Анализ конкурентоспособности продукции производственного предприятия

курсовая работа

- провести анализ динамики прибыли, рентабельности показателей эффективности использования основного и оборотного капитала предприятия;

- определить конкурентоспособность ЗАО «Конти» на рынке;

- предложить пути повышения конкурентоспособности продукции ЗАО «Конти».

Методы исследования, применяемые в работе - методы сравнения, наблюдения, анализ теоретических источников (монографический метод), метод обобщения, аналитический метод и др.

Проблеме конкурентоспособности продукции посвящены работы многих авторов: О.М. Горелика, М.С. Абрютина, А.А. Канке.

Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные положения курсовой работы могут быть использованы в деятельности ЗАО «Конти».

В процессе работы использованы такие методы исследования и анализа как синтеза, сравнения, системного анализа.

Автор работы подтверждает, что произведённый в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Конти»

ЗАО «КОНТИ-РУС» (ранее ЗАО «Кондитер-Курск) всегда было предметом внимания и гордости жителей Курской области, т.к. весь его жизненный путь развивался по нарастающей: год от года рос коллектив комбината, происходила модернизация производства, вводилось новое оборудование, расширялся ассортимент.

Контакты:

305000, г. Курск, ул. Золотая, 13;

Телефон: +7 4712 56 01 30;

+7 4712 56 78 96

+7 4712 56 78 98

+7 4712 73 05 38

Факс: (4712) 56-86-45;

E-mail: refer@ru.konti.com;

Веб-сайт: www.konditer-kursk.ru.

Основные виды деятельности ЗАО «Конти»:

- производство и реализация кондитерских изделий;

- производство и реализация продуктов питания;

- разработка и внедрение прогрессивных технологий в области перерабатывающей промышленности;

- торгово-закупочная и торгово-посредническая деятельность в Российской Федерации и за ее пределами;

- рекламная деятельность;

- организация сети фирменных магазинов и предприятий общественного питания для реализации собственной и закупаемой продукции и товаров;

- осуществление деятельности, операций по оптовой и розничной купле-продаже материальных, сырьевых ресурсов, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления;

- осуществление внешнеэкономической деятельности, создание юридических лиц с привлечением иностранных инвестиций, участие в деятельности отечественных и международных организаций и объединений;

- иные виды деятельности, не запрещенные законодательством. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Срок деятельности Общества не ограничен.

Общество является организацией, которую контролирует ЗАО «Производственное объединение «КОНТИ», зарегистрированное по адресу: Украина, 83100, г.Донецк, б.Шевченко, 6/б.

ЗАО ПО «КОНТИ» владеет более 50% акций предприятия.

В собственности Общества находятся земельные участки по адресам:

ул.Золотая,13 - площадью 29805 кв.м

Магистральная,15 - площадью 68041 кв.м.

В постоянном (бессрочном) пользовании находится участок по адресу ул.Халтурина,3 - площадью 205 кв.м.

По договору аренды имеется земельный участок по адресу ул.Золотая,19 - площадью 2398 кв.м.

В составе доходных вложений в материальные ценности находится квартира.

В производственную структуру предприятия входят следующие основные производственные подразделения:

-цеха №1,2 (конфеты, шоколад,);

-карамельный цех (карамель);

-конфетный цех (конфеты);

-вафельный цех (вафли);

-крекерный цех (крекер, печенье);

- склад Ворошнево (сборка художественных коробок).

вспомогательные и обслуживающие подразделения:

-ремонтно-строительный участок;

-автотранспортный цех;

-компрессорная;

-котельная;

-тарно-складское хозяйство;

-столовая.

На предприятии выстроен свой отлаженный механизм работы всех структурных подразделений. Профессионализм и ответственное отношение к работе позволяет постоянно внедрять что-то новое в производство, расширять ассортимент продукции, поэтому кондитерская фабрика ЗАО «Конти» ведёт активную работу по изучению рынка, изучению конкурентов. Проводятся постоянные маркетинговые исследования по изучению динамики цен, ассортименту продукции других производителей кондитерских изделий.

Организационная структура ЗАО «Конти» представлена на рис. 2. На предприятии разработаны положения об структурных подразделениях.

Генеральный директор ЗАО «КОНТИ-РУС» -- Папакин Юрий Анатольевич. Деятельность - руководство компанией, контроль, анализ и оптимизация деятельности фирмы, разработка и реализация бизнес-планов, стратегическое управление компанией, разработка и анализ организационной структуры компании, контроль над увеличением объемов продаж, расширением клиентской базы, контроль за деятельностью работы филиалов, оценка рисков, отчетность перед учредителями.

Технический директор ЗАО «КОНТИ-РУС» - Ларских Николай Устинович. Деятельность - закупка и контроль эксплуатации оборудования, разработка KPI, разработка стратегии технического развития компании, контроль деятельности технических служб.

