2.4 Предоставление общественных благ: мировая практика
Изученная выше теория должна быть реализована на практике. Таким образом, предоставление общественных благ посредством рынка и посредством государства в различных странах осуществляется по-разному.
В данном разделе будет отражена мировая практика по направлению «Общественные блага» на примере таких стран, как Россия и США.
Многие печатные и электронные источники предоставляют информацию о том, что к числу важнейших общественных благ США относятся следующие 3:
· Национальная оборона. Классическим примером общественного блага является защита страны от иностранных агрессоров. Так же данное благо считается одним из самых дорогих. В 2015 г. расходы федерального правительства США на национальную оборону составили $ 799 миллиардов. Мнения населения страны по поводу того, является ли эта сумма очень большой или слишком маленькой различны, но никто не ставит под сомнение обоснованность определенных расходов на обеспечение национальной безопасности. Экономисты, которые выступают за ограничение роли правительства, согласны с тем, что национальная оборона является общественным благом, и данное благо должно предоставляться государством. [12].
· Фундаментальные научные исследования. Генерация новых знаний также относится к числу важнейших общественных благ. Таким образом, если математик доказывает новую теорему, то она добавляется к общему «бассейну знаний». Данным «бассейном знаний» может воспользоваться любой желающий, при этом без всякой платы. Так как знания - благо общественное, фирмы стараются бесплатно получить новые научные результаты, их расходы на получение научной информации совершенно недостаточны.
При оценке политики генерации новых знаний, важное место занимает умение различать общие знания и специфические технологические знания. Технологические знания, такие как изобретение нового аккумулятора большой емкости, можно запатентовать. Изобретатель имеет возможность извлекать большую, хотя определенно не всю, часть выгоды из своей разработки. Напротив, математик не имеет возможности запатентовать теорему, подобного рода знания относятся к общедоступным. Технологические знания, при использовании патентной системы, преобразуются в исключительные, когда общие научные знания такими особенностями не обладают.
США занимает первое место по объёму НИОКР (382,6 млрд.; 2,7% от объема собственного ВВП). Правительство США всяческими способами предоставляет научные знания в качестве общественного товара. Правительственные органы США (Национальный институт здоровья и Агентство национальных фундаментальных исследований) субсидируют фундаментальные исследования в медицине, математике, физике, химии, биологии и даже экономической теории. Некоторые специалисты считают, что большой вклад в пополнение знаний общества вносит и правительственная программа космических исследований. Определить соответствующий уровень правительственной поддержки для подобного рода начинаний весьма сложно; основная трудность заключается в проблеме определения размера выгоды. Более того, конгрессмены, распределяющие соответствующие фонды исследований, обычно не обладают необходимыми научными знаниями, следовательно, не имеют возможности оценить, какая программа наиболее перспективна, обещает максимальную отдачу.
· Программы борьбы с бедностью. Помощи бедным является целью многих правительственных программ. Программы такого рода финансируются за счет налоговых поступлений более обеспеченных семей. Мнения экономистов расходятся в вопросе о роли правительства в борьбе с бедностью. Борьба с бедностью также является общественным благом, по мнению сторонников программ поддержки бедных.
Предположим, что все мы предпочли бы жить в обществе, в котором нет бедных. Даже если это предпочтение широко распространено, борьба с бедностью не является «благом», которое способен предоставить частный рынок. Ни один человек не в силах устранить бедность как социальное явление в силу масштабов проблемы. Более того, частная благотворительность изначально противоречива: люди, которые палец о палец не ударят ради ближнего, бесплатно пользуются щедростью других. В этом случае налогообложение богатых людей для повышения жизненного уровня бедных принесет пользу каждому. Малообеспеченные граждане извлекают выгоду, потому что их уровень жизни повышается, а те, кто платит налоги, выигрывают, потому что они живут в обществе с меньшим количеством неимущих. [13]
Также широко распространена информация о том, что перечисленные выше общественные блага занимают важное место и в России. Рассмотрим их свойства и динамику ниже.
· Национальная оборона. Россия также уделяет большое такому общественному благу, как национальная оборона. С каждым годом число военной техники растет и расходы на нее тоже. Проводятся учения различных уровней. Все это позволяет сделать вывод, что деятельности в данной области уделяется необходимое внимание. Динамика изменения расходов на данное общественное благо представлена в таблице 2.1
Таблица 2.1 - Расходы на национальную оборону
2015 |
2013 |
2014(прогноз) |
|||||||
сумма, тыс. рублей |
в % от расходов бюджета |
сумма, тыс. рублей |
в % от расходов бюджета |
абсолютное отклонение по сравнению с 2015 годом |
сумма, тыс. рублей |
в % от бюджета |
абсолютное отклонение по сравнению с 2013 годом |
||
Национальная оборона |
712565304,9 |
9,1 |
678351441,4 |
7,6 |
-34213863,5 |
806927327,3 |
8,5 |
+739091885,9 |
|
Вооруженные силы Российской Федерации |
569406900,8 |
7,1 |
576287597,3 |
6,5 |
+6880697 |
670406698,3 |
7,0 |
+9411904 |
|
Мобилизационная и вневойсковая подготовка |
6683723,9 |
0,82606 |
606,5 |
0,03 |
-4077117 |
6101515,7 |
0,06 |
+3494909 |
|
Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности |
111989,4 |
0,00111100 |
641,5 |
=10981652 |
132837,2 |
0.001 |
-109678804 |
||
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
13599 166,1 |
0,1712910 |
032,0 |
-68913411 |
11688081,7 |
0,12 |
-1221951 |
||
Другие вопросы в области национальной обороны |
12756524,7 |
1,575446 |
564,1 |
0,8 |
-47309960 |
118598194,4 |
1,3 |
+43151630 |
Как видно из таблицы 2.1, в 2013 году по сравнению с 2015 происходит уменьшение расходов, а в 2014 году планируется рост расходов на оборону в абсолютном выражении. При формировании смет расходов па оборону сначала определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, затем составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется централизованно, непосредственно Министерством обороны (например, оплата вооружения, военной техники, продовольственного обеспечения поиск и др.).
