Анализ конкурентной среды на рынке шинной продукции России

дипломная работа

1.3 Методологические подходы к оценке конкурентной среды на отраслевом рынке

Обострение конкуренции является важнейшей особенностью торгового рынка России. В этих условиях особое значение приобретает формирование конкурентного преимущества предприятий шинной промышленности на основе понимания механизма конкурентной борьбы. Первостепенное значение в этом процессе имеет методология анализа конкурентной среды.

В стратегическом менеджменте анализ конкурентной среды является составной частью отраслевого анализа, в ходе которого экономическая характеристика отрасли сопровождается анализом конкуренции по пятифакторной модели М. Портера. А. Томпсон и А. Стрикленд считают важным после анализа движущих сил в отрасли изучение конкурентной позиции основных игроков, их стратегий. Miller Shay и Rothaermel считают важнейшим шагом в анализе конкурентной борьбы выявление потенциальных и фактических конкурентов.

По нашему мнению, важной методологической задачей при анализе конкурентной среды является исследование процесса концентрации, который прямо и косвенно влияет на конкурентную среду, с четким определением границ малого, среднего и крупного бизнеса.

Под рыночной концентрацией понимается степень контроля предложения или покупки определенных благ (товаров, услуг) крупнейшими его участниками. В первом случае концентрацию называют концентрацией продавцов, во втором - концентрацией покупателей, когда крупнейшие покупатели осуществляют контроль покупок каких-либо благ. Важным показателем абсолютной концентрации является показатель совокупной концентрации, который отражает долю крупнейших фирм в общем объеме производства или предложения [46, с. 2].

Индекс концентрации показывает процентное соотношение рыночных долей одной фирмы или групп фирм и рассчитывается как сумма долей крупных компаний в отрасли по формуле (1).

(1)

где - индекс концентрации к продавцов (производителей), %;

- доля продаж i -го продавца в объеме реализации рынка, %;

к - число крупнейших хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке, взятых для расчетов коэффициента

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции.

Коэффициент рыночной концентрации является обязательным для статистического мониторинга состояния рынка в большинстве промышленно развитых стран мира, причем в разных странах рассчитываются доли разного числа предприятий. В США и Франции это доли 4, 8, 20,50, 100 крупнейших компаний. В ФРГ, Англии, Канаде для подобных расчетов обычно берутся данные о 3, 6, 10 и т.д. фирм, функционирующих на рынке. В России этот показатель стал рассчитываться и публиковаться в официальной статистике с 1992 года для трех (CR3), четырех (CR4), шести (CRб), восьми (CR8) крупнейших продавцов.

Одним из недостатков показателя концентрации CR являются его "нечувствительность" к различным вариантам распределения долей между конкурентами. То есть индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки.

Поэтому, хотя CR и продолжает оставаться самым популярным показателем, в статистической практике в последние годы стали все шире использоваться другие индексы, характеризующие уровень концентрации в целом для рассматриваемой совокупности предприятий. Более точное представление о концентрации рынка дает индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) рассчитывается по формуле (2) как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме:

(2)

где - доля продаж i -го продавца в объеме реализации рынка, %;

к - число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке.

IHH можно рассматривать также как показатель концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение "рыночной власти" между всеми субъектами данного рынка.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 до 1. Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000.

Чем меньше значения принимает индекс, тем меньше концентрация, тем, при прочих равных условиях, сильнее конкуренция на данном рынке и тем слабее рыночная власть фирм. Для конкурентного рынка (если число фирм на рынке больше 100) значение показателя стремится к нулю, для монопольного рынка к единице.

Чем больше значение HHI, тем влиятельнее крупнейшие компании, работающие на рынке. Этот показатель учитывает как численность предприятий, так и неравенство их положения на рынке, характеризует уровень монополизации. При возведении в квадрат долей рынка индекс дает более высокий вес показателей крупных предприятий, чем мелких. Это означает, что если данные о долях рынка очень мелких предприятий отсутствуют, то итоговая ошибка будет невелика.

Однако для точного расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана необходимо знать рыночные доли всех производителей данного товара, и если число производителей на рынке очень большое, рассчитать индекс становится практически не возможно.

Уровень концентрации производства в химической отрасли весьма высок. Многим подотраслям химической промышленности присущ высококонцентрированный тип рынка. Объясняется это, прежде всего, спецификой отрасли. С одной стороны, большой единичной мощностью по производству многих видов химической продукции (пластмассы и синтетические смолы, минеральные удобрения, синтетические каучуки и т.д.), с другой - необходимостью выпуска многих видов химической продукции в небольших количествах (химреактивы, химдобавки, химические средства защиты растений, спецпродукты и т. д.), а также образованием химической продукции как попутной в процессе получения основной продукции (например, хлор в производстве каустической соды).

Основное преимущество индекса - способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Он представляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур [27, с. 45].

Для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке, используется показатель дисперсии рыночных долей:

(3)

где - дисперсия;

- доля фирмы на рынке;

- среднеарифметическая доля фирм на рынке, равная 1/п.

При равных долях участников рынка показатель дисперсии равен 0. Таким образом, показатель характеризует в большей степени не уровень концентрации, а степень отклонения от среднеарифметической доли рынка [41, с.52-61]

Индекс Линда. В странах ЕЭС для анализа рыночных структур широко используется индекс, предложенный сотрудником Комиссии ЕЭС в Брюсселе Ремо Линда. Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких (к) крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на "окраине" рынка. Но в отличие от индекса Херфиндаля-Хиршмана он определяет степень неравенства между лидирующими на рынке продавцами товара.

Чем больше субъектов включает ядро олигополиса или оно вообще отсутствует, тем менее концентрированный рынок.