Главный бухгалтер ЗАО «КОНТИ-РУС» - Лысенко Николай Владимирович. Деятельность - Бухгалтерская и налоговая отчетность в полном объеме (ОСНУ); Составление и ведение учетной политики предприятия; Планирование и экономический анализ; Налоговое сопровождение договорной работы.

Заместитель генерального директора по правовым вопросам - Жильцов Владимир Владимирович. Деятельность - Руководство юридическим отделом; Правовое сопровождение деятельности компании; Анализ, оценка и предотвращение юридических рисков; Регистрация и ликвидация юридических лиц; Организация и координация работы по сопровождению проверок компании, проводимых государственными органами; подготовка заключений, справок по правовым вопросам; Предоставление интересов компании в суде; Разработка типовых форм документов для работы компании; Консультирование руководства и сотрудников компании по различным правовым вопросам.

Финансовый директор ЗАО «КОНТИ-РУС» - Гришаев Сергей Сергеевич. Деятельность - Стратегическое и оперативное планирование деятельности компании в области экономики и финансов; Организация и контроль ведения управленческого и финансового учета; Бюджетирование деятельности компании; Оптимизация управление оборотным капиталом; Финансовое моделирование и инвестиционный анализ; Автоматизация учета; Оперативное руководство подразделением.

Заместитель генерального директора по материально-техническому обеспечению - Бышов Дмитрий Сергеевич. Деятельность - Организация обеспечения предприятием всеми необходимыми материальными ресурсами требуемого качества и их рациональное использование; Руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов и балансов материально-технического обеспечения производственной программы; Подготовка заключения договоров с поставщиками, согласование условий и сроков поставок; Обеспечение доставки материальных ресурсов; Контроль за состоянием запасов материалов и комплектующих изделий.

Из структуры видно, что главный бухгалтер, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам, главный инженер, помощник генерального директора по экономическим вопросам, заместитель генерального директора по кадрам, заместитель генерального директора по качеству, главный инженер - начальник производственной лаборатории имеют характер горизонтальной связи. То есть они стоят на одном уровне и носят характер согласования.

Дальше идет вертикальная связь. То есть передается информация распоряжения на низшие уровни с целью осуществить задуманное.

Каждый отдел ЗАО «Конти» является самостоятельным структурным подразделением ЗАО «Конти» и возглавляется начальником отдела. Задача - организация и руководство службой делопроизводства на предприятии. Функции - организация работы приемной и приема посетителей; планирование рабочего времени генерального директора на текущий день; систематический контроль правильности оформления документов поступающих на рассмотрение руководителю; обеспечение руководства необходимыми инструктивными и справочными материалами, а также инвентарем, оборудованием, средствами организации и механизации управленческого труда.

Административно-хозяйственный отдел (АХО) является самостоятельным структурным подразделением ЗАО «Конти» и возглавляется начальником АХО. В состав административно-хозяйственного отдела (АХО) входят: кладовщик, уборщики, гардеробщики, дворники.

Немного об истории. Курская кондитерская фабрика была создана по Постановлению СНК РСФСР в 1936 году по адресу: г. Курск, ул. Золотая, 13. Основной продукцией, вырабатываемой фабрикой, была карамель. В 1970 году в состав фабрики на правах цеха вошла бисквитная фабрика, а в 1976 году после объединения с кондитерской фабрикой имени «20 лет Октября» по решению СМ РСФСР на базе Курской кондитерской фабрики был организован Курский кондитерский комбинат. Выпуск кондитерский изделий достиг 20000 тонн в год.

В 1978-1983 г.г. была проведена реконструкция комбината: введен в строй новый производственный корпус, в котором разместились линии по производству пралиновых сортов конфет, оборудование по производству шоколадной глазури, линия (тип 850) по производству конфет типа «Ассорти» и плиточного шоколада, введен в эксплуатацию бытовой корпус со столовой, бытовыми помещениями и здравпунктом. Годовая мощность комбината в 1989 году составила 32000 тонн кондитерских изделий в год.

С 1989 по 1991 г.г. проводилась реконструкция головного производства со строительством цеха по производству крекера мощностью 45000 тонн в год.

После принятия закона РФ об антимонопольной деятельности комбинат был реорганизован - разделен на 4 самостоятельных предприятия. Головное предприятие в 1992 году было преобразовано в ТОО «Кондитер», а с 7 июля 1998 года (зарегистрировано Администрацией г.Курска, свидетельство №1472) - в ЗАО «Кондитер-Курск».

В феврале 2004 года «Кондитер-Курск» вышло на новую ступень развития: предприятие вошло в состав группы «КОНТИ», которая была образована в 1997 году. В ее составе - ЗАО «ПО «КОНТИ» (Украина) и ЗАО «Кондитер-Курск» (Россия). Группа объединяет 5 фабрик: 3 на Украине (Донецкая, Константиновская и Горловская) и 2 в России (Курские) Официальная страница «Конти» [HTML] (http://www.konti.com/ru).

