Организация эффективной работы планово-экономического отдела предприятия. Формирование критериев эффективности

курсовая работа

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Формирование критериев эффективности работы

Западный менеджмент в основу управления бизнесом закладывает стоимостный подход, который гласит: «Все должны приносить стоимость. Кто стоимость не приносит, тот ее проедает». Таким образом, показатели KPI (Key Performance Indicators) в основном призваны измерять эффективность работы каждого подразделения или сотрудника.

Отличие данной системы от наших привычных показателей эффективности заключается в том, каждый конкретный бизнес имеет собственные KPI. Следовательно, отрицательные показатели эффективной работы одного предприятия вполне могут являться положительными для другого, если те находятся в разных условиях (иной рынок, этап развития фирмы, кадровый состав, степень подготовки менеджмента и прочее). Кроме того, конкретные цели и задачи для одной организации - давно пройденный этап, а для другой - наоборот, отдаленная перспектива.

Следовательно, понятие эффективности перестает быть абсолютным и превращается в критический фактор для данного конкретного бизнеса на данном конкретном этапе работы предприятия (или одного из его подразделений).

Прежде чем приступить к разработке показателей, определяющих эффективность работы какого-либо подразделения или сотрудника, следует ответить на главный вопрос: что является критическими факторами для того или иного бизнеса? Другими словами, когда разрабатывается и утверждается организационная структура предприятия, создается подразделение, то необходимо задается первым вопросом: зачем нужен тот или другой отдел, цех, подразделение, сотрудник? То есть каковы менеджерские ожидания от их работы? После ответа на первый вопрос тут же возникает второй: как измерить качество работы, ее эффективность?

И тут на помощь приходит система экономических показателей KPI, призванная оценить деятельность каждого, причем не только в контексте достигнутого положительного результата, но и с критических позиций.

При этом для каждого показателя эффективности создается некая матрица, описывающая сам показатель, объект отражения, возможность периодичности расчета и цели расчета.

Пример такой матрицы отражен в таблице 1.

Таблица 1 - Матрица показателей эффективности

Показатель

Значение

Лицо, которое оценивает показатель

Возможная периодичность расчета

Варианты использования

Прибыль, остающаяся после налогообложения, уплаты

процентов и дивидендов

Прибыль, остающаяся после уплаты налогов, на которую
влияют уровни доходов, расходов, инвестиций (амортизации)

Генеральный директор, директора филиалов, отвечающие за доходную и расходную части своего бюджета

Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно

Расчет бонусов, резерв самофинансирования, получение кредитов, оценка рентабельности вложений

Уровень прибыльности (как правило, в процентах)

Отношение валовой прибыли к общему объему продаж

Руководите-ли отделов, направлений бизнеса, развивающие продукт или услугу

Ежегодно, ежемесячно, а также вплоть до выпуска товара или технологи

чески завершено-

го процесса

Для оценки перспектив развития продукта, влияния спроса на товар или услугу, влияния конкуренции

Ротация кадров

Отношение общего числа уволенных за период к количеству работающих за тот же период

Директор по персоналу, руководители структурных подразделений компании, имеющие отдельное штатное расписание

Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно

Для оценки влияния текучести кадров на результаты бизнеса, прогнозирования периодов наиболее активного поиска персонала, определения лояльности каждой категории работающих, выявления скрытых резервов экономии, оценки эффективности работы кадрового аппарата

Средний объем продаж

Индивидуальный объем продаж (в штуках, денежных единицах) каждого продавца

Отдел продаж, менеджер по продажам

Ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно

Планирование доходной части бюджета подразделения, измерение эффективности работы каждого человека или отдела и как следствие распределение премиального фонда, выявление сезонности

Соотношение периодов оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности (равно как и каждый из периодов в отдельности)

Отношение среднего срока оплаты покупателем к среднему сроку оплаты поставщиком

Отдел по работе
с клиентами,
финансовый отдел, коммерческий отдел, отдел продаж

Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно

Планирование денежных потоков и кассовых разрывов, получение кредитов, расчет отсрочек платежей по контрактам, установление размеров скидок за раннюю оплату, выявление внутренних источников финансирования

KPI - это не просто показатели эффективности работы каждого подразделения и предприятия в целом, но и система показателей, которые отражают критические точки конкретного бизнеса.

Показатели, указанные в таблице и предлагаемые к использованию для измерения эффективности работы подразделений и должностных лиц, не являются сами по себе критериями эффективности. Так, например, показатель «прибыль, остающаяся после налогообложения, уплаты процентов и дивидендов», как и любая прибыль, не является сам по себе показателем эффективности работы организации, так как последняя может получать прибыль, но при этом не быть эффективной. То же относится к прибыльности (рентабельности) продаж, так как рентабельность - это экономический показатель, при расчете которого используется прибыль, сама по себе эффективности не отражающая.

Однако если предприятие работает в сфере низкорентабельного производства (хлебозавод или продажа газет и журналов), то в этих условиях наличие прибыли может считаться критическим для данного бизнеса фактором и входить в комплексную систему оценок.

