2.3. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит»
Для того чтобы оценить, является ли продукция предприятия конкурентоспособной, необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара - конкурента, оценить выполнение плана по номенклатуре, рассчитать коэффициент ритмичности, проанализировать какие факторы влияют на изменения объема реализации продукции.
Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска про-дукции по основным видам, включенным в номенклатуру (табл.2.1).
Табл. 2.1 - Анализ выполнения контракта на поставку продукции за первое полугодие
Виды продукции, по которым заключен контракт |
Ед. измере-ния |
Постаика продукции для гос.нужд |
Отклонение от заключенного контракта |
Выпол-нение плана, % |
||
по контрак-ту |
фактически выполнено |
|||||
1.Ведомый диск |
шт. |
10 |
10 |
- |
100 |
|
2.Ведущий вал |
шт. |
10 |
9 |
-1 |
90 |
|
3.Опорная вилка |
шт. |
10 |
10 |
- |
100 |
|
4.Возвратная пружина |
шт. |
10 |
8 |
-2 |
80 |
|
5.Цилиндр |
шт. |
10 |
10 |
- |
100 |
Отклонение в выполнении обязательств по поставке ведущего вала и возвратной пружины в отчетном периоде на 1 и 2 единицы соответственно (10%, 20 %) должно быть восполнено в последующем периоде.
Табл. 2.2 - Анализ ритмичности выпуска продукции (по декадам)
Декады месяца |
Выпуск продукции, тыс. р. |
Удельный вес продук-ции, % |
Выполение плана по ритмичности |
||||
по плану |
фактически |
по плану |
фактически |
тыс. р. |
% |
||
I квартал |
1343625 |
1346542 |
25 |
26 |
1343625 |
25 |
|
IIквартал |
1254500 |
1287400 |
24 |
23 |
1254500 |
24 |
|
IIIквартал |
1472175 |
1400478 |
27 |
26 |
1400478 |
26 |
|
IVквартал |
1304200 |
1351750 |
24 |
25 |
1304200 |
24 |
|
Итого |
5374500 |
5386170 |
100 |
100 |
5302803 |
29 |
Коэффициент ритмичности равен 99%. Данные таблицы показывают, что предприятие в течение года работало ритмично, допускались незначительные отклонения от запланированного уровня выпуска продукции в третьем квартале, что пришлось компенсировать в четвертом квартале года.
Табл.2.3 - Анализ факторов изменения объема реализации, тыс. р.
Показатели |
По плану |
По отчету |
Влияние факторов на объем реализации |
|
А |
1 |
2 |
3 |
|
1.Остаток готовой продукции на начало отчетного года |
207000 |
213000 |
+6000 |
|
2.Выпуск продукции |
5374500 |
5386170 |
+11670 |
|
3.Остаток готовой продукции на конец года |
390000 |
429000 |
+39000 |
|
4.Отгрузка продукции |
5191500 |
5170170 |
-21330 |
|
5.Остаток товаров отгруженных: а) на начало года |
150000 |
214000 |
+64000 |
|
б) на конец года |
1584000 |
1486000 |
-98000 |
|
6.Разные поступления |
- |
- |
- |
|
7.Реализация продукции за год |
3757500 |
3898170 |
+36330 |
Данные табл. 2.3 показывают, что перевыполнение плана реализации продукции произошло в результате роста выпуска продукции, наличия сверхплановых остатков готовой продук-ции и товаров, отгруженных на начало года, и снижения остат-ков товаров, отгруженных на конец года. Отрицательное влия-ние на объем реализации оказало сверхплановое увеличение остатков готовой продукции на конец года.
Для оценки конкурентоспособности продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, группо-вые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции (табл.2.4).
Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого - либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели () по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов (), определяемых экспертным путем:
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам() к групповому показателю по экономическим параметрам():
Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие - образец или изделие конкурента по своим параметрам.
Таблица 2.4 - Единичные и групповые показатели конкурентоспособности двигателя автомобиля «ВАЗ 2110»
Показатель |
Оцениваемый вариант изделия |
Изделие конкурента |
G |
|||
Технические параметры |
||||||
Число цилиндров |
5 |
5 |
1 |
0,15 |
0,15 |
|
Диаметр цилиндров, мм |
93 |
93 |
1 |
0,25 |
0,25 |
|
Ход поршня, мм |
92 |
93 |
0,99 |
0,2 |
0,198 |
|
Рабочий объем, л |
2.0 |
2,2 |
0,9 |
0,1 |
0,09 |
|
Итого |
- |
- |
- |
- |
0,688 |
|
Экономические параметры |
||||||
Цена, т.р. |
45 |
49 |
0,92 |
0,6 |
0,552 |
|
Итого |
- |
- |
- |
- |
0,552 |
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что оцениваемый двигатель уступает базовому образцу по техническим параметрам, но превосходит его по экономическим параметрам, что делает его конкурентоспособным: .
Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долго рынка, контролируемую данной фир-мой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспо-собность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, зани-маемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.
Важное направление повышения конкурентоспособности про-дукции - совершенствование организации торговли, сервисного об-служивания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.
- Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции
- 1.2.Анализ в системе маркетинга
- Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «Фаворит»
- 2.2. Маркетинг - как инструмент регулирования хозяйственной деятельностью ОАО «Фаворит»
- 2.3. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит»
- Глава 3. Выявление резервов для повышения конкурентоспособности ОАО «Фаворит»
- 29. Продукция предприятия, ее конкурентоспособность
- 45. Продукция предприятия и ее конкурентоспособность.
- Анализ конкурентоспособности отрасли, предприятия, продукции
- 3. Продукция предприятия, ее конкурентоспособность.
- 3.1. Продукция предприятия и ее конкурентоспособность
- .Анализ конкурентоспособности продукции.
- 123. Продукция предприятия, ее конкурентоспособность
- 26. Анализ конкурентоспособности продукции