Организация и внедрение платных услуг в деятельность учреждения культуры

дипломная работа

1.1 Характеристика услуг социально-культурной сферы

Эффективное функционирование сферы культуры обеспечивает развитая социальная инфраструктура, представляющая собой комплекс предприятий и учреждений, обеспечивающих удовлетворение культурно-бытовых потребностей людей.

Согласно Общероссийскому классификатору видов деятельности, продукции и услуг, отраслевая структура социально-культурной сферы включает в себя:

· Оптовую розничную торговлю, ремонт автомобилей, бытовых приборов;

· Гостиничный и ресторанный бизнес;

· Транспортное, складское хозяйство, связь;

· Финансовое посредничество - страхование, пенсионное обеспечение;

· Государственное управление и социальные услуги;

· Здравоохранение;

· Деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;

· Деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;

· Деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием. [11]

Более реальное представление о структуре и, соответственно, услугах социально-культурной сферы дает классификация объектов социально-культурной сферы, проведенная российской статистикой:

Образование - дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования;

Культура - библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музеи, художественные галереи и выставочные залы, театры, концертные организации, парки культуры и отдыха, цирки, зоопарки, киноустановки, памятники истории и культуры, выпуск книжной, журнальной и газетной продукции (система показателей характеризует основные направления деятельности этих упреждений, состояние их материально-технической базы, количественный и качественный состав работников);

Охрана здоровья человека - статистика здравоохранения, статистика заболеваемости населения. Инвалидности, производственного травматизма; Здравоохранение - сеть и деятельность учреждений здравоохранения, их размещение, состояние и оснащенность, кадры врачебного и младшего медицинского персонала;

Социальное обеспечение - стационарные учреждения (учреждения, предназначенные для постоянного и временного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном социально-бытовом м медицинском обслуживании и уходе);

Жилищно-коммунальное хозяйство - жилой фонд, его благоустройство, жилищные условия населения, производственная деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом, гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов;

Физкультура и спорт - сеть спортивных сооружений, их размещение, кадры, численность людей, занимающихся физической культурой и спортом.

Услуги культурной сферы можно подразделит на три вида:

1. общественные услуги в чистом виде;

2. частные услуги в чистом виде;

3. смешанные услуги.

Чистые общественные услуги имеют свойства:

1. Неделимость и неизбирательность, совместный характер потребления;

2. Невозможность исключения из потребления и возможность потреблять блага, не оплачивая их;

3. Отсутствие конкурентности и перегружаемости;

4. Значительный внешний эффект от производства и потребления этих благ.

Производство и потребление чистых общественных услуг подразумевает удовлетворение общественных потребностей - общенационального, регионального и локального масштаба.

Финансирование производства чистых общественных услуг осуществляется за счет средств бюджета страны или отдельной территориальной единицы. Они предоставляются бесплатно, что обеспечивает государственные гарантии их доступности. Государство гарантирует минимальный социальный стандарт их предоставления в каждом регионе, сохраняя единое социально пространство, реализуя основные конституционные права граждан [21].

Указанные свойства чистых общественных услуг (благ) делают невозможным их включение в рыночные отношения. Попытки перевести этот сектор услуг на коммерческую основу противоречат их экономической природе и неизбежно приведут к их производству и серьезным негативным социальным последствиям.

К этой группе услуг относятся - социальное обеспечение, культура (библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музеи, театры, парки культуры и отдыха, зоопарки и.т.д.), охрана здоровья человека и т.д.

Чистые частные услуги обладают альтернативными свойствами:

1. Индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;

2. Исключаемость;

3. Конкурентность.

В силу указанных свойств чистые частные услуги целиком и полностью включаются в рыночные отношения.

Большая часть услуг носит смешанный характер, занимая промежуточное положение между общественными и частными благами. К ним относятся услуги в области: здравоохранения, образования, культуры, а также тяготеющие к общественному сектору услуг, называемые социально значимыми, поскольку ориентированы не только на интересы личности, но и на интересы общества. Удовлетворение этих потребностей приносит не только экономический, но и широкий социальный эффект, обеспечивая социальную защиту, социальное равенство, социальную интеграцию и стабильность общества. Для этих услуг характерна высокая степень неисключаемости и неконкурентности в их потреблении.

