Анализ конкурентоспособности продукции АО "Адал"

курсовая работа

1.3 Методика определения экономической эффективности конкурентоспособности продукции

Неотъемлемым атрибутом рыночной экономики является конкуренция, и она играет важную роль. Конкуренция для предприятия является значительной побудительной силой для ускорения НТП и выпуска конкурентоспособной продукции. Она заставляет их не только внедрять все новое передовое, но и наиболее рационально использовать все имеющиеся ресурсы на предприятии.

Конкуренция означает соперничество в любой сфере деятельности. Если рассматривать конкуренцию с чисто экономических позиций, то она означает соперничество между коммерческими организациями за наиболее выгодные условия производства и сбыта, за получение более выгодного заказа с целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас и в будущем. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и туже потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Такую конкуренцию можно назвать межфирменной или предметной. Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности потребительского и производственного спроса, то есть речь идет о борьбе за платежеспособный запрос наименования и потребления производства. [5]

Методика определения экономической эффективности основывается на выборе критерия, являющегося признаком, на основе которого осуществляется оценка.

Предприятие, желающее функционировать в условиях конкурентной борьбы, помимо получения прибыли должно ставить перед собой цель - повышение конкурентоспособности своей продукции, изучение деятельности конкурентов, должно стремиться занять свою нишу на рынке, сформулировать стратегию развития, оценить возможности функционирования, сильные и слабые стороны, связи с внешней средой. На основе изучения предприятий молочного производства был применен один из методов маркетинговых исследований, наиболее полно описывающий ситуацию и играющий одну из важных ролей при определении стратегии деятельности предприятия на перспективу, которым является СВОТ анализ.

Процедура СВОТ анализа сводится к следующему:

- формулируется перечень возможностей, которые открывает перед предприятием внешняя среда. Это касается возможностей увеличения спроса, увеличение его параметров, уменьшение уровня конкуренции, факторов ценовой доступности;

- затем формулируется перечень угроз, которые заключает в себе внешняя среда, то есть перечисляются факторы, касающиеся уменьшения спроса, кардинального изменения предпочтений потребителей, увеличения уровня конкуренции, факторы сырьевой зависимости, усложнения законодательного регулирования;

- выявляется и составляется перечень сильных сторон предприятия, то есть все навыки, знания и основные факторы, приносившие и приносящие успех в его деятельности;

- формируется перечень слабых сторон предприятия, которые мешают или могут помешать предприятию работать и развиваться.

Анализ представляет собой процедуру экспертной диагностики среды, позволяющей описать основные тенденции ее развития, сформулировать базовые гипотезы о перспективах деятельности предприятия и определить альтернативные направления его дальнейшего развития. Использование метода СВОТ эффективно в том случае, когда собрана достаточно полная маркетинговая информация о факторах маркетинговой среды и когда руководители четко понимают стратегические ориентиры развития своего предприятия. Полный перечень возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятий составляется для полноты картины, но в матрицу вносятся только главные, сильно влияющие на ситуацию факторы. Основные возможности среды состоят в том, что существует высокий потенциал, как промышленного рынка, так и рынка конечных потребителей.

Главной угрозой для предприятий является отсутствие источников инвестиций. Наиболее сильной стороной предприятия является обеспечение высокого качества товара при приемлемой себестоимости, а наиболее слабой -- отсутствие рыночной ориентации в управлении предприятием.

Главным преимуществом молочного производства является небольшая длительность производственного цикла (процесс изготовления молочной продукции составляет от 1 до 7дней, так как эта продукция является скоропортящейся). Эта особенность делает отрасль выгодной для вложения средств, особенно в оборотные средства, так как обеспечивается быстрое получение доходов.

Помимо затрат на материалы к затратам молочного производства относятся затраты, определяющие полную себестоимость продукции:

- основная дополнительная заработная плата производственных рабочих;

- расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;

- налоговые платежи (социальный налог, пенсионные отчисления);

- цеховые расходы: отопление, освещение цехов, ремонт зданий цеха, содержание аппарата управления;

- общие расходы предприятия;

- расходы, связанные с реализацией продукции (маркетинговые исследования, договоры с поставщиками, транспортные расходы).

Переход к рынку поставил предприятия молочного производства в новые экономические условия, заставляя их изучать основы конкурентной борьбы, а значит и опыт передовых зарубежных стран, поскольку конкуренция является не только обязательным признаком рыночной системы, но и важным стимулом роста эффективности производства.

Конкурентоспособность продукции молочных изделий обусловливается взаимодействием множества факторов. Качество молочной продукции является основой, общепризнанной составляющей конкурентоспособности продукции. Учитывая это, рассмотрим основные факторы, определяющее качество пищевых продуктов.

Факторы, влияющие на качество пищевых продуктов

Рисунок 1

Процесс формирования качества молочной продукции начинается с разработки нормативно-технических документов, которые в настоящее время гармонизируются с международными стандартами, на основе закона РК «О стандартизации и сертификации». В отличие от прежних стандартов, новые стандарты требования к продукции подразделяют на обязательные и рекомендуемые.

Обязательные требования обеспечивают безопасность пищевых продуктов для жизни, здоровья потребителей, учитывая высокую радиационную, химическую и микробиологическую их загрязненность. Они нормируют содержание в пищевых продуктах солей тяжелых металлов, нитратов и нитритов, пестицидов, добавляемых красящих, ароматизирующих и других веществ, вредных для организма человека.

Режимы и условия хранения, транспортировки и реализации готовой продукции существенно влияют на ее качество. И это обстоятельство в условиях рынка также требует создания практически новой современной технической базы по хранению продукции.