В январе 2008 года ЗАО «Кондитер-Курск» было переименовано в ЗАО «КОНТИ-РУС».

1 августа 2012 года Группа «КОНТИ» и Администрация Курской области подписали протокол к соглашению о сотрудничестве, которое традиционно подписывают в рамках давних партнерских отношений.

В соответствии с соглашением о сотрудничестве «КОНТИ» планирует продолжить динамичное развитие в Курске и в течение 2012 года планирует направить на эти цели 858 млн. рублей. Средства будут инвестированы в оборудование нового производственного комплекса и обновление основных фондов на действующей фабрике ЗАО «КОНТИ-РУС».

В свою очередь Администрация Курской области в лице губернатора Александра Михайлова, признав полностью удовлетворительной работу Группы «КОНТИ» по выполнению соглашения о сотрудничестве, обязуется оказывать консультационную и методическую помощь компании в вопросах, связанных с реализацией ее обязательств.

Шесть раз ЗАО «КОНТИ-РУС» становилось дипломантом и трижды Лауреатом Всероссийской программы-конкурса «100 лучших товаров России» и трижды - Лауреатом Премии Губернатора Курской области по качеству.

В 2011 году в рамках соглашения о сотрудничестве Группа «КОНТИ» полностью выполнила свои обязательства, о чем свидетельствуют итоги ее деятельности:

- объем производства ЗАО «КОНТИ-РУС» увеличился на 13,5% по сравнению с 2010 г. и достиг 75,8 тыс. тонн.

- установлены 3 высокотехнологичных производственных линии по выпуску конфет;

- объем прибыли до налогообложения составил 308,5 млн. рублей.

- объем денежных средств, перечисленных в качестве налогов и сборов в бюджеты всех уровней, составил 311,4 млн. рублей.

- 21 млн. рублей был направлен на социальную поддержку работников предприятия, в том числе: на материальную помощь при рождении ребенка - 6,3 млн. рублей; ветеранам войны и производства - 2 млн. рублей; дополнительную выплату при уходе в отпуск - 4,7 млн. рублей; дополнительное премирование к юбилейным и праздничным датам - 2,6 млн. рублей и т.д.

По словам генерального директора «КОНТИ-РУС» (российское предприятие Группы «КОНТИ») Юрия Папакина, рынок Российской Федерации является стратегически важным для Группы, и поэтому основные инвестиции сейчас направляются именно в Курск, где уже начал работать новый современный производственно-логистический комплекс общей площадью 57 тыс. кв. м.

Производственная площадка расположена на территории 3 Га, земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании ЗАО «КОНТИ-РУС». Кроме того, предприятие имеет транспортный, тарный и ремонтно-строительный участки, столовую. Общая площадь зданий и сооружений 32 тыс.кв.м. В течении 2-х лет с момента вхождения ЗАО «КОНТИ-РУС» в состав группы «КОНТИ», в обновление основных фондов фабрики вложено 5,5 млн долларов.

На протяжении нескольких лет группа «КОНТИ» входит в тройку лидеров кондитерского рынка Украины и десятку крупнейших в России.
Крупнейшим инвестиционным проектом для группы стало строительство производственно-логистического комплекса в Курске. Логистический центр (департамент логистики) начал работать в ноябре 2008 года. Это крупнейший в Центрально-Черноземном районе РФ складской комплекс, открытие которого позволило ЗАО «КОНТИ-РУС» оптимизировать логистические процессы и, соответственно, улучшить качество сервиса хранения и доставки кондитерских изделий по территории всей Российской Федерации и за ее пределами. Одновременно активно идет строительство производственного и современного административного комплекса ЗАО «КОНТИ-РУС». С ноября 2010 года на производственно-логистическом комплексе начала работу линия по производству желейных конфет.

ЗАО «КОНТИ-РУС» - предприятие пищевой промышленности, основным видом деятельности которого является производство сахаристых и мучных кондитерских изделий.

ЗАО «КОНТИ-РУС» вырабатывает более 300 наименований кондитерских изделий: конфеты, карамель, шоколад, крекер, печенье, печенье-сэндвич, вафли, зефир.

Группа «КОНТИ» производит продукцию из высококачественного и экологически безопасного сырья, и это - предмет особой гордости для компании. Договоры на поставку продукции заключаются на один календарный год, но все договоры предусматривают право пролонгации срока их действия на следующий год. Доля каждого поставщика в оборотах незначительна.

