии с требованиями разных сегментов, используя торговые объекты различных форматов: гипермаркеты, супермаркеты, минимаркеты.

Это сближает население страны в области покупательского поведения и формирует высокие требования к организации торгового обслуживания.

Делись добром ;)