Большое значение для конкурентоспособности пищевых продуктов имеют органолептические показатели качества, в их числе такие общие показатели, как вкус, запах, цвет, консистенция, внешний вид. В качественном продукте не должно быть посторонних привкусов и запахов, вкус и запах должны быть приятными, свойственными наименованию продукта. Оценка органолептических показателей носит субъективный характер, то есть зависит от особенностей органов чувств человека, его вкусов, предпочтений, возраста, сложившихся традиций в питании.

Так выше было представлено понятие конкурентоспособности пищевого продукта только с точки зрения его потребительских свойств. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что конкурентоспособный пищевой продукт должен быть безопасным, иметь высокие вкусовые качества, соответствовать принципам сбалансированного, адекватного питания и сложившимся традициям населения.

С переходом на рыночные отношения в Казахстане начала появляться, и довольно часто, недобросовестная конкуренция, что связано с монополизацией экономики, неразвитостью законодательной основы в этой области и пассивностью государства, что привело к появлению на рынке недоброкачественной продукции и всевозможных услуг. Широкий ассортимент новых видов продукции улучшенного качества, характерны для сегодняшних рынков сбыта, и продолжает неизменно увеличиваться. Разработке новых видов продукции предшествует тщательное изучение потребительского спроса.

Представляет интерес рассмотрение некоторых критериев оценки конкурентоспособности, которыми пользуются зарубежные эксперты. Существует точка зрения английских экспертов, которые считают, что конкурентоспособность следует рассматривать в аспектах "ценовом", "по сравнительной стоимости" и "по сравнительной прибыльности. [4]

В случае ценовой конкурентоспособности продукция считается конкурентоспособной, если ее продажная цена, дизайн и качество не уступают аналогам, представленным на рынке. Конкурентоспособность по сравнительной стоимости понимается как сравнительная стоимость единицы труда в сравниваемых странах, подсчитанная в одной валюте. Конкурентоспособность по прибыльности предполагает, что чем больше прибыльность, тем больше уровень конкурентоспособности.

Эксперты Парижской торгово-промышленной палаты числу важнейших критериев конкурентоспособности относят следующее: степень новизны товара, качество его изготовления, наличие материальной базы для распространения информации о нем, меры по стимулированию сбыта, возможность приспособления товара к требованиям рынка, финансовые условия, динамизм сбыта и способность быстро реагировать на успехи рынка. По результатам исследования Ирландского экспортного управления среди факторов, определяющих конкурентоспособность товара на внешнем рынке, первое место занимает качество, второе место -- цена, третье место -- связи с экспортом. [6]

Отправной момент оценки конкурентоспособности любого товара - формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно привести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий.

После выбора продуктов, по которым будет проводиться анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы продукция удовлетворяла потребностям покупателя, она должна соответствовать определенным параметрам:

- техническим (свойства продукции, область её применения и назначения);

- эргономическим (соответствие продукции свойствам человеческого организма);

- эстетическим (внешний вид продукции);

- нормативным (соответствие продукции действующим нормам и стандарта);

- экономическим (уровень цен на продукцию, сервисное её обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

На основе изучения потребностей потенциальных покупателей определяется номенклатура параметров, которыми пользуется производитель при оценке продукции на рынке, а также величины этих параметров, требуемых потребителю, и весомость каждого в общем наборе.

В случае невозможности определения базы для сравнения может использоваться косвенный метод оценки конкурентоспособности с помощью образца, особенно если оценивается продукция известного класса, и на рынке существуют ее аналоги. Товар-образец моделирует потребность и позволяет сравнить его параметры с параметрами продукции, подлежащей оценке. [8]

Таким образом, конкурентоспособность оценивается путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами необходимыми потребителю, или с параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения. Сравнение производится по группам технических и экономических параметров. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта конкурента:

q = P/P100*100

где: q -единичный параметрический показатель;

Р - уровень параметра исследуемого продукта;

P100 - уровень параметра принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100 %

Групповой показатель (G) объединяет показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (ai), определенных экспертным путем:

G = ?ai*qi

Интегральный показатель (J) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gm) к группе показателя по экономическим параметрам (GЭ):

J = Gm/ GЭ

Если J< 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если J>1, то оно превосходит изделие-образец или изделие-конкурента по своим параметрам.

Важную роль в оценке конкурентоспособности играет установление эталона, формирование группы аналогов и их показателей. Товар-эталон должен удовлетворять потребителя на 100%. Товары, которые входят в группу аналогов, должны отвечать следующим требованиям:

- они должны иметь одинаковые значения классификационных показателей, характеризующих данный вид товара (аналогичное назначение и взаимозаменяемость);

- принадлежать к одному сегменту рынка;

- наличие товара-аналога на рынке в момент оценки.

В зависимости от цели оценки конкурентоспособности из группы аналогов в качестве образца могут быть выбраны товары:

- стабильно реализуемые на конкретном рынке в больших объемах;

- завоевавшие наибольшее количество потребительских предпочтений;

- выбранные группой экспертов в качестве "эталона" наиболее перспективный товар. [12]

При выборе базового образца следует исходить, что реагирования на изменения рыночной конъюнктуры может быть синхронным и упреждающим. При синхронном реагировании базовой оценкой являются товары-конкуренты, удовлетворяющие в наибольшей степени текущие нужды и запросы потребителей. При упреждающем реагировании за базу оценки принимаются товары потенциальных конкурентов.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности продукции для определения фактического положения продукции на определенном рынке можно использовать матричный метод. Сущность его состоит в построении матрицы, в которой по вертикали отражаются темпы роста продаж всех основных фирм продавцов на рынке, а по горизонтали указывается доля рынка, контролируемое данным предприятием. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность продукции предприятия на данном рынке, и наоборот. [15]

Делись добром ;)