Основная проблематика экономической мысли античности

курсовая работа

1. Зарождение экономической мысли античности

Гипотетическими представляются многие проблемы развития хозяйства в палеолите и мезолите, возникновения общины, становления производящего хозяйства, складывания хозяйственного типа высших охотников, рыболовов и собирателей -- эволюции форм собственности.

Характеристика экономической истории первобытного общества основывается на данных, достигнутых наукой на сегодняшний день, и не может претендовать на абсолютную полноту.

Эпоху первобытности принято называть каменным веком, а начальный ее этап -- ранним палеолитом (древним каменным веком). Ранний палеолит завершился примерно 100 тыс. лет до н. э. Неандертальский тип человека сформировался примерно 200 тыс. лет назад. Жизнь неандертальцев, как и их предшественников, основывалась на собирательстве, рыбной ловле и охоте - эта хозяйственная деятельность является первой формой экономической деятельности человека. Калашникова Т.В. История экономики: Учебник / Т.В. Калашникова, Е.П. Костенко.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- С. 6.

Эпоха среднего палеолита началась примерно 100 тыс. лет назад, а эпоха позднего палеолита -- примерно 40 тыс. лет назад. Завершилась эпоха позднего палеолита в XII тыс. до н. э. Мозговые извилины у Кроманьонского человека были развиты в той же мере, что и у жителей Земли конца XX в. Кроманьонцы стали первыми существами, обладающими не просто звуковой, а уже членораздельной речью.

Речь сильно повлияла на повседневный быт кроманьонцев, позволяя добиться лучшей организации труда и взаимопонимания. Это существенно ускорило, темпы развития человеческого общества. С этого времени скорость изменений в жизни людей будет постоянно нарастать -- это было заложено в самой природе человека. 40 тыс. лет до н. э. на Земле обитали уже одни люди современного типа. Общая плотность населения тогда была еще очень невелика и составляла примерно 0,1 человека на 1 км2. Более четкой становится социальная организация общины, в которой выделяются группы взрослых мужчин, женщин и детей. Тип хозяйства в эпоху позднего палеолита определяют как простое присваивающее хозяйство низших охотников, рыболовов и собирателей.

В тех общинах, в которых люди хотя бы время от времени получали избыточный продукт, постепенно складывалось трудовое распределение -- при дележе добычи учитывались не только особенности пола и возраста, но и личное участие каждого в процессе труда. (В будущем это станет одним из оснований для формирования института частной собственности.)

Регулярное получение прибавочного продукта привело к возникновению обмена. Обмен возник на границах общин -- соседские коллективы обменивались тем, что им давала природа: ценные породы дерева, камни, шкуры, редкие раковины и пр. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Дарообмен способствовал укреплению связей между ближайшими общинами -- его можно рассматривать как первую в истории человечества форму внешнеэкономического сотрудничества.

Ученые предполагают, что мышление человека эпохи позднего палеолита было тождественным мышлению современного человека и логичным, но еще не успела сформироваться развитая система широких грамматических обобщений. Это приводило к очень большому словарному запасу -- для каждой вещи, предмета, явления существовало свое название, грамматика была чрезмерно усложненной за счет детализации, и число форм одного глагола могло достигать сотен. Однако отсутствовали собирательные понятия, как, например, растения, животные, пр.

Такие же закономерности прослеживаются и в первых арифметических знаниях: существовали не числа вообще, а числа, привязанные к определенным предметам: две руки, пять пальцев и т.д.

Хронологические рамки мезолита -- XII -- VIII тыс. до н. э. В этот период условия жизни людей существенно изменились.

В эпоху мезолита структура хозяйства продолжала оставаться такой же. Накапливаются изменения и в общественных отношениях: два или несколько ближайших родов объединяются в племя. Образование племен было важным шагом на пути исторического развития общества, так как означало продвижение на пути к складыванию союзов племен, а затем -- в более отдаленную эпоху -- и государств. Важнейшим научным достижением этого периода явилось появление письменности -- знания пиктографии (рисуночного письма). Хотя возможности ее использования были ограничены, поскольку понять эти записи можно было только с помощью того, кто их сделал, значение этого события огромно: человек научился фиксировать, сохранять и передавать информацию.

Следующий после мезолита период называют неолитом -- новым каменным веком. Его хронологические рамки -- VIII--IV тыс. до н. э.

