Образование и рыночные отношения

реферат

4. Российское образование в системе рыночных отношений

Различают несколько уровней образования: дошкольное, общее, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Базовая (основная) ступень образования ориентирована на общее развитие личности, на формирование готовности нового поколения людей к вступлению в общественную жизнь и в сферу общественно полезного труда. В современном обществе принято, что базовое образование является обязательным. Обязательность базовой ступени образования необходима для того, чтобы гарантировать право каждого члена общества на основное образование, чтобы сделать его доступным всем - как общественное благо. Гарантом обеспечения права на образование, являющимся одним из основных прав человека, как подчеркивалось ранее, выступает государство.

Рыночные отношения, складывающиеся в сфере услуг образования, формируют ряд проблем взаимодействия между участниками этого рынка. Образовательные учреждения, в том числе и государственные, вынужденные оказывать платные услуги на рынке образования, оказались неготовыми к деятельности по удовлетворению образовательных потребностей населения, с одной стороны, и рынка труда - с другой.

Работодатели как субъекты рынка труда заинтересованы в выпускниках, способных удовлетворить текущие конъюнктурные потребности в специалистах. Но несмотря на то что образовательное учреждение включено в два рынка - рынок образовательных услуг и рынок труда, - оно главным образом ориентировано на текущий спрос лишь на одном из них. Актуальна ситуация невостребованности выпускников вузов и на рынке труда. Это связано как с тем, что спрос рынка труда «отложен» на 4-6 лет с момента поступления в вуз и требует прогнозного изучения, так и с тем, что спрос на рынке труда подвижен и определяется экономическими процессами модернизации производства.

Рынок образовательных услуг сочетает рыночные и нерыночные механизмы функционирования. Это вытекает из самой специфики «товара» - образовательных услуг. В потреблении они выступают как общественные, квазиобщественные и частные экономические блага. Такая характеристика позволяет определить степень экономической ответственности субъектов рассматриваемого рынка за формирование и накопление «человеческого капитала», основными составляющими которого и становятся общий уровень образования и профессионально-квалификационная подготовка.

В развитой рыночной системе функционирование рынка образовательных услуг зависит от степени развития и конъюнктуры рынка труда. Многие исследователи отмечают «антирыночный» специфичный характер рынка труда. Это обстоятельство позволяет еще раз подчеркнуть сочетание рыночных и нерыночных механизмов, мотиваций в поведении агентов рынка образовательных услуг: фирм, государства, образовательных учреждений.

Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило экономические условия функционирования образовательного сектора. Эти условия характеризуются повышенной нестабильностью и нарастанием неопределенности внешней среды, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг и существенным сокращением финансирования школы. В связи с этим остро встает вопрос о создании условий для финансово-экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений.

Последние десять лет в российской системе высшего образования наблюдается быстрый рост целого ряда показателей -- прежде всего числа высших учебных заведений и обучающихся в них студентов. Особенно быстро развивается система высшего негосударственного образования, а в государственных вузах в связи со снижением числа бюджетных мест растет доля занимающихся на платной основе.

Недостаточное инвестирование в сферу образования, и ее поспешный непродуманный перевод на коммерческие рельсы ведет к подрыву как внутренней, так и внешней эффективности системы. Низкая внутренняя эффективность связана, прежде всего, с нерациональным распределением скудных ресурсов, их распылением среди растущего числа учебных заведений и потребителей образовательных услуг. Фактическое снижение государственных стандартов и барьеров контроля качества на входе в отрасль привело к неконтролируемому росту числа учебных заведений и студенческого контингента. За последние 10 лет количество государственных вузов выросло с 553 до 654, коммерческих -- со 157 до 392. Численность студентов средних профессиональных и высших учебных заведений, аспирантов и докторантов на 1 тыс. человек населения к 2002 г. увеличилась почти вдвое, достигнув 60 человек. По этому показателю Россия в 2-2,5 раза опережает большинство стран ОЭСР и несколько опережает США. Вместе с тем бюджетные затраты на одного студента составляют около 600 долл. в год, в то время как для подготовки качественного специалиста, отвечающего современным требованиям, необходимо, по оценкам, не менее 5-7 тыс. долл.

