Оплата труда в краевом государственном бюджетном учреждении "Краевой центр молодежных инициатив"

отчет по практике

4. Проблематика правового регулирования общественных отношений по оплате труда

Современное состояние правового регулирования новой системы оплаты труда в бюджетной сфере предоставляет право руководителю самостоятельно распределять стимулирующую часть заработной платы, что приводит к дискриминации отдельных работников.

В этом отношении достаточно продуманным является Разъяснение об использовании централизованных до 5% лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений, на установление руководителям этих учреждений выплат стимулирующего характера, утвержденное Приказом Минздравсоцразвития России от 27 ноября 2008 г. N 666н. Такое нормативно-правовое решение стимулирующих выплат представляется правильным и оправдывает себя на практике, стимулирование труда руководителей должно производиться из другого источника, нежели стимулирование остальных работников, дабы исключить волюнтаризм и субъективизм руководителя. В этих целях в п. 20 Единых рекомендаций 2012 г. предусмотрено, что руководителям федеральных бюджетных, казенных и автономных учреждений должностной оклад, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются учредителем данного учреждения. Однако, как справедливо отмечает Н.М. Ситикова, ни одна статья ТК РФ не содержит запретов относительно распространения действия положений коллективного договора на руководителя <16>. Учитывая, что в трудовых отношениях положение руководителя двойственно (с одной стороны, он является работником, с другой - непосредственным представителем работодателя <17>), его нельзя лишить стимулирующих выплат, установленных в коллективном договоре. Необходимо в законодательном порядке дифференцировать стимулирующие регуляторы заработной платы руководителей и работников в бюджетной сфере и исключить стимулирование руководителей за счет средств, установленных в коллективном договоре, и средств, получаемых от предпринимательской деятельности. Например, Приказом Минобрнауки России от 28 ноября 2008 г. N 363 утверждено Положение о выплатах стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ.

Е.В. Козина предлагает закрепить в ТК РФ норму-гарантию, согласно которой базовая часть заработной платы по отношению к надтарифной должна составлять не менее 60%. Увеличение доли тарифа в заработной плате, во-первых, позволит избежать необоснованного занижения многих видов доплат и надбавок, которые устанавливаются в процентном отношении к окладу, во-вторых, будет способствовать применению эффективного механизма системы оплаты труда и одновременно обеспечению гарантии по оплате труда <18>. Данное предложение можно рассматривать как один из вариантов реализации закрепленного в ст. 2 ТК РФ принципа обеспечения права каждого работника на справедливую заработную плату <19>. В трудовом законодательстве отсутствует соотношение базовой части заработной платы и надтарифных выплат. Только в отдельных отраслевых соглашениях введена гарантия по оплате труда - соотношение постоянной и переменной частей заработной платы <20>. Для того чтобы эта гарантия была реализована в реальном и бюджетном секторах экономики, она должна быть нормативно обеспечена. Императивное регулирование вопроса соотношения базовой и надтарифной частей заработной платы содержат трудовые кодексы некоторых стран - членов СНГ. Например, в ст. 126 ТК Республики Казахстан указано, что система оплаты труда должна обеспечить долю основной заработной платы (относительно постоянной части заработной платы) не менее 75% в среднемесячной заработной плате без учета единовременных стимулирующих выплат. Полагаем, что в ТК РФ необходимо ввести норму, гарантирующую соотношение базовой и надтарифной частей заработной платы в бюджетной сфере.

Необходимо также законодательное введение методологии индексации заработной платы работников бюджетной сферы, которая не должна быть ниже размера индексации, проводимой один раз в квартал в размере официально исчисляемого индекса потребительских цен в России. Кроме того, представляется целесообразным закрепить в ст. 134 ТК РФ императивную норму об индексации базовой части заработной платы всех работников бюджетной сферы при повышении на федеральном уровне минимальной заработной платы.

На сегодня в бюджетных организациях повышение заработной платы происходит, как и прежде, в основном за счет сокращения численности работающих, сам же уровень базового оклада (ставки) остается недостаточно высоким, не расширяется сфера локального регулирования в области труда, т.е. не увеличивается фонд заработной платы.

Подводя итог, отметим, что политика государства в области оплаты труда работников бюджетной сферы должна быть направлена на увеличение базовой части заработной платы путем увеличения ее роли в валовом внутреннем продукте, а стимулирующая часть должна выплачиваться за счет премий из государственного бюджета с соответствующим ранжированием между группами и регионами с максимально возможным закреплением государственных стандартов в сфере труда.

Делись добром ;)