logo
Определение объемных и качественных показателей работы отделения железной дороги

1.1 Сущность и роль финансов предприятий железнодорожного транспорта

Финансы предприятий железнодорожного транспорта выражают определенную систему денежных отношений, которые объективно возникают при образовании и расходовании фондов денежных средств, используемых для обслуживания процесса перевозок, производства и реализации продукции других предприятий, транспорта, для распределения доходов и прибыли, осуществления контроля за их хозяйственной деятельностью.

Такими фондами являются основные и оборотные фонды, фонды обращения, фонды заработной платы, экономического стимулирования и др. Задача предприятий заключается не только в правильном определении размеров этих фондов, что очень важно для нормального их функционирования, но и в обеспечении рационального и экономного их расходования.

Расширенное воспроизводство как основных, так и оборотных средств в настоящее время осуществляется за счет собственных источников, таких, как амортизация, прибыль, выручка от реализации выбывшего и ненужного оборудования.

Финансовая деятельность предприятий железной дороги направлена на создание финансовых ресурсов для производственного и социального его развития, обеспечение роста прибыли за счет увеличения производительности труда, снижения себестоимости, улучшения использования производственных фондов, повышения качества перевозок, работ, услуг.

Сущность и роль финансов предприятий железнодорожного транспорта проявляются в осуществлении ими трех основных функций:

1 обслуживание денежными ресурсами кругооборота средств;

2 распределительная;

3 контрольная.

Экономическое содержание функции обслуживания денежными ресурсами состоит в обеспечении полного соответствия между движением материальных и денежных ресурсов на всех стадиях кругооборота средств. Это достигается точным и качественным планированием на предприятиях транспорта доходных и расходных статей их финансовых планов. При сопоставлении планируемых доходов и расходов определяется, в какой мере различные потребности в средствах могут быть покрыты за счет собственных накоплений предприятия или кредитов банка.

В ходе выполнения планов перевозок, производства и реализации других видов продукции, осуществления строительства в предприятиях транспорта под влиянием различных причин возникают временные отклонения в движении материальных ценностей и денежных ресурсов. Преодоление этих отклонений, т.е. ежедневное обеспечение необходимой платежеспособности каждого предприятия, составляет важную задачу использования финансов в данной функции.

Экономическое содержание распределительной функции финансов заключается в установлении научно обоснованных стоимостных пропорций распределения доходов и прибыли, полученных в процессе производственной деятельности предприятий транспорта.

В основе хозяйственной деятельности предприятий лежит прибыль. Она выполняет важные финансовые функции. С одной стороны, это конечный финансовый результат деятельности предприятий, размер их денежных накоплений, в ней как в фокусе отражаются практически все стороны и результаты многоплановой производственно-хозяйственной деятельности предприятия. С другой стороны, прибыль, полученная предприятием, является главным источником финансирования его затрат на производственное и социальное развитие, а платежи из прибыли в бюджет - важнейшим элементом доходов государства. Объективной основой финансового контроля являются товарно-денежные отношения, при наличии которых все вещественные факторы производства изменяются в натуральном и денежном выражении. Поэтому нормы расходования или использования каждого элемента производственных фондов на всех стадиях кругооборота средств предприятия планируются и учитываются в денежном выражении. Тем самым в стоимостной форме контролируется расходование материальных ресурсов.

1.2 Доходные поступления, тарифы и доходы железных дорог

Организация финансов железнодорожного транспорта базируется на сохранении единого управления эксплуатацией и развитием магистрального железнодорожного транспорта. Финансирование текущих расходов железных дорог и предприятий осуществляется из заработанных ими средств. Полученной выручки от перевозок, выпуска продукции, выполнения работ и услуг должно быть достаточно для покрытия расходов по выплате заработной платы, отчислениям на социальное и медицинское страхование, приобретение топливно-энергетических и материальных ресурсов, образование ремонтного фонда и прочие нужды.

Система финансирования предназначена для обеспечения денежными ресурсами производственных звеньев в соответствии с планами и объемами выполняемой перевозочной работы.

Железная дорога как основное хозрасчетное предприятие транспорта финансируется по основной деятельности за счет доходов от перевозок и других операций и услуг. За счет доходов покрываются не только текущие расходы, но и из прибыли, которая формируется из доходов после покрытия расходов, осуществляются выплаты на социальное развитие производства, а также выделяются суммы на расширенное воспроизводство.