В это время неоднородность хозяйственной эволюции приводит к тому, что параллельно сосуществуют отсталые племена, ведущие кочевой образ жизни, занимающиеся традиционной охотой, рыболовством и собирательством и изготовляющие грубые и большие по размеру орудия труда, и племена высших охотников, рыболовов и собирателей, ведущих высокоспециализированное присваивающее хозяйство. История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.- М.: ЮНИТИ, 2000.- С. 48.

На еще более высокой ступени экономического развития стояли племена, перешедшие от хозяйства присваивающего к производящему. Структура производящего хозяйства принципиально отличалась от структуры присваивающего хозяйства: основными отраслями экономики стали земледелие, скотоводство и ремесла. Этот переход получил в историко-экономической литературе название неолитической революции (X--III тыс. до н.э.).Таким образом, возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики и фундаментом для всей дальнейшей экономической истории человечества.

Одними из первых, возникших на нашей планете в IV тыс. до н. э. были древние государства Месопотамии -- страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Сирийской степью на западе и горными районами Ирана на востоке (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную от речных наносов долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.

Примерно до 2340 г. до н. э. в Месопотамии существовало два крупных государства: государство шумеров (Шумер) на юге и государство семитов (Аккад) на севере. Аккадский царь Саргон I сумел путем завоеваний объединить эти государства в единое Шумеро-Аккадское царство. Объединение этих государств положительно отразилось на экономике Месопотамии. Это дало возможность регулировать всю речную и оросительную систему Двуречья, что улучшило и транспортную и ирригационную сеть. Введение единой системы мер и веса способствовало улучшению торговли. Рост земледелия, ремесел и торговли и на этой основе укрепление финансов позволяли содержать сильную постоянную армию в 5400 воинов.

После многолетних войн, в 1897 г. до н. э. было создано Вавилонское царство. Наибольший расцвет Вавилонское царство достигло при царе Хаммурапи, который вновь объединил земли Месопотамии и прославился в истории не столько своими завоевательными походами, сколько созданием свода законов -- кодекс Хаммурапи. Этот кодекс -- важнейший исторический источник для изучения общественного строя и хозяйственной жизни древневосточного государства. Свод законов Хаммурапи даёт представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось в то время естественным и вечным, рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев. Законы Хаммурапи отразили заботу об укреплении и охране частной собственности. Покушение на неё каралось смертной казнью и отдачей в рабство. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997.- С. 5.

Особенностью экономики древнейших государств Месопотамии было сосуществование сельской общины с рабовладельческим хозяйством. Важной отраслью сельского хозяйства было садоводство, виноградарство, овощеводство. Кодекс Хаммурапи устанавливал высокий штраф -- полмины серебра (252 г серебра) за порубку садового дерева в чужом саду.

Для обеспечения развитых экономических отношений, выполнения государством своих функций, а следовательно, сбора налогов вводятся денежная и налоговая системы. Сначала налоги взимались натурой (скотом, зерном), затем в XX в. до н. э. стали применяться весовые металлические деньги в виде слитков серебра -- шекели, вес которых составлял примерно 8 г.

Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились, во II тыс. до н. э. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20--30% годовых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под своей контроль недвижимость заемщика.

Экономика, наука и культура Древней Месопотамии стали основой развития Ближневосточной, Средиземноморской и в дальнейшем всей Европейской цивилизации.

Одним из ранних центров мировой культуры в древности стал бассейн реки Хуанхэ, где возникла цивилизация Китая. Во II тыс. до н. э. в Китае шел процесс разложения первобытнообщинного строя и формирования раннеклассовых отношений. В дальнейшем (X -- III вв.. до н. э.) происходило складывание антагонистического общества, для которого характерно сочетание государственной системы эксплуатации земледельческого населения с неразвитыми формами частного рабовладения. В империи Цинь (III в. до н. э) деспотические формы правления достигли своей крайней степени. В дальнейшем (III в. до н. э -- III в. н. э.) происходило совершенствование сложившегося экономического строя, выработка оптимальных методов управления колоссальной империей.

Ведущим видом деятельности населения Древнего Китая было сельское хозяйство. В Западном Китае на плоскогорье развивалось скотоводство. В Восточном Китае в долинах рек главным было земледелие. Выращивались просо, ячмень, пшеница, позже главной культурой, завезенной с юга, стал рис. Орудиями труда были мотыга, затем появился плуг.

Видя в земледелии основу экономики, государство уделяло ему главное внимание и заботу. Труд земледельца был окружен ореолом святости.

Высокий уровень знаний агротехники позволял китайцам получать хорошие урожаи продовольственных и технических культур. Китайцы первыми стали заниматься шелководством.

