logo
Организация деятельности транснациональных компаний в России

2.2 Российские ТНК на рынке и их типы

В последние годы российские компании все чаще выступают в качестве инициаторов масштабных трансграничных слияний и поглощений. В качестве наиболее ярких примеров можно привести объединение алюминиевых предприятий «Русала», СУАЛа и зарубежных активов швейцарского трейдера Glencor в United Company Rusal (UCR), приобретение Smart Hydrogen (СП «Норильского никеля» и «Интерросса») 35% акций американской компании Plug Power, являющейся ведущим мировым разработчиком и производителем оборудования для водородной энергетики, покупку российской инвестиционной компанией «МирИнвест» 100% акций британской металлургической Alphasteel за 1,5 млрд долл. и др.

Уже в 2006 г. в докладе экспертов ЮНКТАД о тенденциях международного инвестирования было отмечено, что ведущие ТНК Российской Федерации «являются очень крупными даже по глобальным масштабам».

В силу преобладания в нашей экономике топливно-сырьевого комплекса структура зарубежной экспансии российского капитала также носит в целом сырьевой характер. Ведущими российскими глобальными игроками традиционно являются представители нефтегазового сектора: так, по данным журнала Forbes Global, в 2008 г. в рейтинге ведущих компаний по общему объему оборота 13-е место занял «Газпром», 64-е место - «Роснефть», 76-е - «ЛУКойл».

Однако, всю большую активность проявляют такие российские международные инвесторы, как «Алроса», Новолипецкий металлургический комбинат, «Мечел», предприятия телекоммуникационного сектора - МТС, «Вымпелком», «Ситроникс». Быстрыми темпами развивается российский пищевой сектор.

Основными мотивами российских компаний являются:

· получение новых рынков сбыта;

· расширение сырьевой базы;

· преодоление тарифных и нетарифных ограничений в региональных интеграционных группировках;

· снижение издержек производства и получение дополнительных конкурентных преимуществ как на внутреннем рынке, так и при экспорте в третьи страны.

В числе других факторов, способствующих транснационализации российского бизнеса, следует отметить:

· постепенное исчерпание возможностей доступа к новым активам и ресурсам внутри страны;

· усиление конкуренции на внутреннем рынке со стороны российских и иностранных компаний;

· необходимость «защищаться» от недружественных поглощений.

Курс на глобализацию бизнеса становится важнейшим элементом долгосрочных планов все большего числа российских компаний. Так, «ЛУКойл» в своей перспективной стратегии развития на 2007 - 2016 гг. планирует направить треть инвестиций на приобретения за рубежом (активы и контракты в Ираке, Центральной Азии, Латинской Америке, расширение розничной сбытовой сети в Европе).

Традиционно высок интерес российских компаний к активам компаний, представляющих развитые рыночные страны. По данным аналитического журнала «Слияния и поглощения», в 2007 г. наиболее привлекательной страной для инвесторов стала Канада, в которой сумма сделок M&A с участием российских компаний составила 6,7 млрд долл.

Процесс экспансии российского капитала сталкивается с немалыми трудностями, основной из которых является усиление «инвестиционного протекционизма», которое в последние годы стало выраженной тенденцией в политике ряда стран. Но, к сожалению, в России работа по поддержке отечественного бизнеса, выходящего на международный уровень, пока еще не носит стратегического характера.

Разделить российские ТНК на определенные типы довольно сложно. Так, среди подконтрольных государству фирм можно найти как эффективные и ориентированные на рынок компании, так и неуклюжих гигантов, которые вряд ли смогли бы функционировать без государственной поддержки. Аналогичным образом, среди частных ТНК есть как динамично развивающиеся бизнес-группы, так и оставшиеся с 90-х годов империи олигархов, для которых характерно, прежде всего, рентоориентированное поведение.

Можно сказать, что в настоящее время доминируют ТНК классического типа, некоторые компании со значительными зарубежными активами обладают существенной спецификой. Например, «Зарубежнефть» и отчасти «Газпром» могут быть отнесены к наследникам советских госмонополий, действовавших в сфере внешнеэкономических связей. Есть компании, которые эксплуатируют транснациональные экономические связи постсоветского пространства.

В общем, относительно российских ТНК можно сделать следующие выводы:

1) мировая тенденция по увеличению доли развивающихся стран в потоках ПИИ является индикатором возможного роста международной инвестиционной активности российских ТНК;

2) активная позиция Правительства РФ может способствовать выходу российских компаний на рынки развивающихся стран;

3) повышенное внимание к сырьевому сектору, связанное с ростом цен и истощением ресурсов в развитых странах, предоставляет возможность российским ТНК ставить более жесткие условия для иностранных партнеров по доступу к месторождениям РФ, например в обмен на технологии;

4) российские компании неэффективно используют возможность модернизации и повышения инновационного уровня за счет приобретения подешевевших высокотехнологичных зарубежных компаний, и эту ошибку необходимо исправить до наступления полноценного экономического подъема.