В 2014 г. планировалось увеличение расходов федерального бюджета на национальную оборону - на сумму 739 091 885,9 тыс. руб. Значительная часть этого прироста приходится на финансирование Вооруженных сил, включает в себя расходы на текущее содержание и обеспечение Вооруженных сил, а также па закупку и ремонт вооружения и военной техники в целях обеспечения Государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа.
· Научно-исследовательские работы (НИОКР). После краха СССР
затраты на НИОКР в Российской Федерации, стали обвально сокращаться. С 1989 по 1998 г. трудовые ресурсы в сфере российских НИОКР сократились более чем в два раза, финансирование -- еще больше. Более чем вдвое сократились основной капитал в сфере НИОКР и число патентных заявок, поданных в России. Но начиная с 1999 г. ресурсное обеспечение сферы НИОКР стало расти вслед за начавшимся ростом российской экономики.
Новая Россия унаследовала 70% научно-технического потенциала бывшего СССР. По данным статистики, в 2005 г. в стране насчитывалось 3,6 тыс. научных организаций, включая 2115 исследовательских институтов, 489 конструкторских бюро. Почти половина (1703) исследовательских институтов работало в предпринимательском секторе. Сегодня в России действует около 30 тыс. малых инновационных предприятий, которые дают сотни тысяч рабочих мест, хотя и не включаются в сферу НИОКР.
В 2005 г. численность занятых в сфере НИОКР составила 813,2 тыс. человек, или почти вдвое меньше, чем в 1990 г. Удельный вес этого персонала в общей численности занятых в народном хозяйстве России уменьшился с 2,5% в 1990 г. до 1,2% в 2005 г. При этом численность исследователей составила 391,1 тыс. человек, что также почти вдвое меньше, чем было в 1991 г. Доля докторов и кандидатов наук составила менее 25% общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками.
Общая численность занятых в российской науке сокращалась до 1998 г., когда она составила 855,2 тыс. человек в целом и 417 тыс. исследователей, но затем стала расти и снижаться вновь. Однако этот рост ниже роста общей занятости и ВВП. Если учесть, что ВВП России в 2005 г. был равен примерно 1,4 трлн долл. по паритету покупательной способности, то затраты на НИОКР составили порядка 15 млрд долл. (1,07% ВВП), что намного меньше, чем, например, в США (320 млрд долл.).На сегодняшний день Россия замыкает десятку лидеров по объему НИОКР и данный показатель равен 23,1 млрд., то есть 1% ВВП. [14].
В настоящее время США является этаким центром мира. В США очень ценятся высококвалифицированные специалисты, но при этом простые работники также занимают важное место. Если в России медики и ученые кое как сводят концы с концами, то в США они обладают престижем в , уважением общества и их труд высоко оплачивается. Это и многое другое делает США привлекательной для молодых умов всех стран.
Национальная оборона США нацелена на постоянное развитие и контроль всех и вся. США не допускает и минимальной возможности нападения на свои территории. Ресурсов в США не очень много, но при этом они захватывают их в других странах под видом внесения демократии. Этим они обеспечивают себе и необходимые запасы ресурсов и авторитет. А это дает гражданам США уверенность в завтрашнем дне, что также является критерием при выборе места жительства и работы.
Россия же, в отличие от США, имея огромнейшие запасы различных ресурсов, как земельных, так и человеческих, является всего лишь сырьевым придатком запада. Промышленность в упадке. Также существует проблема бедности. Труд медицинских и научных работников низко оплачивается. Качество и доступность медицины и образования оставляют желать лучшего. Развитие национальной обороны является также спорным вопросом. Путь, по которому идет Россия, непонятен для мирового сообщества.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1.1 Сущность и значение общественных благ
- 1.2 Классификация общественных благ и их специфические черты
- 1.3 Производство общественных благ и особенности спроса на них
- ГЛАВА 2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ ПОСРЕДСТВОМ РЫНКА И ПОСРЕДСТВОМ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРИЯ И МИРОВАЯ ПРАКТИКА
- 2.1 Определение оптимального объема общественного блага
- 2.2 Предоставление общественных благ посредством рынка
- 2.3 Предоставление общественных благ посредством государства
- 2.4 Предоставление общественных благ: мировая практика
- 2.5 Предоставление общественных благ в Республике Беларусь
- Производство общественных благ
- 58. Производство общественных благ. Роль гос-ва в обеспечении предложения общественных благ.
- Производство общественных благ. Общественные блага и проблема «безбилетника». Производство общественных благ
- 8.2.Производство общественных благ
- 54.Производство общественных благ.
- Производство общественных благ
- Альтернативные возможности производства блага а и блага в