Древний Китай славился своими ремеслами. С времен неолита здесь достигли высокого мастерства в обработке камня, кости, дерева. Большое развитие получило гончарное дело. В стране было много высококачественной белой глины -- каолина. Сначала керамические изделия лепились руками ленточным способом -- глиняные ленты клались по спирали. Позже стали применять гончарный круг. Глиняные сосуды делались различной формы. Их высота достигала одного метра. Это свидетельствует о высоком искусстве мастеров. Результатом развития этого мастерства стало изобретение в Китае фарфора. История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.- М.: ЮНИТИ, 2000.- С.94.

Рост объема избыточного продукта привел к появлению сначала меновой торговли, а затем и денежной. Развитие внутренней торговли обусловливалось не только разделением сельскохозяйственного и ремесленного производства, но и обособлением скотоводческих и земледельческих районов.

Будучи страной с высокоразвитым ремесленным производством и мировым монополистом в изготовлении ряда товаров (шелк, фарфор), Китай вел обширную торговлю с соседними странами. Китайские караваны доставляли товары в Среднюю Азию. Оттуда -- в Сирию и Римскую империю. На востоке китайцы торговали с Кореей, государствами Индокитайского полуострова. В Китай ввозились драгоценные металлы и камни, ковры, лошади, верблюды, медь, кораллы и др. Внешняя торговля была важным источником доходов как государственной казны, так и развитого слоя купечества.

Развитие ремесел и торговли обусловливало рост городов. Города создавались как административные центры, крепости. Со временем они становились экономическими центрами страны. Накапливаемые в казне средства позволяли вести обширные государственные строительные работы.

Таких масштабов строительства дорог, как в Китае, не знало ни одно государство Древнего мира.

Как и в других странах древнего Востока, основными формами эксплуатации местного населения были налоги и трудовые повинности общинного крестьянства в пользу государства. Поэтому одной из проблем древнекитайской экономической мысли был вопрос о такой государственной регламентации налогов и повинностей, в результате которой не были бы подорваны натурально-хозяйственные устои экономики. Но мыслители Древнего Китая видели свои социальные идеалы не в будущем страны, а в ее прошлом, в «мифической» истории, в реставрации старых социально-экономических институтов.

Экономическая мысль Древнего Китая возникла и развивалась в рамках общих направлений философских и политических учений. Основные течения древнекитайской общественной мысли -- конфуцианство, даосизм, моизм, легизм -- оформились в VI--III вв. до н. э., но лишь первые два перешагнули рубеж древности.

Знание истории древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, а так же в Египте и в Китае, позволяет нам изучить важнейший этап в развитии человечества -- распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

Античные страны, как и древневосточные, традиционно называют рабовладельческими, однако типы производства в этих государствах значительно различались. На Древнем Востоке существовал так называемый азиатский способ производства, основанный на патриархальном рабстве (от слова патриарх -- глава семьи) -- сравнительно мягком типе рабства, возникающем на первых этапах развития древних государств. В древневосточных странах рабы не являлись основными производителями материальных благ, эта роль принадлежала преимущественно различным категориям крестьян-общинников, находившихся в той или иной степени зависимости от государства, которому принадлежала большая часть земельного фонда.

В античных странах сначала также существовало патриархальное рабство, но по мере развития производства, товарно-денежных отношений оно уступило место так называемому классическому рабству, которое характеризуется высокой степенью эксплуатации рабов, стремлением получить максимальную выгоду от их труда. В отличие от патриархальных рабов, за которыми признавались некоторые права человеческой личности, рабы классического типа были лишены всех прав, считались живыми орудиями труда. В античном обществе именно рабский труд являлся основой производства. Еще одна характерная черта античной экономики -- существование полисной собственности на землю, являвшейся своеобразным сочетанием общинной и частной собственности. История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.- М.: ЮНИТИ, 2000.- С. 106.

Эволюция античной экономической мысли прошла ряд этапов, связанных с развитием рабовладельческих отношений: зарождение античной экономической мысли связано с тем, что XX -- XVII вв. до н. э. относится возникновение раннерабовладельческих государств на греческих островах Эгейского архипелага (Лемнос, Мелос, Сирое).