Все перечисленные тенденции обусловлены прежде всего усилением действия рыночных регуляторов деятельности как студентов, так и высших учебных заведений. Высокий спрос на высшее образование стимулирует все расширяющееся предложение. Институт высшего образования начинает утрачивать свою независимость от норм и ценностей, функционирующих в рамках института рынка. В результате формируются устойчивые установки и практики, соответствующие рыночным целям и задачам.

Можно говорить о наличии трех основных субъектов интересов в сфере производства и потребления услуг высшего образования:

1) высшие учебные заведения;

2) потребители образовательных услуг высших учебных заведений;

3) государственные органы, регулирующие деятельность вузов.

В условиях действия рыночных законов высшие учебные заведения заинтересованы в привлечении все большего числа студентов, прежде всего занимающихся на платной основе. Конкуренция между вузами за абитуриентов увеличивается вследствие тенденции снижения числа оканчивающих школы. Высокая конкуренция за абитуриентов приводит к ситуации, в которой снижение численности выпускников школ сопровождается не уменьшением, а, наоборот, увеличением числа студентов.

В среднем в негосударственных вузах более низкие цены, чем в государственных, что связано с более низким спросом на предоставляемые ими услуги. Выпускники школ ориентированы на занятие платных мест в государственных вузах, а не на учебу в негосударственных высших учебных заведениях. Руководство частных вузов адаптируется к описанной ситуации, формируя соответствующую ценовую политику.

Распространение платного высшего образования в условиях значительной дифференциации доходов не только затрудняет доступ к качественному образованию для широких слоев населения, ведет к ограничению социальной мобильности и закреплению статусных различий, но имеет следствием снижение среднего (общественно нормального) уровня подготовки специалистов.

Существенным фактором, снижающим внутреннюю эффективность, является постепенная утрата стимулов к добросовестной работе у преподавателей и учащихся. Низкие заработки учителей вынуждают их не только работать на полторы-две ставки (что приводит к износу рабочей силы и снижению качества уроков), но и строить учебный процесс таким образом, что значительная часть учащихся не в состоянии усвоить материал на уроке, создавая условия для перекрестного репетиторства. В свою очередь старшеклассники утрачивают стимулы к усвоению знаний, так как вероятность успешного поступления в вуз все в большей мере зависит не от их усилий, а от платежеспособности семей. В результате происходит эрозия нормативных установок, поддерживающих нормальное протекание учебного процесса.

Во-первых, на этапе зачисления в вузы критерий отбора наиболее способных, мотивированных и подготовленных абитуриентов постепенно замещается критерием платежеспособности. Во-вторых, система профессионального образования сталкивается с проблемой неравномерности контингента, так как требования к поступающим на коммерческое отделение несопоставимо ниже, чем к конкурирующим за бесплатные бюджетные места. Разделение студентов на коммерческих и бюджетных стимулирует формирование двойного стандарта требований в процессе обучения. В этих условиях многие вузы фактически дают не профессиональное, а дополнительное общее образование, функция которого -- ликвидировать пробелы некачественного школьного обучения и обеспечить престижные статусные характеристики.

Повышенный спрос на некоторые специальности позволяет вузам массово осуществлять, обучение студентов платно. Имея некоторую свободу в определении числа платных студентов, высшие учебные заведения регулируют данное число в пользу высококонкурсных специальностей. Это ведет к снижению финансовой доступности высшего образования по престижным специальностям.

Кроме того, по оценкам аналитиков, налицо перенасыщение рынка специалистами экономического и юридического профиля при недостаточном внимании к инновационным специальностям, ориентированным на долгосрочную перспективу. Уже сегодня работодатели ощущают дефицит как квалифицированных рабочих кадров, так и высококвалифицированных специалистов, отвечающих «европейским» параметрам качества.

Руководство вузов предпринимает определенные действия и в сфере размещения платных услуг по формам обучения. Высшее учебное заведение расширяет круг своих клиентов (часто за счет организации новых филиалов), а студенты получают доступ к недорогому, по сравнению с дневным отделением, образованию, прилагая для этого значительно меньшие усилия. Более низкий итоговый уровень знаний студентов, занимающихся на вечернем и заочном отделениях, не является препятствием для формирования установки на получение образования данного вида.

