Определение роли в экономическом развитии страны государственных унитарных предприятий

курсовая работа

2.1 Теоретико-методологические основы анализа эффективности деятельности государственных предприятий

Эффективность функционировании государственных предприятий, так же как и любого другого предприятия, представляет собой отношение результата либо к затратам, либо к ресурсам. В связи с этим различают затратное/ресурсное выражение эффективности. Такое определение эффективности государственных предприятий при всей его кажущейся банальности имеет для них особое значение. Это обусловлено тем, что для государственных предприятий типично оппортунистическое поведение, имеющее отклонение от рационального, что детерминировано характером государственной собственности. Такое оппортунистическое поведение и порождает отклонение ресурсной эффективности государственных предприятий от затратной.

Необходимо различать также технико-экономическую, социально-экономическую и иные формы проявления эффективности деятельности государственных предприятий -- социальную, экологическую, научно-техническую, оборонную, инвестиционную и др.

Технико-экономическая эффективность выражается показателями производительности труда/трудоемкости, фондоотдачи/фондоемкости, материалоотдачи/материалоемкости и т.п.

Социально-экономическая эффективность деятельности государственных предприятий проявляется в создании нормальных условий жизнедеятельности той или иной общности -- государства, в реализации социально-экономических целей общества/государства, в создании условий для развития и реализации личности каждого члена общества.

Эффективность деятельности государственных предприятий имеет фундаментальное значение для жизнедеятельности общества и в этом смысле является динамичной категорией. Это означает, что, исходя из волн и интересов государства, учитывающего самые разнообразные обстоятельства развития рыночной экономики, жизни социума, на первый план может выходить та или иная форма эффективности, может использоваться разнос их сочетание, соотношение. Это свидетельствует о том, что она выступает результатом опосредующего влияния на нее государства как относительно обособленного от общества института.

Эффективность деятельности государственных предприятий в рыночной экономике имеет определенную специфику проявления. Это связано, во-первых, с тем, что в одном случае экономическая эффективность выделяется в форме прибыли, в другом случае предприятия могут быть убыточными, низкоприбыльными, но поскольку играют существенную роль в системе общественного производства, имеют высокую социальную значимость для жизнедеятельности общества в различных ее областях, они считаются обществом/государством объективно необходимыми и в этом смысле эффективными; во-вторых, с опосредующим влиянием на нее государства1.

Объясняется это тем, что государственные предприятия действительно могут функционировать эффективно, но, поскольку они являются объектом государственной собственности, государство может, исходя из тех или иных целей, вмешиваться в их деятельность, что может привести как к убыткам, так и к низкой рентабельности их работы.

Надо отметить, в реальности эффективность деятельности государственных предприятий проявляется в зависимости от "чистоты" государственной собственности. Как правило, "чистые" государственные предприятия являются убыточными/низкорентабельными. Предприятия же с полным/доминирующим государственным капиталом, в которых государство способно реализовать свою долю и свои интерес, являясь, по определению, коммерческими, обязаны быть прибыльными, рентабельными.

Это свидетельствует о том, что различия в эффективности различных групп государственных предприятий уже предопределены, конституированы характером удовлетворяемых ими общественных потребностей, их отраслевой, производственной спецификой.

Для деятельности государственных, так же как и частных, предприятий характерны как позитивные, так и негативные эффекты. Поэтому не может быть и речи о том, что государственные предприятия однозначно обречены всегда, при любых условиях проигрывать по эффективности частным предприятиям. К тому же сравнение эффективности в государственном и частном секторах, справедливо отмечает Дж.Ю. Стиглиц, наталкивается как минимум на два обстоятельства: во-первых, существует мало систематических исследований по данной проблеме; во-вторых, примеры государственной некомпетентности велики в глазах народа, примеры некомпетентности в частном секторе не привлекают такого внимания, хотя в развитых странах подобное случается довольно часто.

Важное различие между частными и государственными предприятиями, влияющее на эффективность их поведения, наблюдается, как отмечает Дж.Ю. Стиглиц, в мотивационной структуре государственных служащих. Содержательно она включает, во-первых, ограничение системы заработной платы: управляющие государственными предприятиями редко имеют систему оплаты, тесно связанную с прибылью, как управляющие крупными частными предприятиями; во-вторых, гарантированное пребывание в должности: очень трудно быть уволенным с государственной службы даже по причине некомпетентности; политические факторы в подборе и продвижении кадров; наличие сочетания ограничения за вознаграждение за хорошую работу и отсутствия наказаний за плохую. Все это, естественно, отрицательно влияет на эффективность деятельности государственных предприятий.

Определенное негативное влияние на эффективность деятельности государственных предприятий оказывает также бюрократия, что проявляется в поведении государственных предприятий, в недостатке стремления к обновлению, негибкости, слепой сосредоточенности на текучке и бесконечных проволочках.

Р. Миллуорд, Д. Паркер убедительно доказывают, что государственные предприятия, если элиминировать влияние негативных факторов, таких, как политизация, курс правительства, амбиции политиков и т.д., могут быть не менее эффективными, чем частные. На эффективность деятельности государственных предприятий также влияет изменение государственного регулирования экспорта и импорта, мирохозяйственных связей, открывающего или закрывающего национальную экономику для иностранных конкурентов, инфляция и т.д.

Конечно, государственные предприятия менее гибко, чем частные предприятия, реагируют на изменения в степени роста отраслей в долгосрочном периоде, когда повышение спроса приводит к привлечению в них новых частных предприятии, а сокращение спроса стимулирует их уход с данного рынка. Государственные же предприятия обязаны обеспечивать нормальное функционирование экономического механизма, не допустить сбоев в экономике, исходя из волн и интересов государства.4 А это важный фактор эффективности.

Делись добром ;)