В силу вышесказанного в структуре общественной сферы выделяются различные секторы, в которых производятся услуги разных типов:

1. Государственный, где производятся чистые общественные блага и социально значимые блага;

2. Добровольно-общественный, где производятся смешанные общественные блага ограниченного доступа (муниципального уровня, спортивные клубы, федерации и т.д.);

3. Смешанный, где производятся смешанные общественные блага, в том числе, социально значимые услуги. Он представлен организациями смешанной формы собственности - государственно-общественными, государственно-частными, частными некоммерческими организациями.

4. Частный коммерческий, где производятся частные блага на коммерческой основе, где предприятия работают ради извлечения прибыли. Организационно-правовые формы - товарищества, общества, малые предприятия, совместные предприятия.

Таким образом, культурная сфера в условиях рыночной экономики - это сложное структурное образование, включающее в себя четыре сектора с различными формами собственности и хозяйствования первичных звеньев, которые определяются местом производимых ими услуг на шкале общественных и частных благ.

Кроме того, услуги различаются по множеству других классификационных признаков. Все они позволяют оттенить и проанализировать разнообразные функции сервисной деятельности в современном обществе [32].

Прежде чем рассмотреть понятие культурные блага, нам следует уточнить общепринятую трактовку понятия «благо». Блага (мн. ч.)- средства удовлетворения потребностей людей.

Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные виды благ. Блага можно классифицировать на материальные (естественные дары природы и продукты производства) и нематериальные, имеющие форму полезной людям деятельности и воздействующие на развитие способностей человека. Они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование и, в частности, в сфере культуры.

Культурные блага - это условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Специфической формой культурного блага являются товары и услуги, т.е. деятельность человека, результаты которой выражаются в удовлетворении личных потребностей населения и общества в целом. Услуги культуры подразделяются на два вида: услуги непосредственных исполнителей (актеров, певцов и т.д.), оказываемые конкретно потребителю (зрителю, слушателю); услуги, связанные с освоением культурных благ, находящихся в предметной форме, услуги библиотек, кинотеатров музеев, картинных галерей и т.д.

Вопрос о качестве культурных благ весьма актуален в современности. В конце 2014 и начале 2015 года появилось два приказа министерства культуры РФ:

· Приказ Министерства культуры России №2115 от 09.12.2014 «Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности»

· Приказ Министерства культуры России № 288 от 25.02.2015 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры», а также о соответствующих приложениях к ним.

Культурное благо с экономической точки зрения не относится к стандартным рыночным товарам - каждый объект культуры уникален. Значительная часть культурных благ обладает свойством неисчерпаемости, следовательно, их можно отнести к общественным благам. Следовательно, производство этих благ требует участия в их финансировании либо государства, либо других лиц имеющих интересы, не тождественные интересам потребителей этих благ, например, спонсоров и меценатов [1].

Наряду с ценностями непосредственного использования (эстетическое наслаждение, получение знаний, развлечение, самовыражение) культурные блага обладают ценностями, не связанными с текущим потреблением. Это правило действует и в отношении культурных благ, которые обладают ценностью существования, ценностью отложенной выгоды и ценностью наследования. Люди, которые в настоящий момент не потребляют культурные блага, ценят возможность их потребления в будущем (ценность отложенной выгоды), ценят доступность и многообразие культурных благ для своих детей и будущих поколений (ценность наследования). При этом ценности культурных благ, не связанные с их потреблением, не выражаются в ценах и не оплачиваются на рынке, поэтому без государственной поддержки объем производства культурных благ будет меньше оптимального. Например, экономическая ценность нематериального культурного блага (чувство вкуса, талант) при оценке через рыночный механизм равна нулю в силу невозможности его продать. Однако, те блага, которые производят с помощью нематериальных активов, имеют и экономическую, и культурную ценности. Культурная ценность благ отражает не только их эстетическое значение (например, художественную форму объекта, красоту, гармонию), но и ряд символических и социальных аспектов, следовательно, при оценке культурных благ должны учитываться символическая (идеи, смыслы, впечатления) и социальная ценности культурных благ.

