logo
Анализ конкурентоспособности продукции и использование его результатов в процессе разработки производственной программы

1.3 Особенности конкурентоспособности зерновой продукции в сельском хозяйстве

конкурентоспособность экономический безубыточность реализация

Сельскохозяйственный рынок подчиняется общим рыночным законам, но первичными для него являются законы биологические.

Рынок имеет свою специфику:

1) объектом купли-продажи является особый товар, продукт природы, требующий особых условий хранения, транспортировки, характеризующийся, чаще всего, как товар первой необходимости неэластичным спросом, причём спрос на сельскохозяйственную продукцию является производным от спроса на конечную продукцию;

2) предложение на этом рынке также неэластично, что обусловлено длительностью производственного цикла (не менее года) и его капиталоёмкостью. Сезонный характер производства и территориальная рассредоточенность ресурсов снижают их рыночную мобильность, т.е. способность эффективно распределяться при изменении цен и спроса;

3) повышенный риск, эффективность хозяйственной деятельности субъектов этого рынка и качество сельскохозяйственной продукции зависят не только от колебаний рыночной конъюнктуры и усилий товаропроизводителей, но прежде всего, от воздействия природно-климатических, трудно предсказуемых факторов;

4) сельскохозяйственный рынок характеризуется признаками рынка совершенной конкуренции;

5) низкая конкурентоспособность является с одной стороны причиной, а с другой стороны - следствием неразвитости инфраструктуры, транспорта и коммуникационных трудностей и неудобств сельской местности.

Рынок сельскохозяйственной продукции является рынком совершенной конкуренции.

Для рынка совершенной конкуренции являются характерными целый ряд признаков:

1) объемы производства отдельной фирмы столь незначительны в сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются в таких пределах, что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара ;

2) отрасль, где функционирует рассматриваемая нами фирма, является свободной, для входа и выхода. Это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.

Оба эти главные факторы очевидны для рынка продуктов АПК. Так как множество предприятий и сельскохозяйственных сообществ главным своим видом деятельности определяют производство продуктов АПК. Данная отрасль свободна для входа и выхода, так как не существует компаний - монополистов на рынке и из-за большого количества продавцов на рынке они не могут договориться между собой о стратегии создания барьеров для входа нового конкурента. К тому же на данный вид деятельности не нужны лицензии, патенты и специальные разрешения.

Прежде всего, речь идет о наличии большого или неограниченного числа продавцов, что не позволяет ни одному товаропроизводителю навязывать цену путем ограничения или увеличения производства в связи с незначительной долей каждого из них на рынке. Каждый товаропроизводитель полностью подчиняется действию рыночных механизмов, т. е. власти рынка, который выявляет наиболее эффективные отрасли и сферы хозяйственной деятельности для приложения капитала и других ресурсов. Немаловажным обстоятельством является то, что для рынка чистой конкуренции характерна стандартная, т. е. однородная продукция.

Существование рынка совершенной конкуренции характеризуется следующими условиями:

1) Атомизацией рынка. На уровне как спроса, так и предложения существует большое число экономических единиц, и ни одна из них не обладает на рынке достаточными размерами мощностью, чтобы оказывать какое-либо влияние на производство и цены рассматриваемой отрасли.

2) Однородностью продукции. В пределах отрасли все фирмы поставляют такую продукцию, которую покупатели считают идентичной или однородной; у них нет причин предпочитать продукт какой-либо одной фирмы продукту другой.

3) Свободным доступом в сферу данной отрасли. Если кто-либо захочет наладить какое-то производство, он имеет возможность безотлагательно и беспрепятственно сделать это. Фирмы, составляющие данную отрасль, не могут противиться появлению конкурентов. Последние легко могут получить необходимые им факторы производства.

4) Полной прозрачностью рынка. Все участники рынка располагают полной информацией о всех существенных сторонах положения на рынке.

5) Совершенной подвижностью факторов производства от одной отрасли к другой.

На развитие конкуренции в сельском хозяйстве значительное влияние оказывают специфические особенности отрасли. Различия в природно-климатических условиях по территориям влияют на продуктивность земли, а следовательно, предложение продукции, особенно растениеводческой. Устойчивость сельскохозяйственного производства значительно ниже других отраслей в связи с изменяющимися метеоусловиями, что обуславливает значительные колебания объёмов предложения продукции и цен. Продолжительный производственный цикл определяет инерционность предложения сельскохозяйственной продукции при изменении цен. Сезонность производства приводит к неравномерной реализации продукции в течение года. Значительная доля скоропортящейся продукции (овощи, молоко) требует её скорейшей реализации, что обостряет конкуренцию в период массового поступления на рынок. И мобильность ресурсов в сельском хозяйстве исключает его из межотраслевой конкуренции за более доходное вложение капитала.

