logo
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в г. Иркутске

2.2 Проблемы с полигоном

В конце января 2012 года Управление Росприроднадзора по Иркутской области выдало отрицательное заключение на организацию санкционированного полигона в районе поселка Маркова. Причем в довольно безапелляционной форме - без права доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям экспертной комиссии для повторного проведения государственной экологической экспертизы. А необходимость в санкционированном полигоне для Иркутского района, Иркутска и близлежащих территорий чрезвычайно высока.

Полтора года назад, в сентябре 2010 года, был заключен договор аренды земельного участка в поселке Маркова площадью 10 га под размещение полигона твердых бытовых отходов с ООО «СибЭкоТранс». Долгие годы на этом месте красовалась стихийная свалка, на которую свозили мусор из Иркутска и Маркова. Поскольку как такового хозяина у несанкционированной свалки не было, захламленная территория постоянно горела, отравляя местных жителей, а мусор разлетался по всей округе. За время бесхозного пользования накопилось около 90 тыс. тонн отходов. Компания «СибЭкоТранс», как только был заключен договор аренды, взялась за наведение порядка на несанкционированной свалке, параллельно готовя документы для получения всех необходимых разрешений. Было возведено ограждение по периметру, установлен цех прессования вторичного сырья, подведено электричество и водоснабжение, а также установлен контрольно-пропускной пункт для учета поступающих ТБО и проведения дозиметрического контроля на выявление радиоактивных отходов, проведена рекультивация двух гектаров земли, где и были накоплены отходы.

В августе 2011 года все работы на полигоне были прекращены в результате запрета прокуратуры Иркутского района.

12 марта 2012 года в средствах массовой информации появилось сообщение о запланированном строительстве мусороперерабатывающего завода и полигона вблизи п. Мамоны. Строительства завода и полигона для мусора, предназначенно для шести муниципальных образований (Иркутск, Иркутский район, Шелехов и Шелеховский район, Ангарск и Ангарский район), запланировано на 2015 год. Вместе с полигоном площадь займет 20 гектаров, но в будущем территорию планируют расширить до 50 гектаров.

Нужно отметить, что данное решение принято без учета мнения местных жителей, что является прямым нарушением Федерального закона 131 «О местном самоуправлении». Более того, жители Мамонского муниципального образования уже высказали свою позицию на сходе жителей в 2010 г. об исключении из схемы территориального планирования Иркутского района мусороперерабатывающего завода на территории Мамонского МО.

Местные жители, в строительстве полигона ТБО в непосредственной близости с населенным пунктам видим большую угрозу для своего здоровья и здоровья последующих поколений. Причем экологическая обстановка в Ленинском районе г. Иркутска, п. Малая Еланка, Вдовино, Западный, Южный, Мамоны и Максимовщина и без того плачевная, так как жители постоянно вынуждены дышать ядовитыми выбросами с химических комбинатов города Ангарска, алюминиевого завода, расположенного в г. Шелехов.

Ни для кого не секрет, какое вредное воздействие на здоровье человека. Ядовитый запах от полигона в неблагоприятную погоду может распространяться на расстояние до 10-15 км, а если завод будет предусматривать мусоросжигание, то отравляющее воздействие диоксинами может распространиться на территорию до 25 км., а это уже значительная часть г. Иркутска. По результатам обследования населения, проживающего вблизи таких заводов в европейских странах, согласно докладу Гринпис «Сжигание мусора и здоровье человека», вероятность возникновения онкологических заболеваний у взрослых и детей увеличивается в несколько раз, увеличение в 1,3 раза вероятности возникновения врожденных уродств и другие печальные последствия. Следует иметь в виду, что в Европейских странах ведется аккуратная сортировка отходов перед сжиганием. В частности, там реализован раздельный сбор мусора. В России мусоросжигание может вызвать куда более опасные последствия.