Организация коммерческой деятельности в организации на примере ООО "ШаБо"
4. Трудовые ресурсы и производительность труда
Динамика изменения среднесписочной численности работающих и удельного веса персонала по роду деятельности в среднесписочной численности работающих в декабре 2014 года в сравнении с декабрем 2013 года приведена в таблице 5.
Данные подтверждают, что показатель численности работников в ООО «ШаБо» имеет тенденцию к уменьшению. В качестве причины изменения численного состава можно обозначить изменение норм труда.
Таблица 5 - Динамика изменения среднесписочной численности работающих за 2009-2010 гг.
Категория работающих |
Среднесписочная численность, чел. |
Отклонение (+,-) чел. |
Динамика, % |
||
декабрь 2013 г. |
декабрь 2014 г. |
||||
Всего работающие |
6 |
4 |
-2 |
66,7 |
|
Работники аппарата управления |
3 |
3 |
- |
100 |
|
Работники промышленно-производственного персонала |
3 |
1 |
-2 |
33.4 |
Численность промышленно-производственного персонала за 2014 г. уменьшилась на 2 человека или на 66,7% и составила 1 человек; среднесписочная численность всех работающих предприятия в декабре 2014 г. составила 4 человек и уменьшилась в сравнении с декабрем 2013 г. на 2 человек или 33,3%, а численность работников аппарата управления осталась без изменений.
С целью повышения эффективности производства, качества работы, производительности труда, своевременного выполнения плановых объемов работ работникам ООО «ШаБо» в течение отчетного периода была увеличена премия за производственные результаты всем категориям работающих и составила - 20%.
Высшее образование имеют 75% работников предприятия.
Структура предприятия является удовлетворительной для такого вида деятельности, какую осуществляет предприятие.
В ходе анализа использования рабочего времени оценивалась полнота использования рабочего времени. На основании баланса рабочего времени, отчета по труду и табельного учета был составлен баланс рабочего времени по организации (табл. 6).
Таблица 6 - Использование рабочего времени на ОАО «МАЗ»
Показатели |
за 2013 г. |
за 2014 г. |
Отклонения |
||
сумма |
% |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. Выпуск продукции (млн. руб.) |
243 |
15 |
-228 |
-93,8 |
|
2. Среднегодовая численность рабочих, чел. |
3 |
1 |
-2 |
-66,7 |
|
3. Отработано человеко-дней этими рабочими (тыс. дн.) |
696 |
232 |
-464 |
-33,3 |
|
4. Отработано человеко-часов (тыс. ч.) |
6960 |
1856 |
5104 |
-73,3 |
|
5. Среднее число дней, проработанных каждым рабочим |
232 |
232 |
- |
- |
|
6. Дневная выработка рабочего (млн. руб.) |
0,349 |
0,06 |
-0,284 |
-82,8 |
|
7. Часовая выработка рабочего (млн. руб.) |
0,0349 |
0,008 |
-0,026 |
-77,1 |
|
8. Продолжительность рабочего дня (час) |
10 |
8 |
-2 |
-20 |
|
9. Отработано одним рабочим за год (час) |
2320 |
1856 |
-464 |
-20 |
Приведенные в таблице 6 данные позволяют установить, что в анализируемой организации имелись положительные моменты в использовании рабочего времени, а именно:
а) среднее число дней, проработанных одним рабочим не изменилось.
б) снижение объема выпуска продукции в расчете на одного рабочего составило:
· за счет сокращение среднесписочной численности на 2 человека;(- 162 млн.руб.)
· за счет снижения целодневных потерь; ( - 0,284 млн.руб.)
· за счет снижения продолжительности дня; (- 0,026 млн.руб)
Итого в расчете на 1 рабочего снижение выпуска продукции составило 66 млн. руб. (81 млн. руб. - 15 млн. руб.).
в) задания по среднедневной и среднечасовой выработке не выполнены соответственно на 82,8и 77,1%, за счет чего снижен объем продукции;
Анализ использования рабочего времени показал, что в организации имеется резерв повышения производительности труда рабочих за счет ликвидации потерь рабочего времени, то есть возможно увеличение выработки продукции на одного рабочего в процентах к фактической выработке.
Производительность труда работников рассчитывается как отношение выручки предприятия к численности его работников.
Таблица 7 - Расчет показателей производительности труда работников ООО «ШаБо» в 2013-2014 годах.
Показатель |
2012 год |
2013 год |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение, % |
|
Выручка, млн. руб. |
596 |
55 |
-541 |
-90,7 |
|
Численность работников, чел. |
6 |
4 |
-2 |
-33,3 |
|
Производительность труда, млн. руб./чел. |
99,3 |
13,7 |
-85,6 |
-86,1 |
|
Прибыль от продаж, млн. руб. |
161 |
19 |
-142 |
-88,1 |
|
Прибыль от продаж на 1 работника, млн. руб. / чел. |
26,8 |
4,75 |
-22,05 |
-82,2 |
В целом по ООО «ШаБо» выручка на 1 работника в 2014 году составила 13,7 млн. руб., и снизилась в сравнении с 2013 г. на 86,1%.,
На основании соотношения с динамикой по соответствующим показателям (выручка на 1 работника) можно судить об эффективном управлении затратами на персонал в анализируемом периоде деятельности.
Прибыль от продаж на 1 работника составила 4,75 млн. руб. и снизилась на 82,2% в сравнении с 2013 годом.
Производительности труда - один из важнейших показателей эффективности работы предприятия. На ее величину влияют изменение выпуска продукции и среднесписочная численность промышленно-производственного персонала.
Повышение производительности труда связано с изменением всех затрат производства, в связи с чем на предприятии проводится работа по управлению этими процессами, их планирование и координирование (включая занятость, структуру кадров, технологию и оборудование, продукцию и рынки сбыта). Для повышения производительности труда в системе управления производительностью сочетаются два направления: мотивационное и техническое, т.е. усиление заинтересованности в повышении производительности труда и обеспечение условий ее роста.
Темпы роста производительности труда следует обеспечивать за счет:
· совершенствования организационной структуры управления;
· более рационального использования рабочего времени;
· исключения непроизводительных выплат и других направлений;
· расширения объемов производства и ассортимента выпускаемой продукции.
Рисунок 1 - Динамика производительности труда на ООО «ШаБо»
В дальнейшем планируется рост производительности труда за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции с более низкими затратами производства, расширения сферы услуг, оказываемых населению, выход предприятия на международные рынки за счет развития служб маркетинга и других направлений деятельности.