Анализ конкурентной среды на рынке шинной продукции России

дипломная работа

2.1 Этапы развития шинной промышленности в РФ

Советская шинная промышленность начала свое формирование в СССР, благодаря широкому развитию отечественных гигантов автомобилестроения, в том числе заводов по производству колесных тракторов, электрокаров, погрузчиков и сельхозтехники. Заводы по производству шин появлялись в тех советских республиках, которые специализировались на выпуске автотракторной техники. Это были РСФСР, Украина и Белоруссия.

Первопроходцем в развитии отечественного шинного производства стал Ярославский шинный завод. Его запуск состоялся 6 ноября 1932 года. Первыми в мире освоение отечественного синтетического каучука (СК) начали как раз на ЯШЗ. Это дало возможность отказаться от импорта дорогостоящего сырья. В 1938 году проектная мощность завода составляла свыше 3 миллионов шин в год. Данное предприятие во многом сохраняет свои позиции и до сегодняшнего дня.

В 50-е годы прошлого столетия ЯШЗ стал первым производством в СССР, на котором начался выпуск бескамерных шин для легковых автомобилей. Именно здесь впервые разработали конструкцию бескамерной арочной шины для грузовика ЗиС-150. В 60-х годах на ЯШЗ создали абсолютно новые конструкции радиальных шин, среди которых и шины со съемным протектором. 90-е годы ознаменовались для ЯШЗ новым производством грузовых ЦМК-шин. На заводе существует собственный научно-технический центр, где и разрабатываются все новые модели ярославских шин. Их испытания проходят на собственном полигоне. Примерно 160 моделей шин сходят с конвейера предприятия и в настоящее время.

Решение о строительстве шинного завода в Москве правительство приняло в 1940 году. Планировалось, что предприятие освоит выпуск до полутора миллионов шин в год. Оборудование для оснащения завода было закуплено в США. Завод начал выпуск продукции после окончания Великой Отечественной войны.

В 1950 году начал работать Воронежский шинный завод, который приобрел известность своими велошинами. Велошины пользовались огромным спросом, как на внутреннем, так и на мировом рынках. ВШЗ является единственным в стране производителем велотрубок для спортивных велосипедов, которые изготавливаются из хлопчатобумажных и шелковых нитей.

В Волгоградской области в 1964 году начал работу Волжский шинный завод имени 50-летия СССР. Во время существования Советского Союза практически вся продукция, выпускаемая на предприятии, удостаивалась Государственного знака качества.

Весной 1968 года заложили фундамент первого производственного корпуса завода "Нижнекамскшина". Первые шины сошли с конвейера завода в апреле 1973 года. Это предприятие создавалось как базовое для ВАЗа и КАМАЗа. Бобруйский шинный завод строился под БелАЗ. Первая шина для 27-тонного БелАЗа была изготовлена на предприятии 31 декабря 1971 года.

После распада СССР произошла основательная перегруппировка сил в сфере российских производителей шин. Некоторые мощные производства сохранили независимость, например "Нижнекамскшина". Наряду с этим в стране образовались и солидные шинные холдинги. Это "Сибур - Русские шины", который входит в состав крупного российского нефтегазохимического комплекса "Сибур-Холдинг", дочерней структуры российской энергетической компании "Газпром". И вторая крупная корпорация - Amtel Vredestein N. V. ("Амтел Фредештайн Н. В.").

"Сибур - Русские шины" включает в себя пять основных предприятий, производящих шины: ОАО "Омскшина", ОАО "Волтайр", СП ЗАО "Матадор-Омскшина", ОАО "Уралшина" и ОАО "Ярославский шинный завод". Все предприятия холдинга специализируются на выпуске различной продукции. Производственная программа "Уралшины" значительной мере рассчитана на выпуск шин для технологических транспортных средств. "Матадор-Омскшина" в основном ориентируется на продукцию для производителей и владельцев легковых автомобилей и малотоннажных машин. ЯШЗ выпускает шины для авиации и военной техники. В холдинг "Сибур - Русские шины" входят также заводы "Сибур-Волжский" (производство синтетического волокна) и "Резинотехника" (г. Саранск).

Во второй холдинг, "Амтел Фредештайн", сначала входили два российских шинных завода. Воронежский завод вошел в холдинг в 2002 году, Кировский - в 2003 году. Из этих предприятий наиболее динамично развивающимся в настоящее время считается Кировское ОАО "Шинный комплекс "Амтел-Поволжье", которое специализируется на выпуске шин для спецтехники и мотороллеров, а также легковых, легкогрузовых, грузовых, сельскохозяйственных шин. Предприятие занимается поставкой шин крупным автомобильным предприятиям (ГАЗ, УАЗ, "Павловский автобус" и Арзамасский машиностроительный завод) на первичную комплектацию. "Амтел-Черноземье" построил специализированное производство "Амтел-Черноземье-2". Его мощность составляет 3 миллиона шин в год. Это "премиальные" шины под торговой маркой Vredestein.

Более скромные успехи на фоне гигантов шинопроизводства у остальных предприятий, которые не присоединились к холдингам. Но и у этих производителей из России, Украины и Белоруссии есть свои заслуги во вкладе в автомобильное производство.

В 2003 году на базе Барнаульского шинного завода, который был основан в 1956 году, создали ОАО "Алтайская шинная компания". В скором времени его преобразовали в предприятие полного цикла производства ОАО "Алтайский шинный комбинат", которое находит средства на реконструкции и в ситуации жесткой конкуренции со стороны крупных предприятий.

На шинном рынке России, в основном, главенствовали "Сибур", "Амтел-Фреденштайн" и "Нижнекамскшина". Нижнекамское предприятие подразделяется на завод массовых шин (ЗМШ) и завод грузовых шин (ЗГШ). Это одно из самых крупных предприятий по производству шин в Российской Федерации, на котором изготавливается каждая третья шина в стране. Мощность производства ежегодно составляет 11-12 миллионов шин 150 типоразмеров.

2.2 Современное состояние российского рынка шинной продукции

Обусловленное кризисом общее сокращение потребительского спроса отразилось почти 27 % падением емкости шинного рынка РФ. В тоже время отмечен постепенный устойчивый рост спроса на шинную продукцию. При этом сложились предпосылки для повышения конкурентных преимуществ шин российского производства.

По результатам 2009 года рынок автомобильных шин всех видов (включая колесную технику индустриального назначения, а также трактора и комбайны на колесном ходу) составил в России около 33 млн. штук, что почти на 36% меньше, чем годом ранее (2008 год - 51,4 млн. штук). Для сравнения, в последний докризисный 2007 год емкость российского шинного рынка была равна 50,2 млн. штук, а на протяжении всего 2007 и первых трех кварталов 2008 года рынок демонстрировал очень высокие темпы роста. В стоимостном выражении рынок в 2009 году сократился на 40% - до 95,14 млрд. рублей (2008 год - 157,7 млрд. рублей). Основными причинами сокращения емкости шинного рынка являются факторы, напрямую связанные с общеэкономическим кризисом: дефицит свободных денежных средств у потребителя, снижение общей автотранспортной активности, падение объемов производства автомобилей в РФ.

Делись добром ;)