Анализ конкурентной среды на рынке шинной продукции России

дипломная работа

1.1 Сущность конкурентных преимуществ, конкурентоспособности предприятий и конкуренции в отрасли

Конкурентоспособность относится к наиболее сложным понятиям, характеризующим современный рынок, при этом нет единого понимания ее сущности. Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования по выше названной проблеме, понятие конкурентоспособности каждый автор трактует по-своему.

По мнению Л. Шеховцовой конкурентоспособность в широком понимании представляет собой способность (товара, фирмы, отрасли, региона, страны) выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемым качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка [27].

И. Липсиц предлагает определение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта как "возможность выиграть соревнование на рынке с товарами, изготовленными другими фирмами, за счет более полного соответствия требованиям или денежным возможностям покупателей" [28].

М Портер считает, что конкурентоспособность - это свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными субъектами рыночных отношений [32]. Широко распространено определение конкурентоспособности предприятия как его способности производить конкурентоспособную продукцию при эффективном использовании материальных, трудовых и иных ресурсов предприятия. При таком определении во внимание берутся только факторы, зависящие от самого субъекта хозяйствования, но ведь нельзя отрицать влияния и таких экзогенных факторов как законодательная политика государства в совокупности с финансово-кредитной и налоговой политикой.

Профессор Р. Фатхутдинов определил конкурентоспособность как "…свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке" [44].

М. .Эрлих и Дж. Хайн рассматривали конкурентоспособность как способность страны или фирмы продавать свои товары.

Профессор С. Свестуньков сформулировал следующее определение конкурентоспособности: "Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов" [27].

На наш взгляд, наиболее удачно сформулировано определение конкурентоспособности предприятия Н. Зайцевым. Он называет конкурентоспособным то предприятие, которое способно сохранять устойчивое положение на рынке товаров, услуг [18]. Такая позиция позволяет предполагать то необходимое равенство всех конкурирующих субъектов, без которого немыслимо существование свободной конкуренции. Кроме того, акцент ставится на способность предприятия не только иметь устойчивое положение на рынке, но, самое главное, сохранять его, что в свою очередь является результатом влияния двух сил; внутренних возможностей самого предприятия и сложных социально-экономических процессов вне его. Данное определение, на наш взгляд, наиболее полно характеризует сущность конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и является, если можно так выразиться, компромиссным [27, с.20].

В научной и методической экономической литературе изложено множество вариантов определения конкурентоспособности предприятия, которые акцентируют внимание на тех или иных факторах внутренней и внешней среды предприятия. Однако все они могут быть сведены, по мнению автора, к одному из трёх подходов (или их комбинации) представленных на рисунке 1 [25, с. 7].

Рисунок 1 - Основные подходы к определению понятия "конкурентоспособность предприятия"

Конкурентоспособность предприятия как фактор его успешной деятельности на рынке в значительной степени определяется наличием конкурентных преимуществ либо определенной степенью обладания ключевыми факторами успеха. Здесь и возникает связь конкурентоспособности, конкуренции и конкурентного потенциала предприятия [19, с,19].

В общем виде, конкурентное преимущество - это преимущество предприятия в чем-либо, отличающее его от конкурентов и обеспечивающее ему превосходство на рынке. В зависимости от факторов определяющих конкурентные преимущества предприятия в диссертационном исследовании используется следующая их классификация: естественные и приобретенные, абсолютные и сравнительные конкурентные преимущества (Смит А., Риккардо Д.), внутренние и внешние конкурентные преимущества (Фатхутдинов Р.А.), конкурентные преимущества высшего и низшего порядка, тактические и стратегические конкурентные преимущества (Портер М.).

Внешние конкурентные преимущества, это преимущества, определяемые факторами внешней среды, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние конкурентные преимущества, это преимущества, формируемые факторами внутренней среды предприятия и практически полностью определяемые руководством организации.

K тактическим относятся конкурентные преимущества, определяемые внутренними факторами среды и связанные c текущей хозяйственной деятельностью предприятия. K стратегическим относятся конкурентные преимущества, определяемые внутренними или внешними факторами среды, опираясь на которые, фирма в перспективе сможет превзойти конкурентов при выполнении или создании необходимых условий превышающих по своему уровню конкурирующие фирмы. Сроки достижения этих конкурентных преимуществ составляют не менее двух лет в зависимости от их сложности, капиталоемкости, a, также наличия инвестиций [25, с. 9].

Терминологическая "пирамида", в основу которой положены понятия: "конкуренция", "конкурентный потенциал", "конкурентоспособность" и др. представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Терминологическая пирамида по проблематике конкуренции

Конкурентоспособность - это способность предприятия получать в свое пользование наилучшие по сравнению с другими участниками рынка экономические ресурсы, с целью их перераспределения для наиболее полного удовлетворения потребностей потребителя, основанная на межличностном соперничестве. Данное определение отражает относительность этого явления (конкурентоспособным можно быть только относительно других участников рынка), дает понимание сущности процессов, происходящих внутри предприятия, а также понимание того, на чем базируется это многогранное явление.