Существует также ряд факторов, ограничивающих развитие конкуренции в сельском хозяйстве: недостаток материальных и финансовых ресурсов, наличие вертикальной интеграции в производстве продукции, развитие кооперации. В настоящее время в России имеются и значительные барьеры для вхождения на рынок сельскохозяйственной продукции: исключительные права, льготы, ограничения (ограничения на вывоз сельскохозяйственной продукции за пределы области; льготы, предоставляемые региону). В последние годы в России почти совершенная конкуренция на рынках сельскохозяйственной продукции, прежде всего, зерна все заметнее превращается в несовершенную.

На состояние конкуренции в сельском хозяйстве отрицательное влияние оказывает производственной и рыночной инфраструктуры - недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной продукции, средств связи, плохое состояние дорог, неразвитость биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией.

Кроме этого, существуют различия по условиям конкуренции в сельском хозяйстве и отраслях, поставляющих ему средства производства и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Когда почти совершенно конкурентный сектор сталкивается с несовершенно конкурентными секторами по производству средств производства и переработке, возникают определенные проблемы. Здесь объективно существуют условия для формирования диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства. В то же время, определяющее влияние на рыночные цены, на спрос и предложение перерабатывающих предприятий приводит к дисбалансу договорных условий между производителями и покупателями сельскохозяйственных продуктов

Конкурентная среда в аграрной сфере сейчас находится в стадии формирования и во многом зависит от развития макроэкономической ситуации в стране, но уже сегодня наблюдается тенденция к отдалению сельскохозяйственных товаропроизводителей от совершенной конкуренции. Это вызвано в основном их поглощением сельскохозяйственными фирмами-операторами - переработчиками или оптовиками, вкладывающими средства в производство сельхозпродукции как сырья для своих производств или покупающих контрольные пакеты акций сельскохозяйственных предприятий. Особенно ярко этот процесс выражен в Московской области.

Особенности конкурентоспособности зерновой продукции в сельском хозяйстве определяется особенностями рынка зерновой продукции и спецификой формирования на таком рынке спроса и предложения.

В различных исследованиях функционирования рынков продукции АПК отмечается недостаточная теоретическая освоенность природы и динамики процессов, происходящих на этом рынке. /17/

Значение рынка зерна определяется его особой ролью в формировании продовольственных ресурсов и обеспечении продовольственной безопасности страны. Продукты его переработки - хлеб, хлебобулочные, макаронные и крупяные изделия - незаменимая основа рациона питания населения; корма, комбинированные и концентрированные, - база для функционирования отраслей животноводства.

В условиях становления рыночных отношений приобретают актуальность проблемы формирования развитого рынка зерна, его механизмов и их рационального сочетания с государственным регулированием. Управление сельскохозяйственным производством в условиях рынка требует иных подходов и методов. Стратегическое и тактическое планирование становится неотъемлемым элементом эффективного управления рыночным хозяйством и заслуживает особого внимания.

В этой связи для раскрытия механизма влияния факторов глобализации рынков на маркетинг продукции АПК необходимо рассмотреть количественные и качественные характеристики изменения моделей глобального рынка продовольствия и поведения его потребителей а так же различные стратегии, свойственные для этого рынка. /17/

Рынок зерна характеризуется признаками рынка совершенной конкуренции. Здесь конкурентоспособность товара для предприятия будет зависеть от поставщиков ресурсов, многочисленных посредников, организаций перерабатывающей отрасли. Возникшая в связи с этим проблема диспаритета цен, убыточность или низкая доходность производства зерна даже в годы с высокой урожайностью заставляют особое внимание уделять рыночному механизму ценообразования, политике цен как на уровне государства, региона, так и на уровне организации, хозяйства. Именно в этом и заключается главная проблема повышения конкурентоспособности зерновых продуктов за счет снижения издержек при долгом поиске оптимальных решений по вышеизложенным проблемам.

Производитель зерна в условиях рынка совершенной конкуренции может только подстраиваться под рыночную цену и её колебания, рационально планируя своё производство. Нестабильность факторов внешней среды, быстрые изменения рыночной конъюнктуры повышают роль тактического планирования производства, требуют нового, ситуационного подхода, ориентированного на анализ перспектив развития, учёт воздействия случайных, вероятностных факторов подвижной внешней среды. Только так производитель сможет рассчитывать на победу в нелегкой конкурентной борьбе. Рынок можно определить как специфический механизм взаимосвязей экономически самостоятельных субъектов хозяйствования, основанный на товарно-денежных отношениях и конкуренции. Рынки сельскохозяйственного сырья, в свою очередь, состоят из рынков отдельных товаров (зерна, молока, мяса и т.д.), которые, в отличие от продовольственных, предназначены для дальнейшей обработки.

