logo
Анализ легального и нелегального секторов экономики России

1.2 Последствия существования нелегальной экономики

Существует три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве.

1. «Экономическая смазка», состоящая в сглаживании перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а переливаются в "тень", возвращаясь в легальную после завершения кризиса). Очевидно, что спланировать сверху всю экономическую деятельность нельзя. И чем более сложной и развитой становится хозяйственная деятельность, чем сильнее выражается потребность в технологическом обновлении, тем сложнее осуществлять директивное управление сверху. Поэтому в централизованном плановом хозяйстве постоянно возникали "диспропорции": на каком-то предприятии не хватало определенных ресурсов, другое имело ненапряженный производственный план и избыток соответствующих ресурсов. Предприятия устанавливали неконтролируемые сверху горизонтальные связи, с помощью которых подобные диспропорции преодолевались. Такая система стихийных обменов и составляла основу теневой экономики в плановом хозяйстве. В ее рамках осуществлялись неформальные взаимодействия между руководителями и работниками различных рангов, обеспечивавшие функционирование этой системы.

2. Теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную, выполняя тем самым функцию "встроенного стабилизатора". Большая часть теневых операций осуществляется для решения критических проблем предприятия, предотвращения остановок производства, удержания людей на том или ином участке, внедрения нововведений, которые не были санкционированы сверху. Естественно, теневые операции проводились для того, чтобы получить такие доходы, которые не могла предоставить официальная экономика. В результате у хозяйственников под влиянием теневой деятельности сформировалась весьма разнородная совокупность мотивов, выступавшая дополнением к «официальной» мотивации и включавшая как более «высокие», так и более "низкие" мотивы, которые подавлялись официальной экономикой.

3. «Социальный амортизатор». Эта функция заключается в формировании негосударственной финансовой базы для решения социальных задач, а также в смягчении нежелательных социальных противоречий (например, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих). Теневая занятость обеспечивала социальную нишу для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах. Такое экономическое поведение нередко вступало в противоречие с требованиями финансовой дисциплины и законов СССР, что для многих из них заканчивалось тюремным сроком. Таким образом, теневая экономика представляла собой в искаженной форме некую отдушину для самой предприимчивой части советского общества. Даже если доля таких людей составляла лишь немногим более 1 % населения страны, то их число превышало миллион человек. В действительности их было намного больше - к ним в той или иной мере относились большинство хозяйственных и партийных руководителей как внизу (на уровне предприятия), так и наверху (на уровне республиканских и союзных органов власти).

По нашему мнению, число положительных функций можно расширить.

4. Конструктивная функция состоит в том, что теневая экономика снижает глубину трансформационного спада, снижает уровень безработицы, выполняет роль оптимизатора хозяйственной деятельности в условиях незрелой рыночной инфраструктуры.

5. «Экономический поршень», обеспечивающий потенциально возможный экономический рост. Около двух третей средств, заработанных в теневом секторе, обычно тратится в рамках официального сектора экономики. В результате официальная экономика получает хороший стимул для активного развития и потенциально возможен экономический рост.

6. Мобилизующая функция выражается в виде формирования более эффективных форм экономической деятельности, обеспечивающих выживание хозяйствующих субъектов в кризисных условиях.

7. Реализаторская функция, благодаря которой существование внелегального сектора позволяет реализовать предпринимательский потенциал, который остается невостребованным из-за высоких издержек доступа на легальный рынок. Олейник, А.Н. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. М.: Юнити-Дана, 2009. - 87с.

Однако в целом влияние теневой экономики на общество является скорее негативным, чем позитивным. С этой точки зрения можно выделить следующие дестабилизирующие направления данного феномена.

1. Перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом.

2. Деформация налоговой системы, являющаяся одним из главных последствий теневизации экономики. Она проявляется в неравномерности отраслевой налоговой нагрузки и сокращении расходов бюджета. Уклонение от уплаты налогов приводит к увеличению налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков. В результате часть их уходит в тень, а далее круг замыкается: рост налогового давления на оставшихся снова уводит их в тень. Общий объем производства товаров и услуг не изменяется, однако его официальная часть сокращается.

3. Дезорганизующая функция заключается в отсутствии организованности в производственных процессах в официальной экономике и препятствии созданию нормально работающих, "здоровых" экономических организаций. Действительно, теневая деятельность снижает управляемость работников, ослабляет их трудовую мотивацию, нередко приводя к их деквалификации, и в итоге может вызвать дезинтеграцию коллектива и производства.

