Обоснование инновационного типа воспроизводства экономики России
1.1 Инновационно-инвестиционный процесс в переходной экономике России
Слово "инновация" является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними. В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом - как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И.Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа);
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
5) появление новых рынков сбыта.
Эти положения И.Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. По определению, данному в "Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы", инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В Таблице 1 предложен классификатор инноваций, использование которого позволяет оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них.
Таблица 1. Классификация инноваций
№ п/п |
Классификационный признак |
Классификационные группировки инноваций |
|
1 |
Области применения инноваций |
Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д. |
|
2 |
Этапы НТП, результатом которых стали инновации |
Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные |
|
3 |
Степень интенсивности инноваций |
"Бум", равномерная, слабая, массовая |
|
4 |
Темпы осуществления инноваций |
Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные |
|
5 |
Масштабы инноваций |
Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие |
|
6 |
Результативность инноваций |
Высокая, низкая, стабильная |
|
7 |
Эффективность инноваций |
Экономическая, социальная, экологическая, интегральная |
Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:
-технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
-технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
-организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
-информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
-социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства. Другая классификация, предложенная чехословацким экономистом Ф. Валентой, позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:
-инновации нулевого порядка -- регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
-инновации первого порядка -- изменение количественных свойств системы;
-инновации второго порядка -- перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
-инновация третьего порядка -- адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;
-инновации четвертого порядка -- новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются -- происходит некоторое улучшение их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более мощным двигателем);
-инновации пятого порядка -- новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например, переход от электродвигателей серии "А" к серии "АИ");
-инновации шестого порядка -- новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (возникновение бесчелночного ткацкого станка);
инновации седьмого порядка -- новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип (переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического воздушного транспорта транспортом на "воздушной подушке").
Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.
Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий) (ПСНТ). ПСНТ начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. На современном историческом этапе ускорение социально-экономического развития, подъем производительных сил, постоянный рост производительности труда и эффективности производства базируются на научно-техническом прогрессе. В свою очередь научно-технический прогресс должен питаться непрерывным потоком фундаментальных научных идей, приводящих к принципиально новым видам техники и технологии. Фундаментальные научные идеи должны широким потоком входить в технику и производство, через новейшие технологии и оригинальные инженерные решения воплощаться в новые машины, оборудование и приборы высшего технического уровня. В цепочке интенсивной экономики "наука - технология - производство" ведущим звеном является наука, порождающая и новейшие технологии, и новые принципы производства. Происходит качественное изменение роли фундаментальной науки в системе организации науки и техники. Если раньше фундаментальная наука развивалась в основном независимо от производства, то теперь она становится неотъемлемым звеном всей цепочки современного научно-технического прогресса, истоком этого единого процесса. В современных условиях наука выступает как непосредственная производительная сила общества. Она все активнее вторгается в сферу материального производства, оказывая на него постоянное и неослабевающее воздействие. В условиях перехода на интенсивный путь развития необходимо быстрое и систематическое воплощение новых научных идей в производстве. Именно поэтому фундаментальные исследования должны опережать потребности техники и производства.
Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская наука. ФИ должны финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной основе и частично могут использовать внебюджетные средства. Сокращение объемов финансирования науки продолжалось вплоть до 2007 года, когда наша законодательная власть решила уделять больше внимания научным исследованиям и значительно повысила долю расходов на них в федеральном бюджете. Но в 2008 году происходит крупномасштабный обвал финансовой системы, и статьи бюджета приходится сокращать до минимума. С 2009 года - небольшая стабилизация и постепенный рост. Нельзя также не отметить высокие темпы инфляции, которые обнаруживаются при сопоставлении показателей в фактических и постоянных ценах. Фундаментальные исследования являются основой инновационного процесса. Второй стадией ПСНТ являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, ПИ могут быть самостоятельными научными работами. Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР - завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы).
Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР. Примерно 85-90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего практического использования; на стадии ОКР 95-97% работ заканчиваются положительно. В условиях снижения ассигнований на науку соотношения (в %) между ФИ, ПИ и ОКР увеличиваются в сторону ОКР (см. Таблицу 3).
Таблица 2. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ
Годы Всего |
в том числе по видам работ |
|||||
фундаментальные исследования |
прикладные исследования |
разработки |
||||
2004 |
4996,9 |
842,0 |
1021,9 |
3133,0 |
||
2005 |
11672,1 |
1829,9 |
2118,1 |
7724,0 |
||
2006 |
18641,6 |
2952,5 |
3020,3 |
12668,8 |
||
2007 |
23541,9 |
4174,3 |
3958,5 |
15409,1 |
||
2008 |
24372,9 |
3918,6 |
4115,0 |
16339,3 |
||
2009 |
46412,1 |
6594,6 |
8096,4 |
31721,1 |
Проанализировав данные таблицы, получим следующие соотношения (в %) между ФИ, ПИ и ОКР:
2004 г. - 17:21:62; 2005 г. - 16:18:66; 2006 г. - 16:16:68; 2007 г. - 18:17:65; 2008 г. - 16:17:67; 2009 г. - 14:17:69.
Тенденция четко определяется, если взять за базис это же соотношение в 2000 году: 2000 г. - 11:34:55.
Это является следствием перехода к рыночной экономике, заставляя науку с целью "выживания" заниматься прикладными работами. Подобный научный потенциал ориентирован на восприятие и применение заимствованных научно-технических достижений и не может обеспечить значительное внедрение базисных и улучшающих инноваций.
Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного производства новых изделий (Ос), которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства. На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы по опытной базе науки. Их цель - изготовление и отработка опытных образцов новых продуктов и технологических процессов. После стадии освоения начинается процесс промышленного производства (ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационные предприятия, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, т.е. были бы реализованы потребителю. При определении пропорций распределения ресурсов (инвестиций) необходимо опираться на общие закономерности, присущие интенсивному типу воспроизводства и выражаемые, в частности, в статистическом законе деления затрат по структуре научно-производственного цикла: пропорции затрат между фундаментальными исследованиями (ФИ), прикладными поисковыми работами (НИР), разработками (ОКР), капитальными вложениями на освоение научно-технических новшеств (Ос) составляют 1:3:9:27. Такого рода статистический закон распределения ресурсов научно-производственного потенциала характерен для стадии развития общественного производства, когда НТП осуществляется но заказам практики, выражающим необходимость решения очевидных проблем развития (или стабилизации) производства.