Основная проблема при оценке культурных благ заключается в необходимости денежной оценки нерыночных благ и символических категорий, присущих культурным благам - моральных, нравственных, эстетических, художественных. Затрудняет оценку и то обстоятельство, что неизвестны влияние результатов культурной деятельности на отдельных потребителей и социальные отношения, а также все выгоды, приносимые культурным благом.

Перечни показателей качества товаров и услуг были приведены в приложениях к приказам Минкультуры №2115 и №288. Категория «качество» имеет несколько дефиниций. В рамках экономической науки данный термин применяется к товарам и услугам. Наиболее распространенной дефиницией является следующее определение, представленное в международном стандарте: «Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности» [8].

Специфика культурного блага, заключается в том, что оно в одно и тоже время может обладать определенным качеством или не иметь его вовсе в зависимости от удовлетворения потребности конкретного потребителя. Следует отметить, что в экономической науке уже более ста лет используется понятие субъективная или индивидуальная полезность. Она представляет собой довольно хорошо изученную экономическую категорию, означающую способность товара или услуги удовлетворять потребности индивидуума. В данной категории выражаются не сами по себе свойства благ, а отношения людей к этим свойствам.

Таким образом, качество культурных благ является субъективной характеристикой. Свойства и характеристики культурных благ не могут быть объективными и зависят от способности культурного продукта удовлетворять потребности индивидуума. Самые простые для восприятия параметры предметов, характеризующие их качество, которые представляется возможность измерить, взвесить, попробовать, - определяют люди.

В определенных сферах жизнедеятельности люди конвенционально установили стандарты качества - технические условия, требования к соответствующему продукту, его определенные характеристики. Основное значение этих стандартов -- это объективизация свойств товаров и услуг.

Ситуация принципиально меняется в контексте культурных благ и в случаях рассмотрения результатов творческой деятельности. Несмотря на то, что в продуктах культуры также присутствуют параметры, которые имеют количественное выражение (длительность фильма, количество картин на выставке и т. д.), их нельзя назвать значимыми и определяющими качество. В случаях, когда речь идет о культурных услугах, не имеющих вещной формы, измерениям могут подвергнуться только условия их предоставления (вместимость зрительного зала, показатели «слышимости и видимости», гардероб и т. п.) Однако, в данной ситуации, мы имеем дело с показателями, которые не отражают истинных свойств и характеристик самих продуктов культуры. Поэтому определение стандартов для творческой деятельности не имеет смысла.

Невозможность определения стандарта качества - это большая проблема в сфере культуры для законодательных и исполнительных органов на всех возможных уровнях. Специфика работы чиновников включает в себя оперирование такими понятиями как критерии эффективности и оценочными данными деятельности в подведомственных организациях. В силу отсутствия содержательных критериев творческой деятельности они замещаются либо «советами сверху», либо количественными характеристиками, а зачастую и тем и другим. Примером, иллюстрирующим данный процесс, является появление такого критерия, как коэффициент цитируемости, ставший для Минобрнауки одним из главных.

В культуре несуществующие стандарты могут быть заменены идеологическими установками, наносящими прямой вред творческой деятельности. В современном мире наблюдаются тенденции ввести «идеологический стандарт» - некие предписания и правила, с позиции которых оценивается качество культурных благ и в целом культурная деятельность.

Современная социальная действительность характеризуется отсутствием гарантий устойчивого экономического роста. В настоящее время остаётся неизвестной эффективная модель экономики, создающая условия для инновационного развития страны и роста благосостояния российских граждан. В связи с вынужденной потребности сокращения расходов в условиях кризиса, государство сформировало установку на институциональные преобразования. Они повлекли за собой ограничение самостоятельности организаций культуры и сокращение их финансирования, что привело к ухудшению положения данных организаций в социальной структуре.

Гуманитарный сектор экономики, а именно бюджетная сфера является одними из наиболее проблемных отраслей экономики, так как используемые в них модели развитых рыночных систем конфликтуют с российскими условиями и не приемлемы для такой специфичной отрасли, как культура. В результате сформировалась типичная «индустриальная ловушка», когда устанавливаемые нормы порождают отрицательные результаты [12].