4. Дестабилизирующая функция. Происходит снижение конкурентоспособности экономики в связи с изъятием из легального производства значительной доли средств и снижением объема инвестиций и оборотных средств. В совокупности с уменьшением фонда рабочего времени это ведет к резкому снижению объема ВВП по сравнению с его потенциальной величиной.

5. Блокирующая функция теневой экономики связана с проблемами коррумпированности государственного аппарата, низкой роли права и судебной системы, ее подчиненности административному аппарату и "теневому" капиталу. Образование в экономической среде кланов - устойчивых властно-хозяйственных структур, имеющих покровителей в органах государственной власти, распоряжающихся крупными суммами накопленного различными путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность, - вызывает блокирование конкуренции на финансовых рынках, на рынках основных товарных групп и даже во внешней торговле.

6. Криминализация общества. Теневая экономика способствует усилению криминогенной обстановки в обществе, порождающей многочисленные конфликты, разрешаемые в том числе и с применением насилия (рэкет, вымогательство и т.д.).

7. Расширение неконтролируемой торговли низкокачественными товарами.

8. Асоциальная функция, предполагающая размытость принципов социального поведения, когда не работает механизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение. Подрыв хозяйственной этики, который может привести к установлению хаоса и нестабильности в обществе, если люди начинают терять всякое представление об общепринятых "правилах игры" и живут по принципу «все дозволено». В качестве подтверждения можно привести неформальную институционализацию. Например, большая часть хозяйственных руководителей, заключая фиктивные контракты, переводят безналичные деньги в наличные. Эта операция, по сути, незаконна и должна быть наказуема. Однако к обналичиванию денег в текущей деятельности часто прибегают и органы государственной власти, и правоохранительные структуры. Таким образом, эта незаконная операция фактически получила социальное одобрение.

Тень способна значительно деформировать структуру экономики. Она вызывает рост инвестиционных рисков, снижение инвестиционной активности, уменьшение спроса на инвестиционные ресурсы. Это в свою очередь подрывает устои государства, отвлекает огромные ресурсы капиталов из производственной сферы в другие, не позволяет создать условия для стабилизации экономики и дальнейшего подъема производственного потенциала государства.

9. Социальная незащищенность. Теневая экономика стала одной из причин сокращения доходов бюджета и соответственно финансирования государственных программ и институтов, а значит, невыполнения государством социальных программ, обязательств перед населением. Это происходит в тот период, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критической величины и значительная его часть живет ниже уровня бедности. Таким образом, высокая социальная цена реформ усугубляется неэффективной социальной политикой.

10. Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.

11. Исключение долгосрочного инвестиционного развития тесным образом связано с диспропорциями в структуре экономики. Доступность к сокрытию средств в сфере торговли и услуг приводит к желанию (в том числе крупного капитала) вкладывать в эти сферы, что в результате приводит к их искусственному гиперразвитию (при минимальной отдаче, например, бюджетам) и в определенной мере тормозит развитие производственного сектора.

12. Разрушение системы централизованного управления экономикой. Приписки создают у правительства ложное ощущение благополучия, хотя необходимо проведение экстренных реформ; "теневая" занятость приводит к увеличению бюджетного дефицита и т.д.

Соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики зависит от ее масштабов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Зависимость эффектов теневой экономики от ее масштабов

Позитивный эффект возрастает по параболе, т.е. темп его роста замедляется с увеличением относительной величины теневой экономики. Зато негативный эффект имеет ярко выраженную тенденцию к ускоренному росту по мере увеличения теневой экономики. В таком случае результирующий эффект сначала будет иметь положительный знак и расти (участок ОА), потом этот рост остановится (в точке А), начнется процесс спада (участок АВ), а затем результирующий эффект приобретет отрицательное значение, величина которого будет стремительно расти (после точки В).

Данная графическая модель показывает важность контроля над масштабами теневой экономической деятельности. Общественное благосостояние максимизируется, если величина теневой экономики равна ОА, так как при этом результирующий эффект имеет максимально позитивное значение. В крайнем случае можно допустить разрастание теневой экономики до величины ОВ, когда позитивный и негативный эффекты взаимно гасятся. Если величина теневой экономики превышает ОВ, то общество несет чистые потери.

Отсутствие должного контроля над теневой активностью со стороны государства привело не только к ее расширению, но и к тому, что в процессе эволюции теневой сектор перерос в целостную систему, самостоятельную экономику. Мир теневого бизнеса во многом копирует мир бизнеса легального, заимствуя эффективные формы организации: там существует своя система неформального права, устойчивые организации, которые координируют контакты теневиков друг с другом и с законными государственными институтами.