Организация деятельности транснациональных компаний в России

реферат

1.3 Основные тенденции современного этапа развития ТНК

Экспертами выделяются пять поколений ТНК:

1. сырьевые ТНК;

2. ТНК трестового типа, связанные с производством военно-технической продукции;

3. международные концерны, в рамках которых создавались многоотраслевые комплексы, и происходила переориентация на сферу услуг;

4. стратегические альянсы, характеризующиеся процессами слияний и поглощений с применением новых финансовых инструментов;

5. ТНК, по своей финансовой и экономической мощи, ставшие независимыми субъектами в мировой экономике наряду с национальными экономическими системами и некоторыми государствами.

Соответственно, пятое поколение это и есть поколение современных ТНК (начиная с середины 1990-х гг. и по настоящее время).

За последние 20 лет произошли существенные сдвиги в глобальной рыночной среде. Для современных международных компаний характерен глобальный масштаб операций, резкое увеличение оборотов, активов, размеров прибыли и капитализации. Количество ТНК постоянно увеличивается.

В начале XXI века основным фактором роста производительности труда стали информационные технологии, изменились стандартная структура и принципы массового производства, трансформировалась логистика в сторону придания большей гибкости, повышения качества и уровня кооперации.

Ранее ТНК рассматривалась как жестко структурированная совокупность филиалов, бизнес-подразделений или производственных предприятий, выпускающих достаточно стандартную продукцию для страны базирования. Сейчас же, в ответ на развитие глобализации и новых технологий ведущие ТНК и их клиенты изменяются как с точки зрения организации бизнес-процессов, так и с точки зрения технологий менеджмента и корпоративной культуры. Сегодня большинство ТНК не контролируют весь процесс производства и сбыта. Бизнес стал фрагментированным и состоит из специализированных элементов. Благодаря этому, ТНК становятся менее громоздкими, более гибкими и маневренными.

Особой формой организации инновационной деятельности в крупных ТНК (в последние годы) является создание венчурных предприятий. Они формируются для развития стратегически важных аспектов научно-исследовательской деятельности и для поддержки частных инновационных проектов отдельных групп специалистов, а иногда и отдельных сотрудников-новаторов. Таким образом, венчурные подразделения финансируют и стимулируют развитие «неофициальной» инновационной деятельности, к которой руководство компании имеет лишь косвенное отношение, одобряя деятельность самих венчурных мини-фирм.

В современных условиях преобладающим типом ТНК стали международные многоотраслевые концерны, одновременно широкое распространение получили холдинговые компании и диверсифицированные конгломераты. Процессы концентрации производства и капитала привели к тому, что среди ТНК выделилась небольшая группа сверхкрупных фирм, соперничающих с рядом государств, как по масштабам производства, так и по имеющимся в распоряжении финансовым ресурсам. Так, по заявлению главы немецкого концерна Siemens П.Лёшера, объем свободных финансовых ресурсов компании превышает 7млрд евро.

В настоящее время доминирующее положение в каждой отрасли занимают всего два-три крупнейших ТНК, конкурирующих между собой на рынках всех стран. Крупнейшие 100 ТНК (менее 0,2% от их общего числа) контролируют 12% совокупных зарубежных активов, 16% от совокупного объема зарубежных продаж и 14% персонала. Для всех 100 ведущих ТНК развитых стран характерно возрастание роли зарубежных филиалов и рост индекса транснациональности. В конце 90-х годов ХХ века среди ТНК выделилась группа фирм, реализующих глобальные комплексные конкурентные стратегии. К таким ТНК можно отнести компании BP, RoyalDutch/Shell, Siemens, BASF, Nokia, Total, Procter&Gamble, Nestle, IBM, Samsung.

Характерной чертой менеджмента деятельности ТНК в начале ХХI стало активное формирование и развитие стратегических альянсов. Помимо альянсов крупных ТНК между собой глобально ориентированные компании усиливают взаимодействие со средним и малым бизнесом в стране материнской компании и с зарубежными мелкими фирмами.

Между подразделениями ТНК формируется все более интенсивный поток информации, технологии, навыков, финансов, а также товаров и услуг. Поставки товаров включают все более дифференцированную продукцию и осуществляются не только между материнской компанией и филиалами, но так же и между филиалами.

Делись добром ;)