Доходные поступления - сумма денежных средств, поступивших на доходные счета через технологические центры отделений дорог по обработке перевозочных документов и кассы железнодорожных станций за перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, прочие операции, связанные с перевозками, и от дополнительных сборов. Доходные поступления очень тесно связаны с тарифами, поскольку сумма доходных поступлений определяется суммой соответствующих тарифов.

Тарифы на железных дорогах представляют собой цены плат и сборов, взимаемые за перевозки грузов, пассажиров, почты, грузобагажа и другие услуги транспорта. Расходы железных дорог и транспортные издержки отраслей народного хозяйства и предприятий различных форм собственности покрываются тарифными поступлениями, составляющими доходы транспорта. В основе построения тарифов, как и других оптовых и розничных цен, лежит стоимость перевозок. Это относится как к перевозкам грузов, так и пассажиров.

В зависимости от степени регулирования тарифов их классифицируют на фиксированные, регулируемые, договорные и свободные.

Фиксированные тарифы устанавливаются едиными на всей территории республики. Они являются обязательными к применению для всех участников транспортного процесса, используется при осуществлении перевозок монопольными видами транспорта.

Регулируемые тарифы предприятия транспорта устанавливают самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия. Они могут вводиться на период стабилизации цен.

Договорные тарифы устанавливают предприятия транспорта по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки (работы, услуги) и нормального уровня их рентабельности, регулируемого и утвержденного государственными органами (примерно 35% расходов).

Свободные тарифы предприятиями транспорта устанавливаются самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг. Решение об их введении принимают государственные органы.

Железнодорожные тарифы устанавливают на основе стоимости, т.е. суммы общественного труда, затраченного на продукцию транспорта. Подавляющую часть этих затрат отражает себестоимость перевозок, которая и является базой для их построения. Это дает возможность при планировании тарифов устанавливать отклонения от стоимости перевозок, главным образом, в пределах между себестоимостью и стоимостью.

Действующие железнодорожные тарифы подразделяются на грузовые и пассажирские. По экономической сущности и принципам построения они имеют некоторое различие. Тарифы на грузовые перевозки являются частью системы оптовых цен, а на пассажирские перевозки - частью системы розничных цен, так как в основном эти перевозки оплачиваются из личных доходов населения.

Грузовые тарифы базируются на среднем уровне себестоимости перевозки грузов и учитывают тип подвижного состава, степень использования грузоподъемности и вместимости вагонов, вид отправок (повагонные, малотоннажные, контейнерные, мелкие), скорость перевозки, расстояние, массу груза, принадлежность подвижного состава и др. В соответствии с этим произведена дифференциация грузовых тарифов железных дорог.

Процесс определения провозных плат и сборов с грузоотправителя и получателя называется таксировкой. Правильность начисления платы контролируют на станции отправления, где начисляют и взыскивают платежи и сборы, и на станции назначения, где проверяют правильность начисления и взыскания платежей станцией отправления. Дополнительно взыскивается плата за операции, выполненные в пути следования или на станции назначения.

На железнодорожном транспорте действуют следующие виды пассажирских тарифов: общие (прямые и местные) и пригородные. Общий тариф установлен для проезда в обычном жестком вагоне и дифференцирован по расстояниям. Проезд в скорых поездах, а также в плацкартных, купейных и мягких вагонах оплачивается отдельно (система доплат к общему тарифу). Общие тарифы в отличие от пригородных действуют на всей сети железных дорог.

В пригородном сообщении применяются два вида тарифов: зонный и общий (без страхового сбора). Зонный тариф применяется на участках, примыкающих к узлам пригородного движения. Пригородный участок в зависимости от протяженности разбивается на зоны (участки), количество которых иногда доходит до 15. Для проезда до станций, входящих в одну зону, устанавливается единая ставка провозной платы. Общий пригородный тариф выше зонного. Этот тариф применяется на тех участках, где не введены другие виды пригородных тарифов.

Пассажирскими поездами перевозят и грузы, которые в том случае носят название багажа (личные вещи, сдаваемые к перевозке по пассажирскому билету) и грузобагажа (промышленная и сельскохозяйственная продукция, требующая срочной доставки). Тарифы на перевозку багажа и грузобагажа являются частью системы пассажирских тарифов.