, (4)

, (5)

где к - число крупных поставщиков (не менее двух);

i - число ведущих поставщиков среди к крупных поставщиков;

- общая доля рынка приходящаяся на i поставщиков;

- доля рынка, приходящаяся на к крупных поставщиков.

Для сравнения распределения долей рынка или объемов производства в различные периоды времени традиционно используется кривая Лоренца, графически представляя относительную концентрацию (рисунок 5).

Рисунок 6 - Кривая Лоренца

На оси ординат находятся кумулированные значения доли, расположенные по возрастанию, а на оси абсцисс - процент субъектов рынка, упорядоченный по возрастанию (убыванию). Вогнутость кривой отражает степень неравенства субъектов рынка. Чем ниже концентрация, там сильнее кривая Лоренца приближается к диагонали, и наоборот.

Количественной интерпретацией графика выступает коэффициент Джини, слабо реагирующий на изменение числа предприятий, рассчитываемый по формуле (6):

(6)

где - накопление (кумулятивное) значение долей крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке;

- сумма значений долей всех предприятий на рынке.

Коэффициент Джини применяется для характеристики неравномерности распределения долей рынка среди фирм и показывает процентную долю рынка, приходящуюся на процентное число фирм. Чем выше значение, тем более неравномерно распределение рыночных долей и более концентрирован рынок

Рыночная власть - способность производителя или потребителя воздействовать на рыночную цену.

Источники рыночной власти:

- доля фирмы в отраслевом предложении;

- эластичность рыночного спроса;

- степень взаимозаменяемости продукта;

- характер взаимодействия фирм.

Рыночная власть может явиться результатом взаимодействия фирм, когда им удается достичь согласия в отношении отраслевых предложения и цены путем сговора. Рыночная власть производителя означает его способность влиять на цену через регулирование объема своего предложения.

Степень рыночной власти фирмы (коэффициент Лернера) определяется по формуле (7), как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене фирмы и выражается в абсолютных величинах.

(7)

где СМ - цена;

МС - предельные издержки;

Еd - коэффициент эластичности.

Индекс Лернера принимает значения от нуля (на рынке совершенной конкуренции) до единицы (для чистой монополии с нулевыми предельными издержками). Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть и дальше рынок от идеального состояния совершенной конкуренции.

Сложность вычисления индекса Лернера связана с тем, что информацию о предельных издержках довольно сложно получить. В эмпирических исследованиях часто используется такая формула для определения предельных издержек на основе данных о средних переменных затратах:

, (8)

где АТС - средние переменные издержки.

Чем выше в долгосрочном плане это отношение, тем выше степень монополизации власти на рынке. Средний для отрасли индекс Лернера будет вычисляться по формуле (9):

(9)

где IНН - индекс Херфиндаля-Хиршмана;

Еd - коэффициент эластичности.

На практике при исследовании рыночной силы коэффициент Лернера не применяется [27, С. 49-50].

На рынках недифференцированных товаров показатель рыночной власти отождествляют с рыночной долей предприятий. Однако, компания, имея небольшую долю на рынке РФ, может иметь монопольное положение в ряде регионов и, соответственно, характеризоваться высоким уровнем рыночной власти. Другие компании, напротив, имея значительные масштабы производства, вынуждены конкурировать на большом количестве региональных рынков с большой дисперсией показателей долей рынка. Поэтому, на рынках недифференцированных товаров используют показатель рыночной власти, определяемый по формуле (10):

(10)

где R - рыночная сила;

- доля рынка предприятия на региональном рынке I;

- объем продаж предприятия на региональном рынке i;

- совокупный объем продаж предприятия на всех региональных рынках.

Все выше перечисленные показатели дают возможность оценить структуру рынка. Однако общим их недостатком является отсутствие показателей, характеризующих накал, интенсивность конкуренции на рынке. Олигополия, являющаяся наиболее благоприятной структурой рынка для внедрения инноваций, далеко не всегда воспроизводит ситуацию реальной конкуренции. В случае если из года в год доли рынка основных производителей практически не меняются, можно говорить об отсутствии конкурентной среды стимулирующей инновации. Таким образом, динамика изменения структуры рынка, скорость изменения рыночных долей рынка основных производителей более адекватно отразит реальную межфирменную конкуренцию. В качестве динамической характеристики изменения структуры рынка используется следующий показатель:

Амплитуда колебаний долей рынка. Определяется как сумма модуля изменения долей рынка всех производителей:

, (11)

где - доля рынка фирмы I в j году;

А - амплитуда колебаний долей рынка.

Большая амплитуда колебаний будет показывать скорость перераспределения долей рынка между основными производителями. В то же время как низкая амплитуда колебаний даже на рынка с умеренной концентрацией будет свидетельствовать об отсутствии необходимой конкуренции между производителями.

Амплитуда колебаний долей рынка четырех крупнейших производителей:

, (11)

где - доля рынка фирмы I в j году;

А4 - амплитуда колебаний долей рынка.

Показатель А4, характеризующий перераспределение долей рынка четырех крупнейших фирм, дает возможность сравнивать интенсивность конкуренции на рынках с различным количеством участников [41, с. С. 52-61].

Объективная оценка современного состояния конкурентной среды отрасли и отраслевого рынка по величине соответствующих индексов и коэффициентов является непременным инструментом конкурентного развития отрасли. Интенсивность конкуренции и ее формы зависят от типа отраслевого рынка, степени его насыщенности, числа и мощности конкурирующих фирм.

Таким образом, оценка конкуренции на рынке может быть определена при помощи различных методик и с использованием различных коэффициентов. Для оценки структуры рынка шинной продукции необходимо использовать максимальное число показателей.

Делись добром ;)