Следует отметить, что показатель ротации кадров едва ли можно отнести к показателям эффективности, так как «текучесть» персонала может являться и положительным фактором. Вообще, постановка показателя динамики увольнений в числитель способствует размещению параметров эффективности использования трудовых ресурсов (таких, например, как показатель производительности труда) в границах, обеспечивающих продуктивность их применения. Таким образом, определить роль количества уволенных сотрудников будет невозможно в отрыве от настоящих показателей эффективности использования трудовых ресурсов.

Но если считать, что количество уволенных (уволившихся) сотрудников отрицательно характеризует работу директора по персоналу (учитывая, что в его обязанности, наоборот, входит задерживать людей на предприятии всеми возможными способами) и является критичным для работы другого предприятия, то, конечно, для службы персонала это будет показателем эффективности работы всего подразделения. Однако если говорить именно об измерителях эффективности использования трудовых ресурсов, то главным здесь все-таки должен быть показатель производительности труда.

Средний объем продаж в натуральном измерении тоже не оценивает эффективность продаж отдельно от сопоставления с затратами на эти продажи. Но если предприятие только вышло на рынок и находится в стадии экспансии, то положительная динамика роста объемов продаж в натуральном измерении может играть для него роль критического фактора в конкретный временной период и отражать, например, эффективность стратегических разработок отдела маркетинга на данном этапе развития бизнеса. [10]

Из всей приведенной таблицы, пожалуй, только последнюю графу - показатель оборачиваемости - можно отнести к параметрам эффективности.

Чтобы приступить к разработке и внедрению KPI, можно воспользоваться одним из двух вариантов:

Вариант 1 - исходить из организационной структуры организации, отвечая на вопрос о целях (они должны быть прописаны в Положениях об отделах, подразделениях и т. д.) по каждому подразделению.

Вариант 2 - исходить из комплексного анализа эффективности работы предприятия, т. е. взять каждую группу показателей эффективности и «привязать» к ним конкретные структуры.

При этом каждой группе эффективности можно добавить свои показатели, являющиеся критичными для предприятия (или подразделения) на данном этапе. Например, как указывалось выше, рост объема продаж может быть критичным для организации на данном отрезке времени безотносительно к затратам на эти продажи. Или фондоотдача может не быть критерием оценки работы предприятия, когда оно удвоило или утроило объем основных средств и готово несколько раз за год полностью обновить парк оборудования, лишь бы достичь конкретной стратегической цели: завоевать определенную долю рынка к намеченной дате, наводнив своей продукцией рынок любой ценой.

На практике разработка и внедрение подобной системы оценки всех и каждого сталкивается с одной и той же проблемой - низким уровнем образования менеджеров среднего звена, не готовых к командной разработке и внедрению подобных комплексных систем управления.

Определение критических факторов бизнеса - работа командная, комплексная. Все игроки должны соответствовать определенному профессиональному уровню. KPI одного подразделения не должны входить в противоречие с показателями другого (так, если одно подразделение видит своей задачей повышение производительности труда именно за счет сокращения численности, а другое - удержание персонала предприятия на достигнутом уровне всеми силами, то это, конечно, конфликт интересов).

Следовательно, при разработке кто-то должен играть роль координационного центра для приведения всех KPI в состояние непротиворечия друг другу.

Внедрение системы показателей KPI прежде всего позволяет выявить менеджеров, которые даже не понимают, за что, собственно, они несут ответственность на предприятии; они не в состоянии сформулировать свои цели, обозначить ориентиры своей работы, не говоря уже о том, что не могут измерить ее результаты.

Конечно, если на предприятии есть хотя бы один профессиональный экономист, который любую сформулированную цель может перевести на язык экономических показателей, то менеджеров от этого можно избавить, однако формулировку критериев оценки своего труда они должны предоставить.

Кроме того, внедрение подобного подхода позволяет разработать эффективную систему оплаты труда, так как полностью измеряет достижение поставленных целей. [14]

2.2 Критерии оценки эффективной работы планово-экономического отдела предприятия

Если в Положении о планово-экономическом отделе предприятия определена цель «Повышение эффективности использования всех видов ресурсов предприятия», то критериями оценки эффективной работы этого отдела будут как минимум:

ь оборачиваемость всех видов оборотных средств;

ь относительная экономия ресурсов (наличие или отсутствие);

ь изменение уровня затрат на 1 руб. продукции;

ь фондоотдача;

ь производительность труда;

ь срок окупаемости инвестиций, доходность конкретных видов финансовых вложений.

Рассмотрим каждый критерий более подробно:

1. Оборачиваемость оборотных средств - это длительность одного полного кругооборота средств, начиная с первой и кончая третьей фазой. Чем быстрее оборотные средства проходят эти фазы, тем больше продукции предприятие может произвести с одной и той же суммой оборотных средств. В разных хозяйствующих субъектах оборачиваемость оборотных средств различна, так как зависит от специфики производства и условий сбыта продукции, от особенностей в структуре оборотных средств, платежеспособности предприятия и других факторов.