С увеличением числа людей, уже получивших высшее образование в регионе, спрос на услуги высших учебных заведений должен падать. Ориентация вузов на рыночный успех в такой ситуации нередко приводит к снижению требований к студентам и абитуриентам.

Говоря о рынке образовательных услуг, можно рассматривать его как несовершенный, используя терминологию Парсонса и Смелсера. Совершенный рынок, согласно утверждениям упомянутых классиков экономической социологии, предполагает две основные черты:

-- функционирование исключительно экономических интересов;

-- равенство (баланс) власти между сторонами рыночного взаимодействия.

Несоблюдение первого условия проявляется в том, что при принятии решения о получении высшего образования абитуриенты в ряде случаев руководствуются не экономическими мотивами. Результаты нашего исследования пока­зывают, что от 10 до 20 % первокурсников, поступая в вуз, не принимали во внимание экономические мотивы. Это решение проблемы трудоустройства, профессиональной карьеры, достижение материального достатка и положения в обществе. Соображения, которыми названная группа молодых людей руководствовалась при поступлении в вуз, -- это стремление следовать «решению семьи», примеру друзей либо получить возможность саморазвития и самосовершенствования.

Второй аспект несовершенства рынка услуг высшего образования проявляется в том, что между производителем и потребителем складывается явный дисбаланс власти, так как отсутствует возможность квалифицированной проверки потребителем (студентом или его родителями) качества данных услуг.

В процессе производства и потребления услуг высшего образования складываются определенные устойчивые взаимодействия между вузом и студентом. Нужно отметить, что эти взаимодействия, а также трудности в учебной деятельности не отличаются у занимающихся на платной и бюджетной основе. Это неудобное расписание занятий, нехватка учебной и учебно-методической литературы, отсутствие возможности пользоваться компьютером и сетью Интернет. Перечисленные сложности в процессе обучения имеют своим источником финансовую и организационную необеспеченность учебного процесса. В случае четкого осознания потребителем характера обязанностей производителя платной образовательной услуги данные сложности могли бы быть интерпретированы как показатели ее недостаточно высокого качества. Однако данные отрицательные характеристики услуги либо не осознаются вообще, либо о них не заявляется открыто. Дело в том, что причиной такого поведения является зависимость потребителя услуги от ее производителя, который оценивает знания студента и применяет систему санкций. В этом проявляется явный дисбаланс власти, который является признаком несовершенства данного рынка.

Немаловажным является вопрос о том, кого считать потребителем услуг вузов -- студентов или их родителей. Под потребителем обычно понимается человек, который не только пользуется услугой, но и осуществляет потребительский выбор. В случае же принятия решения о получении высшего образования данный выбор осуществляется молодым человеком не индивидуально, а совместно с семьей.

В некоторых случаях именно семья выступает основным субъектом принятия решения. Превращение высшего образования в норму стимулирует у школьников стремление к его получению как к средству «быть как все». По данным многих опросов, большинство родителей школьников, вне зависимости от уровня успеваемости их ребенка, хотели бы, чтобы он получил высшее образование. Это говорит о том, что непоступление в вуз будет рассматриваться родителями как неуспех и прямо или косвенно будет осуждаться. Деньги на оплату услуг также чаще всего берутся из семейного бюджета. Специфическим для России является задействование родителями социальных связей и коррупционных ресурсов.

Функционирование рынка платных услуг высшего образования имеет в России специфическую форму: существует два автономных сектора предоставления данных услуг -- негосударственные и государственные вузы. Массовое введение платной формы обучения в государственных вузах привело к формированию сферы образовательной деятельности, обладающей явно нерыночными чертами. Наличие бюджетных мест исключительно в вузах государственной формы собственности ограничивает свободную конкуренцию и исключает действие сугубо экономического интереса, т. е., по Парсонсу и Смелсеру, имеет черты несовершенства. Формирование контингента контрактных студентов в государственных вузах во многом зависит от возможности абитуриентов поступить на бесплатное отделение. Это указывает на задействование принципиально иных регуляторов потребления платных услуг, чем в других сферах.