Актуальной проблемой российского законодательства является появление ряда нелояльных к культуре законов, не учитывающих специфику культурной деятельности:

· Федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

· Федеральный закон РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

· Федеральный закон РФ от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования.»

В Ведомственном перечне государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства культуры РФ [19] федеральными государственными учреждениями определены показатели, характеризующий качество государственных услуг. Актуальной экономической проблемой является то, что фактически весь этот список показателей имеет довольно-таки слабую связь с качествами культурных услуг. Ярким примером, иллюстрирующим вышеизложенный тезис, является традиционно используемый критерий - процент заполнения зрительного зала. Некорректность данного индикатора была описана во многих экономических наблюдениях. Обобщив их, можно выделить следующие способы повышения заполняемости зрительного зала:

1. Снижение уровня художественного материала.

2. Приглашение солдат, в качестве зрителей.

3. Политика демпинговых цен.

4. Сокращение коммерческой вместимости зала.

Далее рассмотрим показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры. Данные критерии указаны в приложении к приказу Министерства культуры России № 288 от 25.02.2015 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры». Данный приказ был подготовлен на основании федерального закона от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования.» В конечных формулировках закона было указано, что показатели качества могут предусматривать оценку только условий оказания услуг, по следующим критериям:

1. открытость и доступность информации об организации культуры;

2. комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения;

3. время ожидания предоставления услуги;

4. доброжелательность, вежливость персонала;

5. компетентность работников организации культуры;

6. удовлетворенность качеством оказания услуг [26].

Следует особо подчеркнуть, что согласно современному законодательству подобная оценка не осуществляется в отношении создания, исполнения и интерпретаций произведений литературы и искусства.

Несмотря на то, что компромисс с Министерством культуры формально достигнут, он является временным решением, не устраняющим фундаментального противоречия. К творческой деятельности не представляется возможным применять методы управления и контроля идентичные методам, используемым при производстве обычных услуг, показатели качества которых имеет вполне реальное содержание. Неудовлетворительными апробированными решениями данной проблемы являются:

1. Указание условий предоставления культурных услуг, как главный критерий их эффективности.

2. Указание показателя удовлетворенности качеством оказания услуг, как главный критерий их эффективности.

3. Возвращение к идеологическому стандарту.

Существует суждение в отношении системы независимой оценки качества культурных услуг, создание которой предполагает массовые опросы потребителей и суммирование их оценок. «Многие исследователи убеждены в том, что оценка качества услуги подразумевает сопоставление потребителем уровня личных ожиданий качества услуги с уровнем собственного восприятия качества» [31]. Из этого следует, что любая система оценки подобных услуг так или иначе будет отражать субъективное мнение. Метод агрегирования оценок и определения мнения большинства также не может быть использован в данной системе, так как мнение большинства не является показателем истинности утверждения.

Зачастую в прошлом выдающиеся достижения человечества воспринимались большинством людей лишь много лет спустя (работы Лобачевского, Фарадея, поздние сонаты Бетховена и т.д.) Отличительной характеристикой творческих людей можно назвать постоянный поиск нового, неизведанного, а большинство обывателей социума тяготеют к уже знакомому, изученному. Поэтому проведение оценки культурных благ на основании мнения большинства - не представляется целесообразным. Единственным авторитетным мнением относительно качества культурных благ обладают профессиональные критики, их мнение наиболее объективное по сравнению с мнением остальных, и оно не нуждается в каких-либо стандартах. Некоторые эксперты в области экономики признают систему независимой оценки ключевой среди всех форм оценивания.

Поиски практического решения вопроса оценки качества культурных услуг были наиболее активны в период бюджетной реформы, когда учредители стали устанавливать учреждениям культуры государственные (муниципальные) задания на оказание услуг (выполнение работ), включающие количественные и качественные показатели. В последующее время система независимой оценки качества услуг, оказываемых организациями культуры была введена как одна из форм общественного контроля этих организаций. Состав показателей, применяемый независимой оценкой качества оказываемых услуг, отличается от набора показателей, используемого для формирования и контроля выполнения государственного (муниципального) задания. Выбор конкретного круга качественных показателей зависит от решаемых задач.