Исчисление оборачиваемости оборотных средств может производиться как по плану, так и фактически. Плановая оборачиваемость может быть рассчитана только по нормируемым оборотным средствам, фактическая - по всем оборотным средствам, включая ненормируемые. Сопоставление плановой и фактической оборачиваемости отражает ускорение или замедление оборачиваемости нормируемых оборотных средств. При ускорении оборачиваемости происходит высвобождение оборотных средств из оборота, при замедлении возникает необходимость в дополнительном вовлечении средств в оборот. Оборачиваемость может быть определена как общая, так и частная. Длительность одного оборота в днях определяется на основании формулы:

O = (Co* Д)/T

где О - длительность одного оборота;

С0 - остатки (среднегодовые или на конец предстоящего (отчетного) периода), руб.;

Т - объем товарной продукции (по себестоимости или в ценах), руб.;

Д - число дней в отчетном периоде.

Коэффициент оборачиваемости показывает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами (за полугодие, квартал), и определяется по формуле:

Ко = Т / Со

где Ко - коэффициент оборачиваемости, т. е. количество оборотов.

Общая оборачиваемость характеризует интенсивность использования оборотных средств в целом по всем фазам кругооборота, не отражая особенностей кругооборота отдельных элементов или групп оборотных средств. В показателе общей оборачиваемости как бы нивелируется процесс улучшения или замедления оборачиваемости средств в отдельных фазах.

2. Относительная экономия ресурсов (наличие или отсутствие) - это экономия, характеризующая снижение фактического расхода ресурсов по отношению к их плановому уровню расхода с учетом выполнения плана по объему производства (или его динамики в отчетном периоде сравнительно с базисным. Она определяется вычитанием размера фактического расхода конкретных видов ресурсов из их расхода по плану (или в базисном периоде), скорректированного на индекс (уровень) выполнения плана по объему производства продукции (или с учетом динамики по сравнению с базисным периодом). Наличие относительной экономии означает, что фактический расход того или иного вида ресурсов на единицу продукции был ниже плановых норм (отчета в базисном периоде).

3. Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим её прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль товарной продукции:

Затраты на 1 руб ТП = З/ ТП

где З - общая сумма затрат на производство,

ТП - товарная продукция.

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат.

Отклонение уровня затрат на 1 рубль товарной продукции от плана объясняется либо производственными сбоями, либо просчетом плана планово-экономическим отделом и служит причиной доработки плана и устранения данных отклонений ПЭО. [2]

4. Показатель фондоотдачи иллюстрирует объем товарной или валовой продукции по отношению к стоимости основных фондов предприятия. Фондоотдача показывает, сколько продукции производит предприятие на каждую единицу стоимости основных фондов, которые были в нее вложены. Основная формула фондоотдачи (Ф) выглядит следующим образом:

Ф = Т /ОФ первонач.

где Т - произведенный товар,

ОФпервонач. - стоимость основных средств.

Если предприятие функционирует успешно, то показатель фондоотдачи отличается тенденцией к увеличению. [7]

Показатель уровня фондоотдачи, а точнее его отклонения является одной из главных причин по пересмотру производственного плана, его корректировки планово-экономическим отделом.

5. Производительность труда - характеристика эффективности производительной деятельности в течение определенного периода времени.

Уровень производительности может быть измерен с помощью показателей выработки и трудоемкости.

Выработка:

W = Q/T

Q - объем произведенной продукции

T - затраты рабочего времени

Обратным показателем является трудоемкость (t):

t = T/Q

Выработка может считаться для разных периодов.

Планирование производительности труда - часть процесса управления производительностью, предполагающего стратегическое и оперативное планирование, организацию, руководство и постоянный контроль за внедрением мероприятий, направленных на повышение производительности. Высокий показатель производительности труда свидетельствует о положительном результате работы ПЭО. [9]

6. Срок окупаемости - это продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Начальным моментом обычно является начало первого шага или начало операционной деятельности. Формула расчёта срока окупаемости имеет вид:

PP = Io/ CFсг

где РР - срок окупаемости инвестиций (лет),

Iо - первоначальные инвестиции.

CFcг - среднегодовая стоимость денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта.

Чем точнее спрогнозирован срок окупаемости, тем быстрее предприятие получит доход от инвестиций.

Доходность финансовых вложений - это относительный показатель, который говорит о том, какой процент приносит рубль инвестированных средств за определенный период. В самом общем виде показатель доходности можно определить как отношение полученного результата к затратам, которые принесли данный результат. Высокая доходность финансовых вложений говорит о качественной и эффективной работе планово-экономического отдела по анализу рынка инвестиций и успешного прогнозирования его развития. [11]

Несоответствие вышеперечисленных показателей плановым, резкие незапланированные изменения - всё это говорит о неэффективной работе планово-экономического отдела.

Делись добром ;)