Ординалистская теория поведения

контрольная работа

Потребительский выбор и потребительское поведение. Правило максимизации полезности

На земле практически нет человека, который не был бы ограничен в своих доходах. Можно назвать имена двух трех десятков людей, которые имеют неограниченные возможности покупать. Но ведь их возможности ничем не ограничены с нашей точки зрения, при нашем уровне доходов. А если спросить их самих? Наверняка им самим тоже не хватает доходов, чтобы удовлетворить свои потребности. Потому, что потребности не ограничены. Таким образом, первым фактором, влияющим на потребительский выбор, является бюджетное ограничение, или бюджетное сдерживание.

Вторым по значимости фактором потребительского выбора являются цены. Все товары поступают на рынок уже с определенными ценами, установленными с позиции издержек производства и добавленной стоимости. Однако для облегчения нашего анализа мы будем исходить и условий совершенной конкуренции, то есть из того, что цены на продукты заданы, они постоянны, а следовательно потребители и производители исходят из них как из чего-то данного, положенного.

Очень важным фактором потребительского выбора является субъективное восприятие товара потребителем или потребительские предпочтения. Человеку свойственно расставлять в определенном порядке свои альтернативные потребности в соответствии с уровнем получаемой полезности. Люди предпочитают именно этот порядок удовлетворения потребностей, так как по их субъективному мнению, он принесет больше полезности. При этом данный удовлетворения потребностей не вечен. Он может измениться. То есть он транзитивен.

Иначе говоря полезность одного и того же товара разная для различных покупателей, что очень четко определяет их поведение на рынке. Одни предпочитают есть французский сыр камамбер, для других он - заплесневевший сыр и ничего более. Совершенно очевидно, какую роль могут сыграть в рыночной судьбе этого сыра те, кто потребительское предпочтение отдает ему (позитивная оценка), и, конечно же те, кто от него отворачивается, даже не вынося его вида (негативная оценка). Значит, потребительский выбор зависит от потребительского предпочтения.

Три элемента (факторы) определяют потребительский выбор. Здесь все логично и понятно. Названные факторы обуславливают такое поведение потребителя, при котором он должен извлечь максимальную пользу из своего ограниченного бюджета. Распределить расходы по своим потребностям так, чтобы удовлетворить их с максимальной отдачей, то есть максимизировать совокупную полезность потребляемых товаров.

Иначе говоря, потребительское поведение представляет собой процесс формирования спроса, который зависти от конкретных доходов потребителя, а следовательно, именно из этого спроса должен исходить производитель, планируя свою стратегию и тактику на рынке.

Безусловно, поведение людей на рынке субъективно. При том, что потребитель, конечно же, не чертит кривую своего спроса на соответствующий товар. Но мы исходим их того, что средний потребитель - разумный человек, пытающийся разумным способ распорядиться своими доходами. В этом стремлении формируются нечто общее, свойственное среднему потребителю и отсекающее крайние индивидуальные особенности в потреблении.

На таких предпосылках и строиться потребительское поведение.

Потребительское поведение методологически исходит из теории предельной полезности. Потребитель покупает товары и услуги для удовлетворения своих потребностей, то есть он хочет получить определенную полезность от них. Следовательно, полезность есть то удовольствие или удовлетворение, которые потребители получают от покупаемых товаров или услуг.

В теории предельной полезности существует два ее направления: кардиналистская и ординалистская.

Делись добром ;)