Специфика предоставления услуг высшего образования состоит не только в необходимости прилагать серьезные усилия в процессе их потребления, но и в требовании пройти особую стадию получения доступа к этим услугам в виде вступительных испытаний. Данная система могла бы быть оценена как абсурдная в случае потребления других товаров и услуг. Еще до поступления молодые люди вынуждены включаться в систему рыночных взаимодействий и пользоваться платными услугами. Вне зависимости от формы обучения -- контрактной или бюджетной -- от 87 до 93 % семей абитуриентов вынуждены тратить определенные суммы денег на подготовку к поступлению в вуз.

Усиление значимости рыночных регуляторов неизбежно должно изменить характер отношений между вузом (производителем услуги) и потребителем (студентом) в пользу студента, что неизбежно будет сопровождаться снижением требований к его знаниям и умениям. Черты данного процесса наиболее ярко видны на примере формирования студенческого контингента во Владивостоке (мало абитуриентов, много учебных мест). Это свидетельствует о том, что рыночный способ координации действия вступает в противоречие с индустриальным порядком. Если рыночный порядок основан на конкуренции, то индустриальный -- на техническом исполнении. Немедленное удовлетворение рынком желаний потребителя обесценивает ресурсы планирования, относящиеся к сфере индустриальной координации. Применительно к производству услуг высшего образования индустриальный принцип координации означает достижение требуемого уровня знаний и навыков студента, который фиксируется прежде всего через успеваемость.

Уровень подготовленности абитуриентов к учебной деятельности в вузе нельзя признать высоким. Можно говорить не столько о трудностях адаптации плохо успевающих студентов к новым условиям учебной деятельности, сколько об отсутствии стремления к хорошей учебе и о надежде получить диплом, минимизируя усилия.

Бесконфликтное функционирование рыночных отношений предполагает наличие единого понимания у потребителя и производителя того, в чем состоит ценность хорошего товара или услуги. Получение высшего профессионального образования, его ценность в настоящее время рассматриваются потребителем скорее не как полезность получаемых знаний и умений, а как полезность получения документа о высшем образовании. Диплом оценивается работодателем как свидетельство достаточно высокого уровня общей культуры и грамотности его обладателя, а не уровня развития профессиональных умений.

Массовая практика работы выпускников вузов не по специальности может рассматриваться студентами как моральное оправдание неуспешной учебы. Это не противоречит установке вузов на увеличение массовости высшего образования нередко за счет снижения его качества. Таким образом, коренного противоречия между интересами потребителя и производителя услуг высшего образования при вышеназванном понимании полезности не существует.

Еще один субъект интересов в сфере производства и потребления услуг высшего образования -- органы государственной власти. В условиях снижения числа бюджетных мест деятельность вузов по привлечению студентов к обучению на платной основе -- пусть даже с нарушением некоторых норм -- воспринимается как допустимая в условиях финансового выживания вузов. Неполное выполнение государством своих финансовых обязательств по отношению к государственным вузам компенсируется неполным государственным контролем над деятельностью высших учебных заведений. Снижение качества образования, формирование студенческого контингента из слабо подготовленных людей не становится в таких условиях препятствием успешной рыночной деятельности вуза.

Можно говорить о том, что формирование института рынка услуг высшего образования в современной России не завершено. Особенно важным является то, что нормы, регулирующие деятельность учебных заведений, существенно отличаются для государственных и негосударственных вузов. Речь идет, прежде всего, о норме государственного финансирования бюджетных мест и некоторых правилах лицензирования. Основное направление развития высшего образования мы видим в сближении этих правил не только в целях создания четких институциональных рамок рыночной деятельности, но и в целях повышения качества образования в условиях более развитой конкурентной среды.

Возрастающая опора на рыночные механизмы регулирования оказывает многоплановое негативное воздействие на воспроизводственные процессы, С одной стороны, оно ведет к подрыву принципа равенства образовательных возможностей, способствует расслоению общества, концентрации социального ресурса у элитарных слоев и групп. С другой, происходит ухудшение качества образования, снижение внутренней и внешней эффективности системы в результате нерационального распределения ресурсов, искажения системы мотиваций, обострения структурных диспропорций, девальвации высшего образования.

Делись добром ;)