Основные конкуренции рынка
1. Понятие и виды конкуренции
Истории давно известны два противоположных вида взаимоотношений субъектов рынка - конкуренция и монополия.
Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производств, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка.
Чтобы лучше понять конкуренцию, её нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка является несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
По масштабам развития конкуренция может быть:
1. индивидуальная (один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” - выбрать наилучшие условия купли - продажи товаров и услуг);
2. местной (введется среди товаровладельцев, какой - то территории);
3. отраслевой (в одной из отраслей рынка идёт борьба за получение наибольшего дохода);
4. межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
5. национальный (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
6. глобальный (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке.
По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.
По методам введения рыночное соперничество делится на:
1) ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен);
2) неценовое (победу одерживают путём повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.).