Организация транспортного хозяйства на предприятии
1.1 Задачи и функции транспортного хозяйства
Процесс изготовления продукции на промышленных предприятий сопровождается перемещением большого количества разнообразны грузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, отходов.
В течение производственного цикла все эти грузы подвергаются многочисленным перемещениям и погрузо-разгрузочным операциям многократно увеличивающим объем транспортных работ. На каждую технологическую операцию приходится несколько транспортных операций. Например, для получения 1т отливок в литейном цехе необходимо переместить 30-60 т грузов.
Это обуславливает большие затраты на транспортные работы, которые составляют 10-30% косвенных расходов в себестоимости продукции, а численность транспортников составляет около 12% общего числа рабочих.
Внутризаводской транспорт является не только средством перемещения грузов, но и орудием труда, организующим работу подразделений предприятия в заданном ритме или графике.
Например, внутризаводской транспорт является неотъемлемым элементом производства. Им осуществляется доставка обрабатываемых изделий между рабочими местами, участками и отделениями цеха в последовательности и ритме, заданных технологическим процессом.
Транспортно-конвейерные устройства автоматических и шуточных линий существенно влияют на ритмичность их работы, длительность производственного цикла. Велико значение транспорта и в своевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также в реализации готовой продукции.
Таким образом, внутризаводское транспортное хозяйство должно решать следующие задачи:
своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг;
организация рациональной эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов при минимальных затратах на транспортирование;
развитие технической базы и механизация всех трудоемких
транспортных процессов. Состав транспортного хозяйства предприятия зависит от характера выпускаемой продукции, типа и масштаба производства, производственной структуры предприятия.
Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции.
Рис.1 Примерная структура развитой транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия
Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.
Также задачами транспортного хозяйства являются содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии и снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.
Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.
По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт.
Функции транспортной службы предприятия:
разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;
планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
планирование потребности в запчастях и их приобретении;
оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
организация осмотров и ремонта транспортных средств;
организация безопасности движения;
организация обслуживания транспортных средств;
организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.
Назначение транспортного хозяйства предприятия заключается в полном удовлетворении потребностей предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.
1.2 Виды транспорта
Внутри предприятия должно быть обеспечено перемещение грузов между цехами, участками и рабочими местами. Для выполнения этих функций предназначен внутренний транспорт, который включает:
1. Межцеховой транспорт, который выполняет следующие функции:
доставка сырья материалов и комплектующих со складов в цехи;
перемещение заготовок, деталей и сборочных единиц из цеха в цех по ходу технологического процесса;
вывоз готовых изделий из цехов на склады готовой продукции;
перевозка разнообразных грузов: отходов, рабочего и отработанного инструмента, агрегатов в ремонт и из ремонта, запасных частей, порожней тары, топлива и горюче-смазочных материалов - между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими хозяйствами предприятия;
2. Внутрицеховой транспорт, который, в свою очередь, подразделяется на
межучастковый (транспортировка заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого цеха с участка на участок в процессе изготовления и сборки),
внутриучастковый (или межоперационный, осуществление транспортировки заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого участка между рабочими местами).
На предприятиях может применяться разнообразный парк средств транспорта.
По видам транспорта различают:
рельсовый (железнодорожный узкоколейный);
безрельсовый (автотранспорт, электротранспорт);
водный (морской, речной);
трубопроводный (трубопроводный пневмотранспорт, гравитационные продуктопроводы, нефтепроводы и др.);
специальный (технологический) транспорт;
подъемно-транспортные средства (конвейеры, краны, погрузчики, лифты и т.п.).
По способу действия различают:
транспорт прерывного действия (например, электропогрузчики);
транспорт непрерывного действия (например, конвейеры).
По направлению перемещения грузов различают транспорт:
горизонтальный;
вертикальный (лифты, подъемники);
горизонтально-вертикальный (мостовые краны, кран-балки, электропогрузчики);
наклонный (наклонные канатные и монорельсовые дороги, конвейеры).