Развитие материковой Греции в III тыс. до н. э. шло не столь быстрыми темпами, однако в некоторых прибрежных областях, уже во второй половине III тыс. до н. э. возникают довольно развитые культуры. В конце III тыс. до н. э. из Северной Греции на юг переселяются греческие племена ахейцы, которые в большинстве районов вытеснили догреческое население (пеласгов) и к середине II тыс. до н. э. создали свои государства, расцвет которых пришелся на XV--XIII вв. до н. э., причем с XIV в. до н. э. наиболее влиятельным среди них был город Микены в Арголиде (северо-восток полуострова Пелопоннес). Разложение общинного строя происходило медленно. Лишь с XVII в. до н. э. началось формирование раннерабовладельческих государств ахейцев -- Микен, Тиринфа, Пилоса и др. В XVI -- XIII вв. до н. э. здесь значительного прогресса достигли земледелие и ремесла. Ахейцы вели обширную заморскую торговлю. Их цари становятся крупными рабовладельцами. Для этого периода характерны постоянные междоусобные войны, в том числе Троянская (ок. 1240 до н. э.), которые вели к упадку экономики и культуры ахейских государств.

В конце XII -- начале XI в. до н. э. на материковую Грецию вторгаются новые греческие племена дорийцев, живших в условиях родового строя, что привело к оживлению родовых отношений. В разных греческих государствах шел процесс порабощения местного населения, становившегося собственностью родов завоевателей. Так, в Спарте членам общины завоевателей -- спартиатам противостояли лично свободные, но лишенные политических прав периэки -- коренное население Спарты -- и илоты -- покоренное спартиатами земледельческое население Мессении и других областей.

Экономическое развитие в XI-VI вв. до н. э. охватывает два этапа истории Древней Греции: так называемые темные века (XI--IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII--VI вв. до н. э.). Темные века часто называют гомеровским периодом, так как наряду с археологическими данными основным источником для изучения этого времени являются поэмы «Илиада» и «Одиссея» - Гомера.

К периоду раннего рабовладения относятся первые проявления экономической мысли древних греков. Они обнаруживаются, в частности, в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (X -- VIII вв. до н. э.), где отражается переходный период, когда в рамках общинного строя уже начинало развиваться рабовладение. Сказывается культ войны, воспевается поход греков на Трою. В поэмах, осуждаются происки иноземных купцов, покушающихся на натуральное хозяйство, прославляется сельское хозяйство как плодотворное занятие, достойное свободных людей. Богатство понимается автором в натурально-хозяйственном смысле, как скопление металлов, хлеба, скота, запасов всякого рода Смирнова А.Н. История политических и правовых учений. - М.: Смарт, 2005 - С. 16. Патриархальный характер рабства, натуральный характер хозяйства непосредственно сказывались на экономических воззрениях, нашедших отражение в греческом эпосе.

Такого же рода идеи характерны для воззрений древнегреческого поэта Гесиода (VIII -- VII вв. до н. э.) в поэме «Труды и дни». Идеализируя прошлое, излагая легенду о «золотом веке», Гесиод фактически идеализировал общинный строй и выражал нужды обреченного на бедность и тяжелый труд беотийского крестьянина после наступления «железного века», когда «богатство -- сила», «честь следует за богатством». Но в то же время Гесиод допускал симбиоз крестьянского хозяйства с патриархальным рабством. Первостепенным для крестьянского хозяйства он считал сооружение дома, приобретение вола, инвентаря, рабыни. Оставаясь идеологом крестьян, Гесиод воспевал труд, советовал «трудом добывать пропитание». Сбыт продукции он считал правомерным, но осуждал увлечение торговлей и судоходством.

Переходный характер отношений, неразвитость рабовладения нашли отражение в экономической мысли Спарты того же периода. Это объяснялось тем, что на ее территории со времен завоевания Мессении утвердилось коллективное рабовладение военной касты, сохранявшее аграрный и натурально-хозяйственный характер. Земля оставалась общим достоянием господ, а илоты (рабы) были по своему положению близки к крепостным, поскольку имели семьи и свое хозяйство. Экономические идеи, порожденные этим строем, нашли отражение в знаменитых законах Ликурга, считавшегося основоположником таких порядков.

Историческая традиция относит деятельность полулегендарного мудреца Ликурга к IX -- VIII вв. до н. э. Ему приписываются раздел всей земли на 9 или 10 тыс. наделов (клеров), предоставление каждому спартиату равного участка (25--30 га) в наследственное пользование, прикрепление илотов к земле, запрет их продажи, установление совместных трапез для господ, переведение их на лагерный режим, создание жесткой системы воспитания молодежи, запрещение торгово-ремесленных занятий, введение железных денег, исключение поездок в другие страны. Следовательно, имела место ориентация на общинное (в дальнейшем -- государственное) рабовладение, землевладение и даже потребление, на военный, террористический режим господства над илотами, на утверждение натурального хозяйства.