ЗАО «КОНТИ-РУС» постоянно участвует (с 1997 года) в различных международных и российских выставках, проводимых в Курске, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и во многих других городах России и бывших стран СНГ. Высокое качество продукции, производимой предприятием, многократно отмечено дипломами и медалями Всероссийских конкурсов: 62 раза кондитерские изделия были удостоены медалей различного достоинства, 2 Гран-при, большая золотая медаль _ Логистический центр построен и автоматизирован в соответствии с самыми прогрессивными европейскими стандартами. Проект по строительству собственного складского терминала компания реализовала за 10 месяцев. Общая сумма инвестиций в реализацию проекта составила 24 млн. долл. США (с НДС). Центром управляет современная, полностью автоматизированная система управления складом, разработанная компанией SAP. Функционирование системы SAP способствует сокращению времени загрузки на 25%, обеспечивает 100%-ую точность исполнения заказа, существенно ускоряет все логистические операции.

ЗАО «КОНТИ-РУС» входит в число 10 крупнейших производителей кондитерских изделий в РФ.

ЗАО «КОНТИ-РУС» имеет широкую сеть эксклюзивных дистрибьюторов и современную высокотехнологичную производственную базу.

В целях повышения конкурентоспособности на предприятии постоянно проводится контроль за качеством выпускаемой продукции, и ее себестоимостью, что позволяет устанавливать оптимальное и соответствующее рынку соотношение «цена-качество».

Логистический центр построен и автоматизирован в соответствии с самыми прогрессивными европейскими стандартами. Проект по строительству собственного складского терминала компания реализовала за 10 месяцев. Общая сумма инвестиций в реализацию проекта составила 24 млн долл. США (с НДС). Центром управляет современная, полностью автоматизированная система управления складом, разработанная компанией SAP. Функционирование системы SAP способствует сокращению времени загрузки на 25%, обеспечивает 100%-ую точность исполнения заказа, существенно ускоряет все логистические операции.

Таким образом, кондитерская фабрика динамично развивается, постоянно и неуклонно наращивает объемы производства. Продукция, выпускаемая на ЗАО «Конти» пользуется большим спросом у населения. Продукция «Конти» выпускается высокого качества. В ней присутствует только натуральное сырье, и никаких консервантов.

2. Понятие конкурентоспособности продукции производственного предприятия

конкурентоспособность производственный продукция рентабельность

Деятельность предприятия направлена на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Произведенная продукция может быть предназначена либо для производственного, либо для личного потребления. Услуги, оказанные предприятиями, тоже могут иметь производственный либо непроизводственный характер (услуги для населения).

Под выполненными работами понимают ремонтные, монтажные работы, перевозку грузов на транспорте и т.д. Продукция, произведенная на предприятии и предназначенная для населения, подразделяется на товары длительного пользования и повседневного спроса [6, c. 92].

Продукция современных предприятий характеризуется сложностью изготовления и, как правило, коротким жизненным циклом. Самая важная характеристика продукции, производимой предприятием в рыночной экономике, -- ее покупаемость, т.е. то, насколько покупатели предпочитают продукцию конкретного предприятия аналогичной продукции других предприятий. Иначе говоря, насколько продукция данного предприятия конкурентоспособна.

В современных условиях проблема обеспечения конкурентоспособности продукции российских предприятий становится настолько актуальной, что не пытаются ее решать только те предприниматели, которые не ставят перед своим предприятием задачу экономического развития.

Международная конкуренция обозначила общие слабые стороны российских товаропроизводителей: медленную адаптацию к изменению спроса, отставание по качеству продукции, дизайну, применяемым технологиям, высокому уровню затрат на производство.

Это объясняется тем, что на многих предприятиях используются морально устаревшие основные фонды с большой степенью износа, сохраняется высокий уровень ресурсоемкое выпускаемой продукции, наблюдается недостаточная загрузка части производственных мощностей (коэффициент загрузки производственных мощностей в целом по промышленности России в настоящее время составляет 63%, структура экономики в стране утяжелена старыми технологиями производства. Особенно явными оказались недостатки маркетинговой деятельности российских компаний. Покупатели попрежнему остаются вне сферы внимания бизнеса, несмотря на очевидность того, что получение прибыли в рыночной экономике возможно только при условии производства продукции для удовлетворения общественных потребностей.

Наращивание производственного потенциала предприятий имеет смысл при условии растущего спроса на продукцию этого предприятия, а это возможно, когда продукция этого предприятия пользуется спросом, а значит, является конкурентоспособной.

Что делает продукцию конкурентоспособной? Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в том, что такое конкурентоспособность, на каких этапах создания продукции она формируется и под влиянием каких факторов это происходит [12, c. 103].

Конкурентоспособность продукции -- это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени [12, c. 105].