Ниже приводится цилиндрическая модель конкурентоспособности (рисунок 3).

Рисунок 3- Цилиндрическая модель конкурентоспособности

Преимуществами данной модели можно считать то, что она отображает многоуровневость конкурентоспособности, возможность дальнейшего продолжения уровней, показывает множественность факторов, влияющих на конкурентоспособность, а также то, что в случае появления новых факторов возможно их отображение без изменения структуры модели.

Также модель дает возможность выделить значимость каждого фактора конкурентоспособности, говорит о необходимости сбалансированного, гармоничного развития и управления всеми факторами конкурентоспособности [19, с. 16].

Понятие "конкурентных преимуществ" является неотъемлемой частью понятия "конкурентоспособность". Успех фирмы зависит от конкурентных преимуществ, которыми она обладает по сравнению с конкурентами. Наиболее значимыми характеристиками конкурентных преимуществ являются уникальность и устойчивость. Обладание уникальными характеристиками дает неоспоримое преимущество перед конкурентами. Задача предприятия заключается в защите, поддержании, сохранении и развитии уникальных конкурентных преимуществ [34, с. 8-9].

Применительно к деятельности предприятия можно выделить три вида конкурентных преимуществ:

"Отработавшие" или отраслевые стандарты - представляет собой обязательное условие выживания на определенном рынке.

"Сохраняющие силу" - в кратко- и среднесрочной перспективе обеспечивают конкурентные преимущества предприятию, однако требуют максимального использования и защиты. Не могут быть базой долгосрочной стратегии. Задача соперников выявить и нейтрализовать такие конкурентные преимущества, иначе они не смогут достигнуть отраслевых стандартов в течение нескольких лет.

"Устойчивые" - имеют стратегическое значение, так как обладают защитой на протяжении длительного времени. Попытка воспроизведения подобных конкурентных преимуществ может обернуться неудачей для конкурентов. В подобной ситуации соперникам следует ориентироваться на разработку собственных ключевых компетенций.

Проведенные исследования экономической литературы позволяют предложить следующую классификацию конкурентных преимуществ предприятия (приложение А).

Данная классификация предполагает подразделение конкурентных преимуществ предприятия в соответствии со следующими выделенными признаками [11]:

- степень устойчивости;

- возможность использования;

- масштаб реализации;

- по признакам конкурентоспособности предприятия.

По возможности использования целесообразно разделять конкурентные преимущества на:

- реальные конкурентные преимущества, определяющие текущую конкурентную позицию в отрасли;

- потенциальные конкурентные преимущества, ориентированные на желаемую конкурентную позицию.

В зависимости от масштаба реализации КПП предприятия можно выделить:

- локальные КПП, которые достигаются в пределах среды базирования предприятия;

- национальные КПП, обуславливаются преимуществами страны, в которой расположено предприятие;

- глобальные КПП, связанные с предпринимательской деятельностью предприятий конкретной страны на мировом рынке.

По признакам конкурентоспособности предприятия выделяют товарные и нетоварные КПП. Первая группа конкурентных преимуществ характеризуют результат производственно-хозяйственной деятельности - продукцию предприятия и имеет непосредственное отношение к характеристикам, составляющим ее конкурентоспособность: качеству и цене потребления продукции, упаковке, послепродажному обслуживанию а также ассортименту выпускаемой предприятием продукции. В свою очередь, конкурентные преимущества нетоварного характера определяются потенциальной возможностью и качеством организации и осуществления видов деятельности предприятия: брэндом предприятия, уровнем развития производства, системой организации управления предприятием. Таким образом, в отличие от конкурентных преимуществ товарного признака данный вид преимуществ обуславливается непосредственно характеристиками самих процессов производства и реализации продукции предприятия [5].

Рисунок 4 - Концепция конкурентоспособности предприятия

Устойчивость конкурентного преимущества предприятия предполагает его наличие в стратегической перспективе. Ресурсные конкурентные преимущества основаны на возможностях и способностях предприятия привлечь ресурсы на более выгодных условиях; установить устойчивые и стабильные долгосрочные отношения с поставщиками ресурсов.

Продуктовые конкурентные преимущества оцениваются при выходе продукта на рынок. Наличие устойчивых, уникальных характеристик продукта позволяет предприятию оптимизировать соотношение цена / качество - затраты. Управленческие конкурентные преимущества, выражаемые в наличии уникальных характеристик менеджмента предприятия, определяют эффективность системы управления и являются доминирующими в обеспечении общей конкурентоспособности предприятия.

Достижение уникальных и устойчивых конкурентных преимуществ предприятия предполагает установление соответствующих принципов и инструментов реализации концепции конкурентоспособности.

Взаимосвязь предложенных принципов и инструментов концепции конкурентоспособности предприятия отображается в единстве их направленности на создание устойчивых ресурсных, продуктовых и управленческих конкурентных преимуществ, обеспечивающих результативность реализации концепции конкурентоспособности, раскрываемой посредством установленного критерия оценки - роста чистой прибыли [34, с. 9-10].

Делись добром ;)