Сельскохозяйственный рынок в целом включает в себя часть продовольственного, т.к. часть продукции потребляется в свежем и сыром виде (яйца, картофель, фрукты) и рынок сельскохозяйственного сырья. В этом смысле часто отождествляют понятия аграрного и сельскохозяйственного рынков.

Зерно является незаменимым сырьем для производства хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, круп, составляющих в России до 40 % общей калорийности пищевого рациона населения и пополняющих до половины содержащихся в нём белков и углеводов. Производство зерна является центральным звеном зернопродуктового подкомплекса, вокруг которого формируются отрасли и подотрасли, в разной мере обладающие монопольной властью и связанные между собой последовательностью технологического процесса от производства зернового сырья до выработки из него хлебных продуктов и их реализации.

Подкомплекс кроме непосредственных производителей зерна включает отраслевые НИИ, опытные станции, отрасли, поставляющие для данного подкомплекса средства производства и соответствующую этим подразделениям инфраструктуру. К зернопродуктовому подкомплексу имеют отношение отрасли, вырабатывающие нехлебные продукты, но использующие при этом зерновой ресурс: пивоваренная, спиртовая, крахмало-паточная, комбикормовая и т.п.

Производство зерна взаимосвязано с отраслями животноводства (поставляет зернофураж), с другими продуктовыми и обеспечивающими подкомплексами АПК (обеспечение потребности подкомплекса в материально-денежных ресурсах, информации, топливе, электроэнергии, металле и металлоизделиях, лесе и лесоматериалах, продуктах химии, машинах и оборудовании, строительных материалах.

Рынок зерна в зависимости от географического положения и охвата территории можно рассматривать на нескольких уровнях: мировом, национальном, региональном и местном.

Однако природные условия и возможность производить качественное конкурентоспособное зерно позволяют ориентировать отрасль на экспорт.

При нынешних расходах зерновых кормов и современных мировых ценах экспорт зерна из России выгоднее, чем наращивание производства собственной мясной продукции. Благоприятные природно-экономические условия и богатые земельные ресурсы не препятствуют обеспечению зерновой независимости России.

Крупнейшими потребителями зерна являются предприятия животноводства и перерабатывающие предприятия (по производству хлеба и хлебопродуктов, кондитерских и макаронных изделий, круп, комбикормов, спирта). Именно на них необходимо ориентироваться для организации сбыта зерновой продукции для повышения конкурентоспособности продукта, так как хорошо зарекомендовавшая себя фирма может рассчитывать на долговременное сотрудничество и решение проблем конкуренции.

Для этих отраслей зерно является ресурсом, фактором производства. Спрос на ресурсы зависит от спроса на конечный продукт потребления. Поэтому, во-первых, спрос на зерно будет формироваться под воздействием факторов спроса на хлеб, крупы, мясо и т.д., а во-вторых, под воздействием изменения условий производства этих продуктов.

Рассмотрим факторы спроса, как основной составляющей конкурентоспособности, подробнее.

1) Влияние на спрос доходов потребителей. Влияние этого фактора неоднозначно. Хлеб и хлебопродукты, крупы и макаронные изделия -- относительно дешёвые продукты первой необходимости, поэтому снижение уровня доходов может вызвать повышение спроса на эти продукты. 2) Учёт при формировании спроса на зерно цен на взаимосвязанные товары. При росте цен на товары-заменители (мясо, овощи и другие продукты питания) спрос на хлеб и хлебопродукты, крупы и макаронные изделия увеличивается, при росте цен на товары-дополнители (масло сливочное - для производства хлеба, тарифы на энергоносители и т.д.) спрос конечные продукты переработки зерна уменьшается. Наиболее чётко прослеживается тенденция увеличения спроса на зерновые продукты при росте цен на товары - заменители.

3) При формировании спроса на зерно принимает участие фактор ожиданий участников рынка, в т.ч. ожидания величины урожая, темпов роста цен и т.д.

4) Учёт сезонных колебаний спроса. Этот фактор тесно взаимосвязан с сезонными колебаниями цен. Как и на многие сельскохозяйственные товары пик спроса приходится на первые месяцы после уборки урожая. Для этого периода обычно характерно снижение цен, которые затем до конца января-февраля сохраняются стабильными и незначительно увеличиваются по мере снижения предложения зерна. Максимальной величины цены достигают как правило в весенние месяцы, а в летние и перед уборкой нового урожая падают, достигая минимального значения в сентябре и октябре.