Финансовые ресурсы железных дорог формируются за счёт реализации транспортной продукции, операционных (купля, продажа, аренда) и внереализационных поступлений. Доходы железной дороги от перевозок - это денежные средства, полученные за выполненные перевозки и связанные с ними услуги данной дорогой в ее границах в соответствии с действующей системой распределения доходов.

Доходы от перевозок в местном сообщении остаются в распоряжении дороги. Доходы от перевозок в международном сообщении распределяются пропорционально участию дорог в этих перевозках. Доходы от пригородных перевозок остаются в распоряжении отделения дороги.

Доходы железной дороги включают следующие виды:

· от грузовых и пассажирских перевозок;

· местные доходы станций;

· от подсобно-вспомогательной деятельности;

· местные доходы дороги.

Доходы от грузовых перевозок включают плату за перевозку груза, грузобагажа, дополнительные сборы за перевозку груза и прочие доходы.

Доходы от пассажирских перевозок состоят из провозной платы, различных видов доплат за условия перевозок, а также за перевозку багажа и почты.

Местные доходы станций - это плата за различные услуги на пассажирских станциях, которые оказываются пассажирам.

Доходы от подсобно-вспомогательной деятельности - это поступления от реализации продукции промышленных предприятий и от услуг непромышленных предприятий.

Местные доходы железной дороги состоят из штрафов и сборов с грузоотправителей и грузополучателей за нарушение правил и условий перевозок.

По источникам поступления средств доходы группируются следующим образом:

· тарифная плата и дополнительные сборы за перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты;

· арендная плата за подвижной состав;

· сборы за обслуживание подъездных путей, пользование телеграфно-телефонной связью;

· местные доходы станций в виде сборов за услуги носильщиков багажа, камер хранения ручного багажа, комнат отдыха, предварительной продажи пассажирских билетов, справочно-информационной и рекламной работы и др.;

· местные доходы железных дорог и отделений, состоящие из сборов и штрафов, взыскиваемых с грузоотправителей и грузополучателей за нарушение правил и условий перевозок;

· выручка от продаж готовой продукции и выполненных работ на промышленных предприятиях, обслуживающих перевозочный процесс, строительство и ремонт основных фондов. К таким предприятиям относят заводы и депо по ремонту подвижного состава, предприятия промышленного железнодорожного транспорта, электростанции, щебеночные карьеры и др.;

· выручка от продаж услуг непромышленных предприятий: погрузочно-разгрузочных, транспортно-экспедиционных контор, дирекций контор по обслуживанию пассажиров и др.;

· доходы предприятий железнодорожного транспорта от выполнения ими на договорных началах строительно-монтажных работ и капитального ремонта для других организаций своей дороги или других дорог.

Планирование доходов на железнодорожном предприятии происходит по трем основным направлениям:

· основная (операционная) деятельность;

· инвестиционная деятельность;

· финансовая деятельность.

Доходами от основных видов деятельности являются следующие виды поступлений, связанных с оказанием услуг, выполнением работ, от продажи продукции и товаров сторонним организациям:

1 По текущей деятельности:

· доходы от основных видов деятельности - грузовые перевозки, пассажирские перевозки в дальнем следовании, пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

· доходы от прочих видов деятельности - ремонт подвижного состава компаний-собственников, сдача подвижного состава в аренду, производство промышленной продукции, строительство другие виды выполняемых работ и оказываемых услуг.

2 По финансовой деятельности:

· привлечения средств от размещения облигаций и других ценных бумаг краткосрочного характера БЖД;

· доходы от продажи ранее приобретенных на срок 12 месяцев акций, облигаций и других ценных бумаг сторонних организаций;

· процентов и дивидендов по ранее приобретенным на срок 12 месяцев акциям, облигациям и другим ценным бумагам сторонних организаций.

3 По инвестиционной деятельности:

· собственных средств - амортизационные отчисления, чистая (нераспределенная) прибыль;

· привлеченных средств от размещения облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера (на срок более 12 мес.) БЖД;

· долгосрочных средств (кредиты и займы);

· доходов от продажи земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов;

· проценты и дивиденды по ранее приобретенным на срок более 12 месяцев акциям, облигациям и другим ценным бумагам сторонних организаций;

· средств из федерального бюджета на финансирование инвестиционных федеральных программ.