Это динамичная характеристика потенциальной способности продукции, а не раз и навсегда приобретенное свойство: оно привязано к определенным рынкам и конкретному времени. Продукция, обладающая конкурентоспособностью на одном географическом рынке, может не иметь этого свойства на другом. И напротив, продукция, терпящая провал, вытесняемая с рынка, через определенное время может пользоваться успехом на нем. Это может произойти по разным причинам, например из-за ухода основного конкурента, удачно проведенной рекламной кампании, роста цен на продукты-заменители. Говоря о конкурентоспособности продукции, мы должны иметь в виду конкретные рыночные условия. Понятие «конкурентоспособность» не может быть универсальным.

Важнейший составляющий элемент конкурентоспособности - качество продукции, но это не идентичные понятия. Если под качеством понимается просто совокупность потребительских свойств продукции, то конкурентоспособность характеризуется ее соответствием конкретной общественной потребности. При оценке уровня конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородной продукции,но удовлетворяющей одну и ту же потребность.

Качество как определенная характеристика потребительских свойств входит важной составляющей в понятие «конкурентоспособность?. Параметры качества определяются, как правило, из интересов и реальных возможностей производителя, а параметры конкурентоспособности -- из интересов и возможностей потребителя.

Уровень качества современной продукции задается техническим уровнем производства, а при оценке уровня конкурентоспособности его нужно сопоставлять с уровнем развития потребности в продукции. При этом то, что уровень качества может быть выше уровня развития потребностей по отдельным параметрам, не обязательно бывает оценено потребителем и не обязательно даст необходимый экономический эффект. Важность качества имеет тенденцию к росту. В маркетинговых исследованиях существует термин «прицельное качество», обозначающий тот уровень качества, который в наибольшей степени соответствует потребностям и возможностям потребителей соответствующего сегмента рынка [4, c. 81].

Фундаментальной основой обеспечения конкурентоспособности продукции является формирование и обеспечение ее конкурентных преимуществ. В экономической литературе конкурентные преимущества часто отождествляют с конкурентоспособностью. Но между этими понятиями существуют различия.

Конкурентное преимущество продукции - это ярко выраженное проявление превосходства над конкурентами в различных областях. К конкурентным преимуществам приводят низкая себестоимость, качество и технический уровень производимой продукции, наличие развитой сбытовой сети. Конкурентное преимущество следует отличать также и от потенциальных возможностей. В отличие от возможностей конкурентное преимущество -- это факт, который фиксируется на основании очевидных предпочтений покупателей. Еще в годы существования СССР мы говорили о большом технологическом и кадровом потенциале нашего военного комплекса. В настоящее время эти потенциальные возможности в значительной степени сохранились, так и не став конкурентными преимуществами. И все же наличие конкурентных преимуществ не означает автоматического предпочтения. На конкурентоспособностьпродукции могут повлиять изменения на рынке, не связанные с деятельностью предприятия.

Конкурентоспособность продукции в отличие от конкурентных преимуществ испытывает на себе сильное влияние стратегических и тактических изменений на рынке, не связанных с деятельностью предприятия (изменения спроса, демографических сдвигов, природных явлений и т.д.). Поэтому конкурентоспособность предполагает умелое маневрирование в рыночном пространстве и во времени и максимальный учет требований и возможностей конкретных групп покупателей [13, c. 72].

Оценив конкурентоспособность своей продукции, предприятие может разработать мероприятия по ее повышению, выбрать предприятия-партнеров для организации совместного выпуска продукции, привлечь средства инвесторов для организации конкурентоспособного производства, составить маркетинговые программы для выхода предприятия на новые рынки сбыта, своевременно принять решения об оптимальном изменении товарного ассортимента, о разработке и производстве новых и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и др. Естественно, основной фактор внешней среды - это деятельность конкурентов и в целом непосредственное окружение предприятия.

Немаловажную роль играют государственная политика в области развития конкуренции и ограничении монополистической деятельности, законодательно-правовые нормы в области защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации, государственное регулирование экспортно-импортной деятельности, направленное на защиту отечественного производителя, доступ заемного капитала, доступ к более дешевым и удобным сырьевым источникам.

Конкурентоспособность продукции носит относительный, а не абсолютный характер: она может обнаружить себя только по отношению к другой продукции [11, c. 115].

Конкурентоспособность есть результат совокупного воздействия потребительских и стоимостных характеристик продукции, а также организации деятельности предприятия производителя по сбыту продукции, которая должна соответствовать условиям рынка, конкретным требованиям потребителей по экономическим, качественным характеристикам и по коммерческим условиям реализации.

Оценка конкурентоспособности продукции служит исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Она должна производиться: на всех этапах движения продукции, начиная с процесса проектирования и заканчивая процессом ее эксплуатации потребителем. Потенциально основные параметры конкурентоспособности закладываются на стадии разработки продукции (технические, эстетические, нормативные), но признание продукции покупателем происходит все же на рынке в момент продажи.

Такая оценка позволяет изыскивать резервы повышения конкурентоспособности продукции на всех этапах ее движения. Важно быстро и точно определить направления повышения конкурентоспособности. Этому способствует постоянный мониторинг.