В большинстве случаев параметры качества культурных услуг не поддаются прямой жесткой регламентации. Но в настоящее время есть некоторые разработки по поводу решения данной проблемы. Например, в современном мире распространение получили относительные статистические показатели:

· Средняя заполняемость зрительного зала;

· Средняя посещаемость культурно-досуговых мероприятий.

В связи с проведением независимой оценки качества услуг, оказываемых организациями культуры, особого внимания заслуживают дополнения, внесенные в Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Закон освобождает от этой процедуры создание, исполнение и интерпретацию произведений литературы и искусства и смягчает требования к оценке качества услуг организаций культуры. Согласно нормам закона оцениваются не результаты труда (спектакли, массовые мероприятия, музейные выставки и др.), а условия оказания культурных услуг. [4]. В методических рекомендациях Министерства культуры РФ общие критерии оценки качества, установленные законом, не составляют в своей совокупности идеальную систему.

По мнению генерального директора Центра социально-экономических исследований культуры, Елизаветы Игнатьевны, совершенствование системы оценки качества оказания услуг следует начинать с уточнения объекта оценки, то есть перечня услуг и работ. Вышеупомянутый тезис был использован в статье для журнала справочник руководителя учреждения культуры. На сегодняшний день очевидна тенденция к унификации этого перечня по всей стране, принят единый, базовый (отраслевой) перечень услуг и работ в сфере культуры, кинематографии и архивного дела, который вводится в 2016 году. Данный документ неоднократно подвергался критике со стороны профессионального сообщества. В сфере народного творчества ряд необходимых позиций не был указан, а для организации исполнительских искусств перечень составлен слишком подробно. Таким образом, необходимым условием совершенствования системы оценки качества является корректировка базового (отраслевого) перечня услуг и работ в сфере культуры, кинематографии и архивного дела.

Общественным профессиональным институтам следует принимать более активное участие в составлении критериев и показателей оценки качества. Так как экономические показатели могут быть только вспомогательными, наиболее значимыми являются социальные индикаторы.

В современных условиях оценке качества культурных услуг придается чрезмерное значение. Осуществление на практике этого процесса государственно-общественного управления в значительной мере носит конъюктурный характер, т. е. находящийся "под влиянием каких-либо условий, обстановки".

Вопрос о качестве услуг или работ в сфере культуры является актуальной проблемой, особенно если его рассматривать относительно сферы современного искусства, которое представляет собой не сохранение старых, а создание новых произведений искусства, творческий процесс, эксперимент, который может и не быть успешным или понятым современниками.

Поэтому при оценке качества содержательный аспект не рассматривается, значение имеют только условия, в которых данные услуги предоставляются:

· уровень комфорта;

· качество обслуживающего персонала;

· возможность получения дополнительных материалов;

· наличие и качество сайта организации.

В настоящем времени учредитель на федеральном уровне оценивает степень и качество выполнения государственного задания по целому комплексу показателей:

· посещаемость мероприятий;

· доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования и т.д.

Данная система оценки имеет множество недочётов. С этим утверждением соглашается директор Российского академического молодежного театра, Софья Апфельбаум. Публикацию данного мнения можно найти в этом же журнале. Она приводит в защиту вышеописанного тезиса следующий иллюстрирующий пример: высокий показатель по внебюджетным доходам может означать как эффективность деятельности организации, так и то, что организация недофинансируется учредителем и поэтому внебюджетные доходы составляют существенную долю в бюджете.

Следует отметить, что по рассматриваемому в данной работе вопросу некоторые положительные корректировки были уже сделаны на законодательном уровне. Например, была дана возможность скорректировать показатель «посещаемость спектаклей», не учитывая в общей цифре спектакли экспериментального характера.

Нельзя не заострить наше внимание на то, что в настоящее время система поквартальной отчетности в отношении показателей качества организаций в сфере искусства и культуры носит достаточно формальный характер в связи с тем, что объективно оценить тенденции творческого развития представляется возможным лишь в течение более длительного времени.

Указ Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусматривает повышение заработной платы ряда работников социальной сферы, в том числе работников учреждений культуры, при одновременном требовании повышения качества работы учреждений [23]. По мнению начальника отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения министерства культуры и архивов Иркутской области, Сергея Алексеева, контроль качества, должен был осуществляться разнообразными механизмами контроля и оценки эффективности учреждений со стороны учредителей, финансовых, контрольно-надзорных и других органов. Однако в связи с тем, что учреждения культуры по определению должны удовлетворять культурные и иные запросы населения, важным показателем остается мнение независимых экспертов из состава общественных советов и непосредственно получателей услуг.