Развитие производительных сил в греческих государствах в VIII -- VI вв. до н. э., приведшее к отделению ремесла от земледелия, способствовало расширению торговли, росту городов. В городах сосредоточивались обезземеленные крестьяне. Увеличивалась потребность и в рабах. Средством смягчения классовых противоречий стала колонизация.

В этот же период в Греции происходит развитие особой формы социально-экономической и политической организации общества -- полиса. Полис (гр. город, государство) -- особый тип государства, возникший как коллектив граждан-землевладельцев, представляет собой город с прилегающей к нему сельской территорией. История мировой экономики: учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.- М.: ЮНИТИ, 2000.- С. 110. Принадлежность к полису предоставляла гражданам право на землю и рабов.

Особенностью периода VIII -- VI вв. до н. э. была конфликт основной массы свободного населения и родовой аристократии. Отражением этой борьбы были реформы Солона. Солон - один из крупнейших афинских реформаторов, политический деятель и поэт, считающийся одним из семи греческих мудрецов. Избранный в Афинах в 594 г. до н. э. на должность первого архонта с правами законодателя, он осуществил ряд реформ, направленных на преодоление острых противоречий в развитии рабовладельческого общества. Он начал преобразования, направленные на восстановление единства гражданского коллектива. Прежде всего, он провел сейсахтейю (гр. стряхивание бремени): все долги, сделанные под залог земли, и накопившиеся по ним проценты были объявлены недействительными. Рабство за долги было отменено, афиняне-должники, проданные за границу, были выкуплены за счет государства. Сейсахтейя, а также законы о запрещении приобретения земли свыше определенной нормы предотвратили разорение крестьян и способствовали развитию в Аттике в основном среднего и мелкого землевладения. Для облегчения торговли Афин с Малой Азией и западной частью Средиземного моря была проведена унификация мер и весов, и господствовавшая ранее эгинская монетная система была заменена более легкой эвбейской. Были также приняты меры, направленные на усиление товарности сельского хозяйства: поощрялось развитие садово-огородных культур, разрешался вывоз за границу оливкового масла. Большое внимание уделялось также ремеслу: в частности, было установлено, что если отец не обучил сына какому-либо ремеслу, он не мог в старости претендовать на сыновнюю поддержку. Кроме того, был запрещен вывоз сырья; в Афины привлекались иностранные мастера-ремесленники, многим метекам, занимавшимся ремеслом, было предоставлено афинское гражданство.

Важными преобразованиями Солона, свидетельствующими о достижении высокого уровня товарно-денежных отношений в Афинах VII--VI вв. до н. э., были введение свободы завещаний и замена родовых привилегий имущественными: в зависимости от земельного дохода все граждане были разделены на четыре категории.

Реформы Солона свидетельствуют о понимании им острых проблем развития рабовладения, об опасности порабощения основной массы земледельческого населения, что сузило бы социальную базу рабовладельческого строя.

Хотя реформы Солона и подорвали власть родовой знати, подавить ее сопротивление было возможно лишь с помощью насилия. В этих условиях в Афинах возникает режим единоличной власти -- тирания, установленная путем вооруженной борьбы и опиравшаяся на крестьянскую бедноту, торговцев и ремесленников. Писистрат, захвативший власть в Афинах и ставший тираном на длительное время (560--527 до н. э. с перерывами), проводил политику в интересах крестьянства и торгово-ремесленных слоев демоса. Писистрат ввел государственный кредит на льготных условиях, снизил налоги с крестьянских хозяйств, организовал строительство дорог, уравнительный раздел земель завоеванного острова Саламина. Полученные участки крестьянам запрещалось сдавать в аренду, продавать, менять, закладывать. Не разрешалось даже уходить в города. Одновременно Писистрат поощрял рост городов, развитие торговли и промышленности. В Афинах было начато обширное строительство. Мероприятия Писистрата были направлены на поиски компромисса между крестьянским хозяйством и рабством.

Таким образом, экономическая мысль греческих государств X -- VI вв. до н. э., нашедшая отражение в литературных произведениях, экономической политике, законодательстве, свидетельствует о переходном характере общественных отношений от родового строя к рабовладению. По мере развития последних происходит отказ от родовых традиций, создание условий для развития товарно-денежных отношений, расширения эксплуатации рабов иноземного происхождения. Это ярко проявилось в реформах Солона, в деятельности Писистрата.

VIII--VI вв. до н. э. характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации: 1) это Великая колонизация -- освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского морей, 2) оформление полиса как особого типа общины.

Делись добром ;)