Мониторинг конкурентной среды позволяет определить направления повышения конкурентоспособности. Практически очень важно оценить конкурентов: насколько они агрессивны, в чем преимущества товаропроводящих сетей конкурентов, как они стимулируют реализацию продукции. Высокий уровень конкурентоспособности продукции свидетельствует о целесообразности ее производства и возможности выгодной продажи.

При совершении покупок каждый потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди ряда аналогичных предлагаемых на рынке, и приобретает тот из них, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом он стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств изделия и расходами по его приобретению и использованию, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат.

По отношению к конкретной потребности указанное соотношение может быть достигнуто рядом различной продукции благодаря наличию аналогичных свойств. Поэтому различные виды продукции будут обладать способностью удовлетворять данную потребность и по отношению к ней могут рассматриваться как взаимозаменяемые.

Чтобы объективно оценить уровень конкурентоспособности своего изделия, поставщик при анализе должен использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая продукцию. Только в таком случае можно ожидать, что оценка, данная изделию поставщиком, совпадет с мнением покупателя. Следовательно, на каком бы этапе существования продукции ни проводилась оценка уровня ее конкурентоспособности, необходимо решить задачу определения перечня параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя.

Существует несколько методов расчета показателя конкурентоспособности. Нужно определить цели оценки, которые зависят от стадии жизненного цикла продукции, от стратегии и планов развития предприятия. Для каждого вида продукции необходимо оценить уровень конкурентоспособности с тем, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать успешную товарную политику. Исследования поведения покупателей показывают, что для них в процессе сравнения и отбора выигрывает та продукция, у которой отношение полезного эффекта (Р) к затратам на ее потребление и приобретение (С) максимально по сравнению с другой аналогичной продукцией [17, c. 134]. Поэтому условие предпочтения продукции предприятия всем иным имеет вид:

K = max.

Это и есть условие конкурентоспособности. Но оценка возможна только в сравнении. Поэтому оценка конкурентоспособности продукции включает следующие этапы:

а) анализ рынка и выбор образца продукции как наиболее конкурентоспособного в качестве базы;

б) определение набора сравниваемых параметров обоих образцов;

в) расчет интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемой продукции.

3. Сравнительный анализ динамики объема реализации продукции в стоимостном и натуральном выражении

Миссия ЗАО «Конти»:

§ Долгосрочное развитие с созданием уникальных качественных полезных продуктов.

§ Быть мировой компанией со сбалансированным ростом стоимости компании, операционной прибыльностью, сильными брендами.

§ Создавать условия для личностного, профессионального и материального роста сотрудников.

Ценности:

§ Инновации

§ Качество

§ Амбиции

§ Профессионализм

§ Эффективность

§ Корпоративная социальная ответственность

Позиционирование ЗАО «Конти» на рынке кондитерских изделий.

Слоган торговой марки «Сладкие мгновения жизни» отражает концепцию позиционирования: продукция «КОНТИ» дарит радость жизни и хорошее настроение. Вместе с шоколадом и вафлями, конфетами и печеньем покупатель получает минуты удовольствия, наслаждения жизнью, спокойной безмятежной радости и тепла. «КОНТИ» - компания теплых эмоций, которая делает каждый день покупателей приятнее и радостнее, положительно влияя на их настроение. И эта идея закреплена слоганом компании.

Для ЗАО «Конти» поставлены долгосрочные цели (на начало 2012 г.):

§ Объем продаж - 28000 тонн.

§ Норма прибыли - 25%.

Исходя из долгосрочных целей компании, существующую стратегию «Конти» в общем случае можно определить как стратегию усиления позиции на рынке.

Ассортимент выпускаемой продукции «Конти» представлен очень широко. Категории вырабатываемой продукции ЗАО «Конти»:

§ Новогодние подарки

§ Шоколад: AMOUR (с апельсиновым желе, с цельным фундуком, чёрный, чёрный горький, молочный, тёмный молочный, с дробленым фундуком), AMOUR-Dolci (молочный, тёмный, с фундуком), шоколадный батончик «Шокотель»;

§ Десерты: Bonjour (клюква, мёд и корица, nut, ликёр, cherry, капучино, ваниль, клубника со сливками, лайм);

§ Тарталетки: Шанталь (малина, орех, шоколад), BISkontik (клубника, сгущённое молоко), тарталетки «Конти» ореховые;

§ Мягкий бисквит: рулеты BISkonti (шоколадно-ореховый вкус, крем-брюле, клубника со сливками, крем-абрикос, крем-вишня), мини-рулеты, рулет «Сгущёнкино», торты бисквитные BISkonti (кокосовый, молочно-медовый), мини-тортики, пирожные «Бурёнкино»;

§ Конфеты:

- в коробках («Premium Dessert», «Esfero Crema TM Amour», «Белиссимо», «Белиссимо CLASSICO», «4 Сезона», «Золотая лилия», «Любимая птичка», «Ассорти»);

- развесные: шоколадные, комбинированные, помадные, шоколадно-вафельные, пралиновые, кремовы, сбивные, желейные, на основе суфле («Premium Dessert», «Amour», «Анжело», «Коровушка-Бурёнушка», «Милколад», «Конти-мусс», «Белиссимо», «Мелодика», «Весенняя ласточка», «Экипаж», «Песня буревестника», «Абрикосик», «Сладкая магия», «Умка-конти», «Ромашка-конти», «Марьино», «Золотая резеда», «Чук и Гек», «Карагод», «Mone», «Живинка», «Бурёнкино», «Тими»)

§ Карамель («Фруктовая радуга», «Гранд-конти», «Шатель», «Рачки-конти», «Рачки-морячки», «Весёлые гуси»);

§ Крекер («Хрумсы», «Конкур»)

§ Печенье: сахарное, печенье-сэндвич, глазированное, фасованное («Сэнди», «Конти», «Тимоня», «Карапуз», «Сеня», «День и ночь», «Ракушечка», «Супер-контик», «Бризе», «Сгущёнкино», «Артемон»);

§ Вафельные изделия: торты, вафли («Мамулин торт», вафли «Супер Джек», «Трикси», «Салют, Артек»);

§ Драже: курага в молочном шоколаде, арахис в какао-порошке, арахис с ароматом топлёного молока;

§ Орехи в шоколаде

§ Зефир (Amour);

§ Зефир: «Ванильный», «Сливочный», «Бело-розовый».

Можно построить следующую матрицу БКГ для ЗАО «Конти»:

Рисунок 2 - Матрица БКГ ЗАО «Конти»

Для каждой ячейки матрицы предлагаются следующие стратегии:

«Дойные коровы» (конфеты, печенье): для данной группы товаров необходимо применять оборонительную стратегию, которая предполагает сохранение имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке.

«Трудные дети» (шоколадные плитки): так как спрос на шоколад растет необходимо применять атакующую стратегию, которая преследует цель завоевать и расширить рыночную долю.

«Звезды» (торты, вафельные изделия): на данные группы товаров спрос растет достаточно большими темпами, особенно в период преддверия праздников, поэтому нужно использовать атакующую стратегию, при насыщении спроса необходимо переходить на оборонительную стратегию.

«Дряхлые псы» (карамель, драже): карамель не имеет ни большой доли рынка, ни высоких темпов роста.

Вывод: предприятию следует осуществлять развитие «звезд», для обеспечения ими существенного притока денежных средств, «трудным детям» необходимо просчитать объемы производимой продукции данного вида товара; «дойные коровы» лидируют на рынке, необходимо не допустить снижение объемов производства этих видов продукции, так как они приносят предприятию стабильный, основной приток денежных средств; «собаки» в данном случае просто убыточны, необходимо организовать постепенный уход их с рынка.

Для оценки степени изменения объемов продукции в динамике применяют индексный метод и в частности индекс физического объема продукции.

Таблица 1 - Динамика товарооборота ЗАО «Конти», %

Продукция

Продажа

динамика товарооборота

2011г.

2012г.

кол-во, %

сумма, %

кол-во

сумма, руб.

кол-во

сумма, руб.

Печенье сдобное «Сеня» в асс.

0

0

8029

836152,96

100

100

Печенье сдобное «День и ночь» в асс.

0

0

9023

987563,21

100

100

Печенье сахарное, вес., в асс.

2185699

87564231,5

1520063

86546213,85

-0,51

-0,01

Печенье сахарное, фас., в асс.

126555,23

4256532,48

135836,61

5166532,48

0,07

0,18

Пряники сырцовые, вес., в асс.

1212365,2

54132564,2

1160258

52410320,63

-0,05

-0,03

Пряники сырцовые с начинкой вес., в асс.

13242

53216,9

15348

62592,8

0,14

0,9

Пряники сырцовые, фас., в асс.

162564,8

13256895,2

231560,8

15465253,9

0,3

0,14

Печенье сахарное, декор. шоколад. глазурью, в асс.

7666,2

2904556,7

7231,2

3500456,7

-0,06

0,17

Пряники сырцовые, декорир. шоколад. глазурью, в асс.

1354,5

599563,6

2654,5

1799563,6

0,5

0,67

Лукум, в асс.

1254,8

796212,2

1033,4

953459,8

0,21

0,17

Драже, в асс

3651,8

886658,2

2563,8

899654,2

-0,42

0,02

Мармелад, в асс.

1013,2

768699,4

998,6

631256,3

-0,02

-0,22

Конфеты, в асс.