В сфере культуры основной объем услуг производят государственные и муниципальные учреждения, которые получают гарантированное финансирование в рамках государственного или муниципального задания. Независимая оценка вынуждает учреждения культуры учитывать мнение со стороны, и делит с учредителем осуществление функции контроля. Оценка учредителя в той же мере, что и самооценка не всегда является объективной.

На сегодняшний момент сложно говорить об эффективности системы независимой оценки, так как она существует всего лишь несколько лет. Процедура независимой оценки согласно законодательству должна осуществляться не чаще чем один год и не реже одного раза в три года, что означает значительные организационные и финансовые издержки.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что не смотря на существующие трудности, система независимой оценки обладает перспективой более точной оценки эффективности деятельности учреждений и улучшения их работы.

Многие учреждения культуры выполняют услуги по оказанию дополнительного образования для различных слоёв населения.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ был принят в предмет собственного правового регулирования включает три группы отношений:

1) в связи с реализацией права на образование,

2) по обеспечению государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования;

3) в связи с созданием условий для реализации права на образование.

Устанавливая в ст. 4 правило о том, что нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других нормативных правовых и правовых актах, должны соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными им, российское законодательство создало ситуацию, при которой Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» выступает как некий координационный центр, диктующий свою волю иным актам, невзирая на их форму (например, Трудовой кодекс) и отраслевую принадлежность. [24]

Исходя из сказанного, выше (по юридической силе) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» находится лишь Конституция Российской Федерации.

Определяющее значение имеет статья 7 Конституции Российской Федерации, поскольку именно она закладывает основу для всех социальных прав граждан и государственных обязательств в связи с их реализацией. [7]

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Из дефиниции «образование» следует, что образование - это общественно значимое благо и процесс интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека.

Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает, что образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности. Согласно ему же образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ; а образовательная программа - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Согласно статье 12 этого закона образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.[24]

В настоящее время употребление словосочетания «образовательные услуги» стало весьма часто употребляемым как в письменной, так и в устной речи, как для лиц, предоставляющих эти услуги, так и для лиц, их потребляющих. Можно сказать, что образовательные услуги - это услуги, предоставляемые в сфере (системе) образования.

Ни в Законе РФ «Об образовании», ни в других нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, официального определения образовательных услуг не содержится. Общее понятие услуг закреплено в Налоговом кодексе РФ. Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности [9]. Это означает, что при оказании услуг, как правило, не создается объектов материального мира, на которые могли бы распространяться права собственности. Услуги, преимущественно, не имеют овеществленной формы , а содержат полезный эффект в самих себе. Исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам (например, услуги фотографий, а также другие услуги, результат которых хранится на материальных носителях - магнитных лентах, дисках, бумаге и др.).

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Соотношение понятий услуги и образование позволяет нам определить, что образовательные услуги - это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения.

Существует проблема применения гражданско-правовых норм к сфере образования. С точки зрения гражданского законодательства услуги, как правило, имеют возмездный характер. Осуществление образовательного процесса государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов не является платным и не регулируется договорными отношениями об оказании образовательных услуг. Следовательно, в данном случае реализацию процесса обучения и воспитания нельзя абсолютно отождествлять с оказанием образовательных услуг.

В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, можно довольно часто встретить словосочетание «образовательные услуги», которое дополняется словом «платные» (иногда словом «дополнительные»). Данное дополнение употребляется именно с целью разграничить характер образовательной деятельности осуществляемой на платной и бесплатной основе. Когда речь заходит о бюджетных образовательных учреждениях, то, как правило, употребляется понятие «платные (платные дополнительные) образовательные услуги». Однако при регламентации деятельности негосударственных образовательных учреждений выражение «платные образовательные услуги» практически не используется, так как все услуги в данных организациях предоставляются за плату.

