Организация и методика использования сметного планирования на предприятии

курсовая работа

1.1 Цели, этапы, методы и виды сметного планирования

Цели сметного планирования:

· увязка текущих и перспективных планов;

· координация действий различных подразделений предприятий;

· детализация общих целей производства и доведение их до руководителей различных центров ответственности;

· управление и контроль за производством;

· стимулирование эффективной работы руководителей и персонала предприятия;

· определение будущих параметров хозяйственной деятельности;

· периодическое сравнение текущих результатов деятельности с планом, выявление отклонений и причин неудовлетворительной работы.

Сметное планирование включает два этапа:

· планирование - определение будущих целей, т.е. разработка бизнес-планов;

· мониторинг (сопровождение) - анализ текущей хозяйственной деятельности, т.е. того, как в течение планового периода производится выполнение запланированных решений[13].

При планировании потребности в оборотных средствах используются следующие методы:

· нормативный;

· расчетно-аналитический;

· балансовый;

· метод оптимизации;

· метод моделирования.

Сущность нормативного метода заключается в расчете объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на плановый объем показателя. Расчетно-аналитический метод подразумевает оценку потребности в оборотных средствах путем расчета затрат и потребности в ресурсах.

Сущность балансового метода при оценке потребности в оборотных средствах заключается в увязке объема затрат и источников доходов. Балансовый метод используется в основном на стабильных предприятиях. По данному методу потребность в оборотных ресурсах рассчитывается путем умножения выручки на долю элемента оборотных средств в выручке.

Метод оптимизации означает оценку потребности в оборотных средствах в многократном варианте. Из нескольких смет выбирается та, в которой отражен минимум затрат или максимум дохода.

Сущность метода моделирования основана на факторном анализе функциональных связей между различными составляющими процесса производства (например, моделирование зависимости оборотных средств от объемов реализации продукции).

Виды планирования:

· стратегическое (перспективное),

· среднесрочное (бизнес-план),

· текущее (тактическое).

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы, охватывает период в 10-15 лет, основывается на глобальных ресурсах.

Текущее планирование заключается в основном в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и не этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и не этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период[11].

В основу при разработке плана кладется:

- анализ перспектив развития фирмы;

- анализ позиций в конкурентной борьбе;

- выбор стратегии и определение приоритетов по конкретным видам деятельности;

- анализ направлений диверсификации.

На рисунке 2 представлена схема стратегического планирования, которая демонстрирует, что перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии. Текущие программы (бюджеты) ориентируют оперативные подразделения фирмы в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности, стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания специальной системы исполнения, построенной на управлении проектами.

смета себестоимость план прибыль

Рисунок 1. Схема стратегического планирования

Стратегический план выражен стратегией корпорации. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.

Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы, стратегия сбыта, финансовая стратегия и т.п. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели. В нем приводятся детальные сведения о продуктах, капиталовложениях, источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

Основным видом среднесрочных планов является бизнес-план, который имеет ряд особенностей, раскрываемых ниже.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы.

Делись добром ;)