326895,8

25689255,8

316552,32

22499432,62

-0,03

-0,14

Куличи, кексы, в асс.

18566

3562458,3

12564

3627039,76

-0,47

-0,02

Карамель, в асс.

169235

15891977,3

116543

12771977,3

-0,45

-0,24

Торты, в асс.

468972

3893124,98

327297

3553124,12

-0,43

-0,1

Печенье сдобное,вес., в асс.

42899

4982633,5

50372

6751223,49

0,15

0,26

Печенье сдобное, фас., в асс.

29566

952655,96

38874

1467629,39

0,24

0,35

итого

7309054.215

170727700,35

3976055.408

165905879,46

-0,84

-0,03

По отдельным видам продукции рассчитаем индивидуальные индексы физического объема продукции:

,

где , - отчетные и базисные объемы реализованной продукции (2012 и 2011 гг. соответственно). Результаты вычислений представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Индексы физического объема продукции ЗАО «Конти»

Вид продукции

Индекс физического объема

Печенье сахарное весовое

0,7

Печенье сахарное фасованное

1,07

Пряники сырцовые весовые

1,01

Пряники сырцовые фасованные

1,42

Конфеты

1,47

Сдобное печенье

1,21

Мармелад

0,99

Лукум

0,82

Драже

0,7

Карамель

0,97

Вафельные изделия

0,69

Торты

0,7

Индекс физического объема весового сахарного печенья, равный 0,7 показывает снижение объема реализованной продукции на 0,3 или 30% по сравнению с объемом реализации 2011 года. Такое же снижение объемов реализации наблюдаем и с позициями «драже» и «торты». Небольшое снижение объемов производства (и реализации соответственно) на 1% и 3% соответственно произошло в 2012 году и с позициями «мармелад» и «вафельные изделия», продажи лукума снизились на 18%. В то же время индексы физического объема некоторых видов продукции превышают единицу, что указывает на увеличение их объемов продаж в 2012 году по сравнению с предыдущим годом. И именно на улучшение этих позиций стоит обратить внимание при планировании различных мероприятий по улучшению динамики продаж.

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.3 и 4).

Таблица 3 - Динамика товарной продукции

Год

Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб

Темпы роста, %

Базисные

Цепные

Тб=ТПi/ТП0 х 100%

Тц= ТПi /ТПi-1 х 100%

где ТПi-1, ТПi - объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

Таблица 4 - Динамика товарной продукции ЗАО «Конти»

Продукция

2011г.

2012г.

Темп роста, %

сумма, руб.

сумма, руб.

Печенье сдобное «Сеня» в асс.

0

836152,96

100

Печенье сдобное «день и ночь» в асс.

0

987563,21

100

Печенье сахарное, вес., в асс.

87564231,5

86546213,85

98,8374

Печенье сахарное, фас., в асс.

4256532,48

5166532,48

121,3789

Пряники сырцовые, вес., в асс.

54132564,2

52410320,63

96,81847

Пряники сырцовые с начинкой вес., в асс.

53216,9

62592,8

117,6169

Пряники сырцовые, фас., в асс.

13256895,2

15465253,9

116,6582

Печенье сахарное, декор. Шоколад. глазурью, в асс.

2904556,7

3500456,7

120,516

Пряники сырцовые, декорир. Шоколад. глазурью, в асс.

599563,6

1799563,6

300,1456

Лукум, в асс.

796212,2

953459,8

119,7495

Драже, в асс

886658,2

899654,2

101,4657

Мармелад, в асс.

768699,4

631256,3

82,12005

Конфеты, в асс.

25689255,8

22499432,62

87,58305

Куличи, кексы, в асс.

3562458,3

3627039,76

101,8128

Карамель, в асс.

15891977,3

12771977,3

80,36745

Торты, в асс.

3893124,98

3553124,12

91,26663

Печенье сдобное,вес., в асс.

4982633,5

6751223,49

135,4951

Печенье сдобное, фас., в асс.

952655,96

1467629,39

154,0566

На основе полученных данных рассчитаем среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

, (3)

Тср=128,4%

Тпр = Тср - 100 (4)

Тпр= 128,4-100=28,4%

Мы получили положительные среднегодовые значения темпов роста и прироста товарной продукции в 2012 году. Однако из таблицы мы видим, что это обусловлено производством некоторых видов товарной продукции ЗАО «Конти» - таких, как фасованной кондитерской продукции, декорированной продукции. Очень хороший показатель темпов роста у декорированных кондитерских изделий - 300% - этот вид кондитерских изделий ЗАО «Конти» начала производить относительно недавно - в 2012году и сейчас эта продукция пользуется широким спросом у потребителя. Положительные темпы роста наблюдаются у сдобного печенья, пряников с начинкой и фасованной продукции - именно на развитие этих видов продукции следует обратить внимание специалистам маркетинговой службы предприятия.

Делись добром ;)