О том, насколько допустимо применительно к образовательной сфере (в частности, к бесплатному образованию) употреблять понятие «образовательные услуги», ведется немало дискуссий. В дальнейшем изложении под образовательными услугами будет подразумеваться деятельность образовательных организаций, направленная на достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения (независимо от того, является ли эта деятельность платной или нет).

Все услуги, которые оказываются в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам. Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением. Основываясь на данных ОКУН, можно говорить о следующих видах услуг в системе образования:

· услуги в системе дошкольного воспитания;

· услуги в системе среднего образования;

· услуги в системе высшего образования;

· услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе - профессиональная реабилитация кадров);

· обучение населения на курсах (в том числе - обучение на курсах иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках);

· прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).

Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями (физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, например, услуги в системе дошкольного воспитания предоставляются дошкольными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. К основным образовательным услугам относятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции [24]. Дополнительными образовательными услугами, соответственно, считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

* в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

* в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

* посредством индивидуальной трудовой педагогической деятельности.

Необходимо заметить, что государственные образовательные стандарты могут устанавливаться и по отдельным дополнительным образовательным программам.

В качестве микро-вывода к рассмотренной теме нам представляется целесообразно предоставить экономическую характеристику отрасли культуры. Отрасль культуры является составной частью народного хозяйства. Её отличает разнородность видов и форм деятельности, с чем связано экономическое многообразие результатов культурной деятельности - от единичного производства средств культуры (костюм для актера) до массового (предметы для занятий живописью), от единичного предложения предметов культуры (оригинальное живописное полотно) до массового спроса подобной продукции (эстампы, альбомы репродукций, предметы народных художественных промыслов), от культурных услуг многократного повторения до услуг кинофестиваля, повторение которых невозможно.

Наиболее тесно сфера культуры связана с такими отраслями национальной экономики, как образование, наука, физическая культура и спорт, здравоохранение, социальное обеспечение, процесс производства в которых оказывает непосредственное воздействие на потребителя.

Предметом труда в сфере культуры (т.е. тем, на что направлена «производственная» деятельность) является человек, воспринимающий и использующий культурные ценности, блага и услуги с целью повышения уровня своего духовного развития и удовлетворения культурных потребностей.

Средствами труда -- т.е. тем, с помощью чего осуществляется культурная работа с населением, являются в данном случае читальные, концертные, выставочные залы, музыкальные инструменты, кино- и видеоаппаратура, культтовары и т.п.

В роли продукта труда, изготовляемого для обмена, в сфере культуры выступает особый род творческой продукции -- услуга.

Таблица 1 Различия между сферой культуры и сферой материального производства

Сфера культуры

Сфера материального производства

Продукция имеет нематериальную природу.

Продукция имеет материальную природу.

Не поддается количественному измерению.

Поддается количественному измерению.

Индивидуальное производство.

Массовое, серийное производство.

Определяющее значение имеют внеэкономические факторы.

Определяющее значение имеют экономические факторы.

Обязательное условие -- неповторимость, оригинальность каждого «продукта».

Стремление к унификации, одинаковому набору свойств в каждом изделии.

Эффект не ограничен во времени.

Эффект ограничен во времени.

Услуга -- это социально-экономическое отношение, возникающее по поводу полезного действия труда, потребляемого как деятельность, или определенная целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда. При этом социально-культурная услуга существенно отличается от бытовых услуг, оказываемых в сфере обслуживания.

Социально-культурная услуга -- это нематериальное благо, процесс, в котором участвует как производитель, так и потребитель. Культурная услуга способна серьезно воздействовать на личность потребителя, духовно формировать и видоизменять ее. Спецификой культурной услуги является и ее непосредственная связь с пространственно-временным фактором: она оказывается только в данное время и в данном месте, при этом культурные «продукты» производятся и потребляются одновременно.

Итак, особенностями социально-культурной услуги являются:

1. нематериальный характер производимого эффекта;

2. активное участие потребителя в производстве услуг;

3. воздействие эффекта от услуги на личность потребителя;

4. узкая пространственно-временная локализация оказания культурных услуг.

Культурная деятельность, понимаемая как непрерывный творческо-производственный процесс «изготовления» культурных ценностей, благ и услуг, имеет три основные стадии: создание; распространение; освоение.

Делись добром ;)